Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 32:28
Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла
Возненавидим образ жизни людей несведущих, потому что небезопасен путь их, как написано: Яко язык погубивый совет есть, и несть в них художества. Потому и пророк сказал: Господи Боже сил. Не седох в сонме … играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине седях, яко горести исполнихся (Иер. 15:16-17).
Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла
См. Толкование на Втор. 32:05
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?
Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
До сего стиха Моисей говорил словами, исходящими от имени Самого Господа: с 28-го стиха по 33-й его собственные слова передают как бы личные его мысли. Он говорит об Израиле, видя пророческим духом его забвение Иеговы и обетований: Что он народ потерявший смысл (Втор. 32:28-29), иначе как мог бы он забыть, что не собственное силой своей занял он Палестину, отняв ее у многочисленных врагов, а силою Заступника Израиля и Господа его (Втор. 32:30). Ст. Втор. 32:31 напоминает Израилю, что враги его как египтяне (Исх. 14:25) или Валаам (Чис. 23, Чис. 24) торжественно сознавали, что перед Заступником Израиля ничтожны те силы, на которые они надеялись. Ст. Втор. 32:32 и Втор. 32:33 признаются относящимися не к язычникам, о которых была речь в предыдущем стихе, а к самому Израилю: в стихах этих заключается разъяснение безумия Израиля. Лозою пересаженною из Египта в землю обетования называется самый народ (Ср. Пс. 79:9 и Ис. 5:1-7), но плоды дала эта лоза горькие, – это плоды лозы не Божией, а Содомской и Гоморрской, что означает крайний разврат и забвение правды (Ср. Ис. 1:10; Иер. 23:14).
Здесь опять кончается речь Моисея, чтобы опять перейти в слова, произносимые от имени Господа.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
С поразительною точностию исполнились над народом еврейским и те страшные прещения Божии, которые возвестил Моисей от лица Иеговы – за нарушение Его законов, и наипаче за отвержение посланного к сему народу Мессии Христа. Плен вавилонский, затем рассеяние по всей земле, отвержение Богом. презрение и притеснение от всех народов, которые испытывают Евреи до сих пор, суть точное исполнение сих грозных прещений Божиих.
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
Евреи однако же столь бесчувственны и грубы, что не хотят видеть причину своих несчастий в оставлении их Богом, тогда как это ясно для самих врагов еврейских, которых Моисей и призывает во свидетели. Ибо Египтяне, например, Амаликиты и Мадианитяне на себе чувствовали, как сильно и могущественно было покровительство Иеговы над своим народом. Порча Евреев изображается в следующих метафорах (Втор.32:32-33).