Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том

Вопрос: соблюдается ли между демонами порядок нападений?

Герман. Следовательно, надо думать, что у них соблюдается некоторый порядок сменяемости и разумная тактика нападений; между тем известно, что разумный порядок может быть только у добрых и честных, как говорится в Св. Писании: поищешь мудрости у злых и не найдешь (Притч. 14:6). Враги наши бессмысленны (Втор. 32:31). Еще: «нет мудрости, нет мужества, нет совета у нечестивых» (Притч. 21:30).

Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас, и всадника его в безумие: и на дом Иудов отверзу очи мои, и вся кони людей поражу во ослепление

Что и всякую войну прекратит и нападения преследующих сделает бесплодными, это дает видеть в словах, что поразит коня и всадника исступлением и безумием и ослеплением. Находиться в исступлении и впадать в безумие, думаю, одно и то же, ибо исступление со всею справедливостью можно понимать как выхождение из ума. Когда это произойдет и случится с жаждущими убийства, тогда святым вполне позволительно сказать о своих преследователях: «врази наши не разумливи» (Втор. 32:31), – и еще: «сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Тии спяти быша и падоша: мы же возстахом и исправихомся» (Пс. 19:8–9). И иначе может впасть в безумие и подвергнется неожиданному исступлению, то есть удивлению, тот, кто нечестиво преследует незлобие святых, именно: когда увидит, что они побеждают в бедствиях и в поражениях, – и когда кажутся побежденными, тогда то в особенности и всего более одолевают, если только справедливо то, что в страдании по преимуществу они являются славными и имеют благодать свыше, соответственную величию скорбей. Далее: разве не поражали своих преследователей блаженные мученики, побеждая даже и самого сатану и запрещая злым и нечистым духам, повергая в великое изумление перед присущей им славой иногда и самих убийц? Итак, возвещает поражение всадника и вместе с тем коня, чтобы мы разумели неприятельские фаланги, ополчившиеся на кротость святых. «На дом же Иудов отверзет, говорит, очи». Иудой в этом месте называет явившегося из корня Иессеева и колена Иудова Христа, домом же – Его церковь или святое множество оправданных верою. А отверзение очей означает, думаю, то, что будет взирать весьма широким и как бы полным взглядом. И это может служить ясным знаком благоволения и покровительства и милости, ибо написано, что «очи Господни на праведныя» (Пс. 33:16). И на кого воззрит, тех делает вполне треблаженными, так как можно неложно сказать, что отвращением наказывает гордого и преступного, призрением же радует благочестивого и добродетельного. Посему и божественный Давид, ясно представляя вред от отвращения и пользу призрения, некогда говорил: «не отврати лица Твоего от мене, и не уклонися гневом от раба Твоего» (Пс. 26:9), и опять в другом случае: «призри на мя и помилуй мя» (Пс. 24:16); ибо за отвращением последует гнев и его последствия, за призрением же получение милости.

Толкование на пророка Захарию

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Втор.32:1-43

Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.

По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?

Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Втор. 32:28-33

До сего стиха Моисей говорил словами, исходящими от имени Самого Господа: с 28-го стиха по 33-й его собственные слова передают как бы личные его мысли. Он говорит об Израиле, видя пророческим духом его забвение Иеговы и обетований: Что он народ потерявший смысл (Втор. 32:28-29), иначе как мог бы он забыть, что не собственное силой своей занял он Палестину, отняв ее у многочисленных врагов, а силою Заступника Израиля и Господа его (Втор. 32:30). Ст. Втор. 32:31 напоминает Израилю, что враги его как египтяне (Исх. 14:25) или Валаам (Чис. 23, Чис. 24) торжественно сознавали, что перед Заступником Израиля ничтожны те силы, на которые они надеялись. Ст. Втор. 32:32 и Втор. 32:33 признаются относящимися не к язычникам, о которых была речь в предыдущем стихе, а к самому Израилю: в стихах этих заключается разъяснение безумия Израиля. Лозою пересаженною из Египта в землю обетования называется самый народ (Ср. Пс. 79:9 и Ис. 5:1-7), но плоды дала эта лоза горькие, – это плоды лозы не Божией, а Содомской и Гоморрской, что означает крайний разврат и забвение правды (Ср. Ис. 1:10; Иер. 23:14).

Здесь опять кончается речь Моисея, чтобы опять перейти в слова, произносимые от имени Господа.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Втор.32:28-31

Евреи однако же столь бесчувственны и грубы, что не хотят видеть причину своих несчастий в оставлении их Богом, тогда как это ясно для самих врагов еврейских, которых Моисей и призывает во свидетели. Ибо Египтяне, например, Амаликиты и Мадианитяне на себе чувствовали, как сильно и могущественно было покровительство Иеговы над своим народом. Порча Евреев изображается в следующих метафорах (Втор.32:32-33).

Втор. 32:18-47

С поразительною точностию исполнились над народом еврейским и те страшные прещения Божии, которые возвестил Моисей от лица Иеговы – за нарушение Его законов, и наипаче за отвержение посланного к сему народу Мессии Христа. Плен вавилонский, затем рассеяние по всей земле, отвержение Богом. презрение и притеснение от всех народов, которые испытывают Евреи до сих пор, суть точное исполнение сих грозных прещений Божиих.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-31 Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их! Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том

«Сами враги наши судьи в том», что Иегова — крепость Израиля. См. Иcx XIV:25; Чис XXII–ХXIV; Нав II:7–11.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka