Скрыть
Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

От виноградов бо Cодомских виноград их, и розга их от­ Гоморры: грозд их грозд желчи, грозд горести их

От виноградов бо Содомских виноград их, а не от Авраамовых; потому что делами своими уподобились они Содомлянам. И розга их от Гоморры, а не от Сарры. Грозд их, грозд горести, то есть, дела их злочестивы. Грозд их, грозд желчи для них; то есть, плоды дел их навлекут на них бедствия.

Толкование на книгу Второзаконие

Василий Великий, свт. (†379)

Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие

Иисус говорит: «жажду» (Ин. 19:28). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от Святых Отцев, а по произволению от Содомлян? «Виноград бо их от виноградов Содомских, и розги их от Гоморры». Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: «и даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта» (Пс. 68:22)… Сие ли виноград приносит Владыке (Втор. 32:6)? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: «виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне» (Ис. 5:1). Мы не все будем говорить: «ждах, да сотворит гроздие», я возжадал вина его, а он «сотвори терние» (Ис. 5:2).

Огласительные поучения


Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие

Посему как… слово истины есть виноград, так… виноград, насажденный в Содоме, есть тот, который возделывают лукавым навыком жизни злые содомские наемники диавола. Посему научившиеся у диавола и отвергающие учение Господне с корнем отторгли себя от истинного винограда Божия, от Того, Который говорит: «Аз есмь лоза истинная» (Ин. 15:1), а взяли розгу из Содома и Гоморры, потому и возделали «грозд желчи, грозд горести их, ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна».

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие

Заметь, откуда ведет свое начало такое вино: «виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских». Хочешь ли также знать плод этого винограда и этого отродья? «Ягоды их ягоды ядовитые, грозди их горькие». Поэтому, если мы не будем чисты от всех пороков и от упоения всех страстей, то и без употребления пьянящего вина, и без роскошных пиршеств сердце наше отягчится пьянством и объедением еще более вредным. Ибо если житейские заботы могут касаться и нас, чуждых мирских дел, то этим самым очевидно оправдывается правило отцов, которые относили к числу житейских забот все то, что превышает необходимость ежедневного пропитания нашего и непременные потребности тела. Так, например, когда мы стараемся всеми мерами приобрести два или три сольда 1), между тем как и одного было бы достаточно для наших нужд; когда заботимся о стяжании трех или четырех одеяний, между тем как для употребления днем и ночью довольно было бы двух; или когда, увлекаясь житейскою гордостью и пышностью, мы стараемся строить четыре или пять келий, и притом великолепнейших, хотя для жительства достаточна была бы одна или две, и вообще, когда слишком уважаем мучительные мирские пожелания.

Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие

Что означает написанное в песни Моисея: Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских? И что есть вино, которое не следует пить назорею, что есть уксус, сикер, виноград и виноградные выжимки? (Чис. 6:3)

Виноградная лоза Содомская — это неразумие. Ведь «Содом» толкуется как «онемение» или «ослепление», а «Гоморра» — как «горечь», ибо от неразумия — горечь греха и безумное опьянение хмелем порока. Потому Слово и наставляет, чтобы назорей от такого вина воздерживался, а «назорей» толкуется как «огражденный». Ведь тому, кто оборонил себя законом Божиим, следует воздерживаться от такого вина неразумия, а также и от винограда, то есть от гнева, и от сушеного винограда злопамятности [злопамятность] — это застарелый гнев; [следует воздерживаться] и от уксуса, то есть горечи неутоленного желания, и от сикера, то есть радости отмщения ближнему, ибо сикер всегда сладок, и от виноградных выжимок, то есть от преднамеренного и умышленного зла. Такой [человек] и не остригает волосы, то есть различные помыслы, которые упорядочивают ум и сообщают ему стройность. Из-за этого Самсон — толкуется же он, когда лишен волос, — «изображающий подобие», когда же густо обросший [волосами] — «солнце их» — в то время когда он у бедра Далилы помутился [рассудком], то есть в том, что касается страстной части души, покинул меру удовольствия, лишился волос, очевидно — разумных мыслей, то есть силы ему данной против страстей, и стал игралищем бесов. Он был ослеплен на оба глаза — я говорю о деятельном и созерцательном знании.

Вопросы и затруднения.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 32-33 Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов

Относятся к израильтянам, характеризуя их нравственную испорченность.

1) Золотые монеты.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible