Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 32:32
Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
- Иоанн Кассиан, прп. (†435)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
От виноградов бо Cодомских виноград их, и розга их от Гоморры: грозд их грозд желчи, грозд горести их
От виноградов бо Содомских виноград их, а не от Авраамовых; потому что делами своими уподобились они Содомлянам. И розга их от Гоморры, а не от Сарры. Грозд их, грозд горести, то есть, дела их злочестивы. Грозд их, грозд желчи для них; то есть, плоды дел их навлекут на них бедствия.
Василий Великий, свт. (†379)
Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие
Посему как… слово истины есть виноград, так… виноград, насажденный в Содоме, есть тот, который возделывают лукавым навыком жизни злые содомские наемники диавола. Посему научившиеся у диавола и отвергающие учение Господне с корнем отторгли себя от истинного винограда Божия, от Того, Который говорит: «Аз есмь лоза истинная» (Ин. 15:1), а взяли розгу из Содома и Гоморры, потому и возделали «грозд желчи, грозд горести их, ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна».
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие
Иисус говорит: «жажду» (Ин. 19:28). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от Святых Отцев, а по произволению от Содомлян? «Виноград бо их от виноградов Содомских, и розги их от Гоморры». Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: «и даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта» (Пс. 68:22)… Сие ли виноград приносит Владыке (Втор. 32:6)? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: «виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне» (Ис. 5:1). Мы не все будем говорить: «ждах, да сотворит гроздие», я возжадал вина его, а он «сотвори терние» (Ис. 5:2).
Иоанн Кассиан, прп. (†435)
Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие
Заметь, откуда ведет свое начало такое вино: «виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских». Хочешь ли также знать плод этого винограда и этого отродья? «Ягоды их ягоды ядовитые, грозди их горькие». Поэтому, если мы не будем чисты от всех пороков и от упоения всех страстей, то и без употребления пьянящего вина, и без роскошных пиршеств сердце наше отягчится пьянством и объедением еще более вредным. Ибо если житейские заботы могут касаться и нас, чуждых мирских дел, то этим самым очевидно оправдывается правило отцов, которые относили к числу житейских забот все то, что превышает необходимость ежедневного пропитания нашего и непременные потребности тела. Так, например, когда мы стараемся всеми мерами приобрести два или три сольда 1), между тем как и одного было бы достаточно для наших нужд; когда заботимся о стяжании трех или четырех одеяний, между тем как для употребления днем и ночью довольно было бы двух; или когда, увлекаясь житейскою гордостью и пышностью, мы стараемся строить четыре или пять келий, и притом великолепнейших, хотя для жительства достаточна была бы одна или две, и вообще, когда слишком уважаем мучительные мирские пожелания.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие
Что означает написанное в песни Моисея: Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских? И что есть вино, которое не следует пить назорею, что есть уксус, сикер, виноград и виноградные выжимки? (Чис. 6:3)
Виноградная лоза Содомская — это неразумие. Ведь «Содом» толкуется как «онемение» или «ослепление», а «Гоморра» — как «горечь», ибо от неразумия — горечь греха и безумное опьянение хмелем порока. Потому Слово и наставляет, чтобы назорей от такого вина воздерживался, а «назорей» толкуется как «огражденный». Ведь тому, кто оборонил себя законом Божиим, следует воздерживаться от такого вина неразумия, а также и от винограда, то есть от гнева, и от сушеного винограда злопамятности [злопамятность] — это застарелый гнев; [следует воздерживаться] и от уксуса, то есть горечи неутоленного желания, и от сикера, то есть радости отмщения ближнему, ибо сикер всегда сладок, и от виноградных выжимок, то есть от преднамеренного и умышленного зла. Такой [человек] и не остригает волосы, то есть различные помыслы, которые упорядочивают ум и сообщают ему стройность. Из-за этого Самсон — толкуется же он, когда лишен волос, — «изображающий подобие», когда же густо обросший [волосами] — «солнце их» — в то время когда он у бедра Далилы помутился [рассудком], то есть в том, что касается страстной части души, покинул меру удовольствия, лишился волос, очевидно — разумных мыслей, то есть силы ему данной против страстей, и стал игралищем бесов. Он был ослеплен на оба глаза — я говорю о деятельном и созерцательном знании.
Вопросы и затруднения.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?
Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Содомская виноградная лоза
Содомская виноградная лоза (Втор.32:32). В настоящее время почти вполне доказано, что известный содомский виноград, или яблоки, суть не что иное, как ошер арабов. Плод ошера походит на большое яблоко или скорее на апельсин, наполненный воздухом, как пузырь. В середине содомского яблока находится стручок, заключающий в себе семена и шелковидное вещество.
Если взять в руки созревшее содомское яблоко и покрепче сжать его, то оно с шумом лопается, оставляя в руке обломок своей оболочки да несколько волокон. Содомские яблоки, или виноград, растут в Палестине только по берегам Мертвого моря, отчего они и признаны специальным и характеристическим произведением этого бассейна.
Георгий Константинович Властов (†1899)
До сего стиха Моисей говорил словами, исходящими от имени Самого Господа: с 28-го стиха по 33-й его собственные слова передают как бы личные его мысли. Он говорит об Израиле, видя пророческим духом его забвение Иеговы и обетований: Что он народ потерявший смысл (Втор. 32:28-29), иначе как мог бы он забыть, что не собственное силой своей занял он Палестину, отняв ее у многочисленных врагов, а силою Заступника Израиля и Господа его (Втор. 32:30). Ст. Втор. 32:31 напоминает Израилю, что враги его как египтяне (Исх. 14:25) или Валаам (Чис. 23, Чис. 24) торжественно сознавали, что перед Заступником Израиля ничтожны те силы, на которые они надеялись. Ст. Втор. 32:32 и Втор. 32:33 признаются относящимися не к язычникам, о которых была речь в предыдущем стихе, а к самому Израилю: в стихах этих заключается разъяснение безумия Израиля. Лозою пересаженною из Египта в землю обетования называется самый народ (Ср. Пс. 79:9 и Ис. 5:1-7), но плоды дала эта лоза горькие, – это плоды лозы не Божией, а Содомской и Гоморрской, что означает крайний разврат и забвение правды (Ср. Ис. 1:10; Иер. 23:14).
Здесь опять кончается речь Моисея, чтобы опять перейти в слова, произносимые от имени Господа.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
То есть Мой избранный народ, – как бы так говорил Господь, – эта благородная некогда отрасль святых патриархов, выродился подобно винограду, и сделался нечестив подобно жителям Содома и Гоморры.
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
С поразительною точностию исполнились над народом еврейским и те страшные прещения Божии, которые возвестил Моисей от лица Иеговы – за нарушение Его законов, и наипаче за отвержение посланного к сему народу Мессии Христа. Плен вавилонский, затем рассеяние по всей земле, отвержение Богом. презрение и притеснение от всех народов, которые испытывают Евреи до сих пор, суть точное исполнение сих грозных прещений Божиих.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 32-33 Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов
Относятся к израильтянам, характеризуя их нравственную испорченность.
1) Золотые монеты.