Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 32:39
Видите ныне, [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.
Святые отцы
Прочие
- Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Василий Великий, свт. (†379)
Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей
Еще одно благодеяние после наказания: Я поражаю, и Я исцеляю. Сам причиняет скорбь, и Сам опять восстанавливает; Он поразил, и Его же руки исцелили. Огорчающее предшествует, чтобы прочнее были для нас благодеяния, ибо в таком случае более заботимся о сохранении дарованного.
Беседы на Псалмы.
Беседы на псалмы. На псалом 115
Говорят: «Если Бог не виновен в зле, то почему же сказано: «видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю»».
«Аз убию и жити сотворю», принимай, если угодно, в первом представляющемся тебе смысле. Ибо людей простых назидает и страх. «Поражу, и Аз исцелю». И это полезно даже в буквальном значении слов; потому что поражение внушает страх, а исцеление побуждает к любви.
Но тебе можно найти в сказанном и высший смысл. «Аз убию – грехом, и жити сотворю» – правдою. Ибо в какой мере «внешний наш человек тлеет, в такой внутренний обновляется» (2Кор. 4, 16). Посему разумей не так, что одного убивает, а другого «жити творит»; но что одного и того же оживотворяет тем самым, чем убивает, и исцеляет тем, чем поражает, согласно с притчею, которая говорит: «ты побиеши его жезлом, душу же его избавиши от смерти» (Притч. 23, 14). Итак, поражается плоть, чтобы исцелилась душа; умерщвляется грех, чтобы жила правда.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей
Бог существует, а значит - жалеет. Гневается и жалеет. Гневается для поражения, жалеет для исцеления. Гневается для умерщвления, жалеет для оживления. Он делает это все в одном человеке. Не умерщвляя одних, а других оживляя, но - и гневается, и оказывает снисхождение одним и тем же людям. Гневается из-за грехов, оказывает снисхождение после исправления. Я умерщвляю и оживляю. Я поражаю, и Я исцеляю. Одного Савла, будущего Павла, Он и поверг, и воздвиг. Поверг неверующего, воздвиг верующего. Поверг преследователя, воздвиг проповедника.
Написанное пророком исполнилось в словах: Я поражаю, и Я исцеляю. Господь поражает то, что в человеке противно Богу. Не является нечестивым врач, вскрывающий нарыв, вырезающий или прижигающий нагноение: он причиняет боль, но чтобы вылечить. Он неприятен, но, если бы не был таковым, не был бы полезен.
Апостол ужаснулся, пораженный и распростертый, воздвигнутый и наставленный. Ведь на нем исполнились слова: Я поражаю, и Я исцеляю. Ведь Он не сказал: «Я исцеляю, и Я поражаю», но: Я поражаю, и Я исцеляю. Поражаю тебя и даю тебе Себя. Так, распростертый, он [Павел] испугался своей праведности, в которой был безупречен, достойный похвал, великий и почти славный у иудеев. Он счел ее тщетной, отвратительной, почел за сор, чтобы найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Флп 3:9).
Проповеди.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей
О как, преимущественно пред всяким мудрованием земным, удостоверительно, успокоительно, благотворно небесное учение о Творце мира всеназирающем и всепромышляющем! Аз убию, и жити сотворю; поражу, и Аз исцелю. Какой сильный страх для прогневляющих Бога, и вместе какое сильное предохранение от дерзости прогневать Бога! И, с другой стороны, какая животворная надежда для бедствующих и находящихся в опасности!
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями
Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)
Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей
Поскольку мы уверены в том, что Он умерщвляет, и видим это, то также истинно и достойно веры то, что Он и оживляет. И из всего, что я объяснил тебе, прими и поверь в то, что в день воскресения тело восстанет в целостности и что ты получишь от Господа твоего воздаяние веры твоей и во всем том, во что ты веровал, возрадуешься и возвеселишься.
Доказательства.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?
Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Господь скажет: «где боги их (Втор. 32:37)… видите, что нет Бога, кроме Меня»... (Втор. 32:39). Пророчество это знаменует в истории Царствия Божия на земле ту минуту, когда, рука Израиля ослабела (см. наше примечание к Втор. 32:34-36), и истинные понятия о Едином Вседержителе вселенной начинают разливаться вместе с христианской проповедью по миру.
Наказание, которым Господь угрожает Израилю (Втор. 32:41-42), по мнению многих комментаторов, относится к последним дням Иерусалима (ср. Мф. 23:35-38,24:15-22; Мк. 13:8,14; Лк. 21:10,11,20-24). Это мнение по-видимому тем справедливее, что: Милость Господня (Втор. 32:36) и Господь глаголющий народам: «где боги их?» (Втор. 32:35-38) и объявляющий им: «живу Я во век» (Втор. 32:40) и угрожающий наказанием врагам своим, (Втор. 32:41-42) суть пророчества, связывающиеся прямо с следующим стихом Втор. 32:43, в котором язычники призываются к радости вместе с народом Иеговы: т. е. эти пророчества имеют характер Мессианских пророчеств.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
«Узнайте же по крайней мере нынче бессилие богов языческих, – продолжает Господь обличительную речь свою к народу своему, – видите ныне, что это Я, Я, – и нет Бога, хроме Меня! Я умерщвляю (за нечестие) и оживляю (за раскаяние), Я поражаю (за отступничество) и исцеляю (за обращение), и никто не избавит от руки Моей»
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
С поразительною точностию исполнились над народом еврейским и те страшные прещения Божии, которые возвестил Моисей от лица Иеговы – за нарушение Его законов, и наипаче за отвержение посланного к сему народу Мессии Христа. Плен вавилонский, затем рассеяние по всей земле, отвержение Богом. презрение и притеснение от всех народов, которые испытывают Евреи до сих пор, суть точное исполнение сих грозных прещений Божиих.