ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.

Прочие

Климент Александрийский, пресв. (†215)

ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его

Он и грекам дал философию через низших ангелов. Ибо по древнему божественному предписанию ангелы были некогда распределены среди народов. Но часть Господа - это слава верных.

Строматы.

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Втор.32:1-43

Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.

По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?

Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 8-9 Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых. Ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.

Смысл стиха 8-го даваемый лучшими комментаторами таков, что когда Господь «давал уделы народам», т. е. когда сыны Адама сыны человеческие расселялись по земле после потопа по высшему (хотя для них самих непонятному) указанию, тогда (когда еще Израиль не существовал как народ), Господь уже приготовил и удержал для него место на земле, предоставив его лишь временно ханаанским народам. От того и в пророчестве Ноя в особенности сказано о Ханаане: «Ханаан будет рабом Симу» (Быт. 9:26). Выражение читаемого нами стиха 8-го «поставил (Господь) пределы народов по числу сынов Израилевых» означает, что Господь позволил другим народам расширяться лишь на столько, чтобы они не могли мешать развитию Израиля, и чтобы всегда оставалось место для всего народа израильского в той численности, в которой Господь видел его в будущем. Таким образом история других народов была поставлена некоторым образом в зависимость от истории Израиля, и мы признаемся не можем не возвратиться к столь часто повторяемой нами мысли, что положение удела, предназначенного Израилю, действительно было таково, что царство это, при полном развитии всех великих законов данных ему Богом, не могло не иметь огромного нравственного и материального влияния на царства древнего мира, группировавшиеся около Палестины. Стих 9-й еще сильнее указывает, почему удел сынов израилевых сохранялся для него посреди других народов: «ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Господа». В Палестине должно было быть Святилище Господне и источник той мудрости, которая должна была просветить все народы: здесь должен был жить народ Божий, народ мудрецов, имевший распространять (не проповедью до времени, а примером) высшие понятия о Боге, о семье, о строе гражданской жизни о равноправности, о свободе, зная только одного царя Иегову Творца мира, избравшего себе уделом Палестину и сынов Иакова. Сыны Иакова не выполнили своего назначения как народ, – но Палестина видела исполнение неизменяемых судеб Божиих, и удел Господень был месторождением по плоти Христа Спасителя, и из этого центрального удела Господня пошли, как лучи от солнца, ко всем краям земли те потомки Иакова, которых Господь избрал разносить благую весть о спасении.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Втор.32:6-14

Милости Иеговы к народу еврейскому. Он, как нежный и любящий отец, заботился о народе своем во всю прошедшую историю его. Еще тогда, когда Всевышний рассеевал сынов Адамовых (после потопа) по разным странам вселенной, Он уже тогда назначил пределы народам, долженствовавшим населить землю Ханаанскую и обработать ее (для Евреев), и распределил Хананеев в этой земле по числу и нуждам сынов израилевых*, ибо им намеревался Он в свое время отдать эту благодатную землю. Когда же вел Господь к этой земле народ свой по дикой и печальной пустыне (Аравийской), то хранил его как зеницу ока своего. «Как орел вызывает птенцов своих из гнезда, носится над ними, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь лелеял народ свой, когда вел его из Египта». Затем Моисей в пророческом духе описывает поселение Евреев «на высоте земли», то есть в роскошной земле обетованной, как бы оно уже случилось. В восхищении он созерцает, как народ израильский пьет там душистый мед из камня, ибо пчелы в обилии наносят его в каменных расселинах, питается елеем из твердой скалы, ибо маслины во множестве растут даже на утесах. Там неистощимые богатства пастушеской и земледельческой жизни: масло коровье, молоко овечье, жир козлов и агнцев васанских (земля Васанская была самая обильная пажитями), тучная пшеница и кровь виноградных ягод!..

По числу сынов Израилевых* - В греческом переводе: По числу Ангелов Божиих.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его

Расселяя на земле после потопа и столпотворения человеческий род, Господь уже предвидел те географические грани, в которые будет заключен Его будущий избранный народ; расположение и пределы других народов как бы стояли в теснейшей связи с численностью, пределами и назначением Его «удела» (Исх XIX:5).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible