Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 33:10
учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой;
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 8-11 (церк-сл.) И Левию рече: дадите Левию явленная Его, и истину Его мужу преподобну, егоже искусиша Искушением, укориша его у воды Пререкания: глаголяй отцу своему и матери своей: не видех тебе: и братии своея не позна, и сынов своих не уведе: сохрани словеса Твоя и завет Твой соблюде: явят оправдания Твоя Иакову и закон Твой Израилю: возложат фимиам во гневе Твоем всегда на олтарь Твой: благослови, Господи, крепость его и дела руку его приими: порази чресла воставших на него врагов его, и ненавидящии его да не востанут.
Благословив колено царственное (Втор. 33:2-7), переходит к колену священническому: «дадите Левию явленная его, и истину его мужу преподобну». На перси священнику возлагалось слово, и оно заключало в себе явление и истину, потому что чрез него открывалось многое. Сочетавается же с явленным истина по причине нелживости являемого. «Егоже искусиша искушением, укориша его у воды пререкания». Моисей напоминает бывшее с ним и с братом его. «Глаголяй отцу своему и матери своей: не видех тебе; и братии своея не позна, и сынов своих не у веде; сохрани словеса твоя, и завет твой соблюде». Сие слово дает разуметь совершенство иереев. Ибо иерею надлежит пренебрегать всем житейским и пребывать в божественном священнослужении. Посему-то не уделил левитам жребия и узаконил не иметь собственность, но получать от народа начатки и десятины, чтобы, освободившись от житейских забот, могли они свято совершать порученные им священнодействия. Так, например, Аарону, первому архиерею, не дозволено предать погребению умерших детей. Говорит же Моисей так: «усовершив себя, явят оправдания Твоя Иакову и закон Твой Израилю; возложат фимиам во гневе Твоем всегда на олтарь Твой». Сие и было, когда народ подвергался наказанию. Ибо Аарон, принесши фимиам, остановил ниспосланную свыше смерть. Потом Моисей испрашивает им Божественное благословение: «благослови, Господи, крепость его и дела руку его приими», – потому что священнослужащим нужна и телесная сила, чтобы не было препятствия их ревности. «Порази чресла восставших на него врагов его, и ненавидящии его да не востанут». Сим обуздывает дерзость мучительствующих, но вместе и напоминает, что потерпели Корей, Дафан и Авирон, воздвигшие мятеж против иереев.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
В чем состояли благословения Моисея народу по племенам?
В благожеланиях и призвании на каждое колено тех благ, какие имеют быть посланы им от Бога в земле обетованной; при этом блага указываются не только временные и земные, но и вечные, духовные, подаваемые чрез Мессию, Иисуса Христа. Особенно такие блага предсказаны коленам Иудину и Левиину. В благословении Левия Феодорит видит предуказание на совершенство новозаветного иерейства, пребывающего в божественном священно-служении, проливающем на верующих просвящение и истину боговедения. Отречения от отца, матери и проч., о чем говорит Моисей (Втор.33:9), Иисус Христос требует прежде всего от апостолов и всех служителей Слова Божия (Мф.10:37 и Мф.19:27-29). – На ряду с коленами Иудовым и Левииным Моисей поставляет и благословляет младшее из колен, Вениаминово; потому что эти три колена в последствии составили центр ветхозаветной феократии в царстве Иудейском, с столицею Иерусалимом и храмом, а Иерусалим принадлежал колену Вениаминову.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 8-11 И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы, который говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.
Благословение Левия.
Об Уриме и Туммиме ср. Исх. 28:30 и наше примечание. Племя Левиино как бы воплощается в лице Аарона «святого мужа», которой искушен был в Массе (Исх. 17:7) и в Мериве (Числ. 20:12,13,24). Ст. Втор. 33:9 напоминает о том случае в жизни колена Левиина, который пророчество Иакова о рассеянии колена, обратил в благословение, хотя самое пророчество исполнилось: это ревность оказанная сынами Левия по поводу восстановления в чистоте Богопочитания в стане израильском, оскверненном поклонением тельцу (Исх. 32:27,28,29). Впрочем и впоследствии Левиты (кроме выделившегося из среды их Корея) оставались всегда верными помощниками Моисея и ревнителями закона, как видно напр.: из поступка Финееса. (Числ. 25:11).
Главною задачею Левитов с заключающимися в их среде священниками было: «поучать законам Господним Иакова», и совершать богослужение. О значении рассеянных по Израилю Левитских городов, предназначенных быть умственными и религиозными центрами народа и школами пророков, мы говорили в примечаниях к Чис. 35:1-5 и Чис. 35:6-8.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
В дальнейших словах о Левии Моисей призывает милость и помощь Божию на левитское племя – за его святую ревность о законе Божием, которую ничто, даже самые близкие родственные отношения, поколебать не могут. «Сие слово, – замечает блаж. Феодорит, – дает разуметь совершенство иереев. Ибо иерею надлежит пренебрегать всем житейским, и пребывать в божественном священнослужении».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-10 который говорит об отце своем и матери своей: «я на них не смотрю», и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой
Имеется в виду самоотверженное служение левитов при скинии Иеговы и в народе.