Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 13-16 И Иосифови рече: от­ благословения Господня земля его, от­ красот небесных и росы, и от­ бездн источников низу, и во время плодов солнечных обращений, и от­ схождений месячных, и от­ верха гор начала, и от­ верха холмов вечных, и по времени земли исполнения: и приятная явив­шемуся въ купине, да приидутъ на главу Иосифу, и на версе прославивыйся в братии

Иосифови рече: благословенна земля его Господом в плодах от росы небесной. В Иосифе, как в образе, видим Еммануила. Земля есть человеческое Его естество. Плод от росы небесной свыше, и от бездны лежащей внизу. Росою небесною изображается в Нем ведение небесного, землею же ведение земного и того, что над землею. Первый из плодов солнечных, каких Моисей желает Иосифу, то есть, разумение святых, изображает собою первый плод Божества. Плод, какой произведет луна, есть тварь. Плод холмов вечных есть воскресение для блаженства после суда. Плод земли и исполнения ее указывает на блаженство тел по воскресении. Благоволение Обитающего в купине, то есть, благословения сии да приидут на главу Иосифу, на вершину венца братьев его, по благоволению Того, Кто обитает в купине.

Толкование на книгу Второзаконие

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 13-17 Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих; крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины.

Благословение колен происшедших от Иосифа.

Благословение Иосифа Моисеем (Втор. 33:13-16) весьма сходно с благословением высказанным Иаковом (Быт. 49:25,26), с тем только различием, что в благословении Моисеевом присовокупляется замечательное выражение, напоминающее первое откровение Господне Моисею в несгораемой купине, а именно «Благословение Явившегося в терновом кусте» (Втор. 33:16).

Крепость Иосифа, от которого произошли два колена изравлевы, уподобляется силе тельца, и роги буйвола символизируют двойную силу происшедшую от одного сына Иакова: «это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины».

Так понимаем мы это место по сравнению с Чис. 23:22 (ср. наше примечание). Но некоторые комментаторы (как Кнобель и Еспин на основ. Онкелоса) читают это место несколько иначе. Они переводят первую часть стиха Втор. 33:17 так: «Слава его как первородное от тельца» и видят в этом выражении указание на первородство дарованное Ефрему (Быт. 48:5) и на последующее возвышение этого племени (ср. Быт. 48:4-5 и наше примечание). Мы считаем это объяснение несколько натянутым и держимся выше высказанного мнения. Мы прибавим только, что в Втор. 33:17 есть указание на преобладание Ефрема, но только в последней части стиха, а именно в сопоставлении; тем Ефремовых, с тысячьми колена Манассии.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Ст. 13-17 Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих; крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины.

Иосифа
(т.е. колена Ефремово и Манассиино) Моисей благословляет словами, весьма похожими на те, в которых преподал свое благословение патриарх Иаков любимому своему сыну (ср. Быт.49:26). Ему обещается всевозможное плодородие земли – от росы и дождей небесных и подземных источников бездны, от благотворного влияния солнца и луны, от гор древних и холмов вечных. Действительно, колена Ефремово и Манассиино – при разделе земли обетованной – получили превосходнейшие участки, одно по сию, a другое по ту сторону Иордана. Кроме сего сим коленам обещается воинственная сила и крепость, под символическом образом тельца первородного и молодого; и также рогов буйвола. Впоследствии действительно (как повествует книга Судей), оба сии колена, особенно же Ефремово, оказались наивоинственными и сильнейшими в своих победах над соседними хаваанскими племенами.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka