Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Да живет Рувим и да не умирает, и [Симеон] да не будет малочислен!

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Да живет Рувим и да не умирает, и [Симеон] да не будет малочислен!

Моисей благословляет сперва Рувима и разрешает его от клятвы отеческой, преступлению пред отцом противопоставляя братолюбие (ему же, как законодателю, позволительно было проклятие переменить в благословение). Поскольку отец сказал «яко вода да не воскипиши» (Быт.49:4), т.е. не будешь иметь в себе горячности к многочадию, то Моисей справедливо обещал ему множество потомков.

Почему Моисей не благословил Симеона?

Поводом к благословению Рувима было его братолюбие, ибо за оное Моисей разрешил его от клятвы. И Левий сподобился благословения за великого Моисея. И колено, разрешающее клятву другим, тем паче разрешило собственную клятву. Но Симеон не имел никакого предлога получить благословение. Думаю, что он был главным виновником злоумышления против Иосифа; и доказательством сему служит то, что сей достойный удивления муж повелел отпустить всех прочих братьев, а его одного взять, связать и заключить в темницу. Впрочем, и Симеон приял участие в благословении, потому что Моисей дал благословение не только каждому колену в особенности, но и общее всему народу. Он говорит: «и вселится Израиль уповая един на земли Иаковли, на земли вина и пшеницы; и небо ему облачно росою» (Втор.33:28). Многое же и иное присовокупил к общему благословению. А после благословений Владыка Бог показал пророку всю землю, но воспретил войти ему туда. Сие же прообразует сказанное Спасителем нашим: «мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша» (Мф.13:17).

Толкование на книгу Второзаконие

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

Да живет Рувим и да не умирает, и да не будет малочислен

Тогда Моисей восхотел своей священнической властью дать отпущение Рувиму, который уклонился и согрешил тем, что спал с Валлой, наложницей отца своего, чтобы, когда восстанут его братья, ему не быть отлученным от их числа. Ибо он сказал в начале своих благословений: да живет Рувим и да не умирает! И да будет он в их числе.

Доказательства.

Георгий Константинович Властов (†1899)

Да живет Рувим и да не умирает, и [Симеон] да не будет малочислен!

Благословение Рувима (и Симеона).

По сравнению главы Чис. 1:21 с Чис. 26:7, видно, что колено Рувимово уменьшилось со дня выступления от Синая до переписи произведенной в сороковой год Исхода (Ср. наше примечание к Чис. 26:1-4). Поэтому думают, что пророчество Моисея колену Рувима, заключает себе не столько обещание увеличения его численности, сколько успокоение его в том, что оно не исчезнет по малочисленности.

Сыны Рувима, как видно из гл. Чис. 32 и Втор. 3:16, поселились на восток от Иордана, и притом заняли земли прилегавшие к земле моавитян. Из Суд. 5:15-16 видно, что сыны Рувима были преимущественно овцеводы и хотя видно из 1Пар. 5:9,10,18-19, что они воевали с агарянами, но кажется, совершенно отделились от общей жизни Израиля, потому что в истории народа нет указания, чтобы из среды этого племени восстал пророк, судия или витязь.

У Шлотмана (ссылка Еспина на Siegesäüle Mesa’s pp. 36 et sequ) есть указание, что на моавитском камне, в числе городов моавитских упомянуты и такие города, которые по кн. Иис. Навина должны были принадлежать колену Рувима. Вероятно, что моавитяне или отняли эти города у рувинитов или же сыны Рувима смешались с моавитянами. Имя Симеона, стоящее в скобках означает, что имени этого не было в известных нам еврейских списках, а внесено оно текстом Семидесяти. Западные комментаторы не признают правильным упоминание в благословлении Моисея имени Симеона по следующим причинам:

Кровожадность Симеона и Левия были причиною, что Иаков в пророчестве своем (Быт. 49:7) предсказывав им рассеяние во Израиле. Хотя это пророчество исполнилось на Левие, но получило другой характер и обратилось в особое этому племени благословение, хотя исполнилось буквально. Племя же Симеона к преступлению своего родоначальника прибавило преступление и идолопоклонства и блуда в земле моавитской (Чис. 25) и вероятно, подверглось особой каре Божией, пораженное более других моровой язвой, так как в Чис. 26:14 (см. наше примечание) мы находим его уменьшенным против переписи Синайской, более чем на шестьдесят процентов. Поэтому, вероятно, и удел его был «среди удела колена Иудина» (Нав. 19:1,9), с которым мы и встречаем его воюющим вместе, но, по-видимому, в подчиненном положении в Суд. 1:3 и след. По всему этому думают, что Моисей намеренно умолчал о том колене, которому Иаковом предсказано было рассеяние по Израилю, и которое не искупило впоследствии, как колено Левиино преступление своего родоначальника особыми подвигами.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Да живет Рувим и да не умирает, и [Симеон] да не будет малочислен!

«Сила сего благословения будет понятна, если вспомним, что Рувим своим любострастием и кровосмешением заслужил было от отца своего Иакова крайнее умаление потомства (Быт.49:4;35:22), и вследствие сего мог бы даже погибнуть совершенно среди колен израильских Моисею же, как законодателю, позволительно было проклятие переменить в благословение» (бл. Феодорит Критский).

В большинстве древних священных кодексов имя Симеона вовсе опущено из благословений Моисеевых. Это опущение толковники объясняют или тем, что колено Симеоново привлекло на себя гнев Иеговы и Моисея своим идолопоклонством и развращением (см. Чис.25:14,26:12), – или тем, что Моисей в своих благословениях колено Симеоново совместил с Иудиным.
Симеон тоже своим неудержимым гневом и мстительностию заслужил было негодование своего отца (Быт.49:5-7; Быт.34). Но Моисей обоих хочет разрешить от клятвы отеческой, и ради святости праотцев народа израильского – Авраама, Исаака и Иакова – призывает на оба колена (Рувимово и Симеоново) милость Иеговы, наказующего только до 4-го рода, но милующего в тысячи родов (Втор.5:9-10).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Да живет Рувим и да не умирает, и да не будет малочислен

В еврейском тексте имя Симеона опущено. «Симеон не благословлен, — замечает св. Ефрем Сирин, — потому что был проклят отцом своим Иаковом за избиение сихемлян и, вместо того, чтобы покаяться в первом своем преступлении, приложил к сему новое преступление в лице Замврия, сына Салмона, подвергнув истреблению двадцать четыре тысячи (Чис XXV:9), которые, — за грехи его, — поражены были язвою. Левий же, хотя и был проклят вместе с Симеоном, но приял благословение от Моисея, во-первых, за ревность левитов, которые поразили поклонившихся тельцу; во-вторых, за ревность левита Финееса, с какою он устремился на Замврия, сына Салмона, и убил его» (Толк. на кн.Втор., гл. XXXIII); наконец, в силу богоизбранности колена Левия для служения при скинии Иеговы. В греческом тексте перевода LХХ имя Симеона не опущено.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka