Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 3:9
Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром, –
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Ермон (выдавшаяся вершина горы)
Название возвышенной горы в цепи Антиливанских гор к с.-в. от Палестины. В настоящее время она называется Джебель-Эс-Шейх, имеет около 10 000 англ. ф. в высоту; потому она видна очень издалека, даже с Иорданской долины, близ Мертвого моря. В ней, собственно, три главных вершины, всегда покрытых снегом, не только зимой, но и в летнее время, так что в то время когда вся страна сожжена солнцем, белые линии снега опоясывают вершину Ермона. Сидоняне называли ее Сирионом, аммонитяне же Сенниром; она называлась также и Сионом (Втор. 3:9,4:48).
Об означенной горе неоднократно упоминается в Ветхом Завете и дважды, как полагают некоторые, под названием Ваал-Ермона (Суд. 3:3; IПар. 5:23), но это еще не подтверждено. Новейшие писатели говорят иногда о Малом Ермоне, под которым разумеют гору, находящуюся вблизи Фавора. Это предположение возникло, очевидно, вследствие желания объяснить такие места в Свящ. Писании, как, напр., Пс. 41:7,87:13,132:3, но оно не имеет надлежащих оснований, да, в сущности, и не необходимо. Г. Ермон, как кажется, часто была посещаема дикими зверями и служила приютом для львов и барсов (Песн. 4:8).
На вершине горы находятся развалины храма – вероятно, остаток от времен боготворения Ваала, в честь которого высоты украшались языческими храмами почти на каждой возвышенности. Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются (Пс. 88:13), восклицает псалмопевец, провидя будущее величие первой из этих гор. Как роса ермонская, сходящая на горы Сионские (Пс. 132:3), говорит он в другом месте. Последнее выражение долго было географической задачей. Слово Сион здесь употреблено как одно из древнейших названий г. Ермон (Втор. 4:48). Снег на вершине горы сгущает пары, наполняющие верхние слои атмосферы в жаркое время, образует облака, и в то время, как вся страна выжжена солнцем, по ночам с неба ниспадает обильная роса, роса Ермонская, всегда служившая символом изобилия и благословения Божия.
Сенир (латы, броня) (Втор.3:9) – так у амореев называлась гора Ермон, а у финикиян и сидонян она называлась Сирион. В настоящее время туземцы называют ее снежной горой, Джебель-эт-Тельдш, и главной горой, Джебель-эль-Шейк. Иезекииль (Иез.27:5) говорит об Сенире, как об месте, из которого жители Тира добывали кипарисовое дерево, употребляемое ими для кораблестроения.
Георгий Константинович Властов (†1899)
И здесь по-видимому мы встречаем приписку на полях, так как начальные слова Втор. 3:8: «взяли мы» относятся и к стиху Втор. 3:10: «все города на равнине» и проч.
Приписка сама по себе весьма интересна. Гора Ермон есть один из самых выдающихся пиков южной части Анти-Ливана. Ермон (или Хэрмон) означает «издалека видный» (Портер), как самый Ливан или Лебанон получил свое название вследствие белых своих известковых формаций видных издалека. Сидоняне, говорившие тем же как и евреи языком, называли его Сирионом (от сара, блестеть). Имя Сенир или Шенир, по мнению Портера, напоминает металлический нагрудник или блестящие латы, на которых играет луч солнца, и которые употреблены здесь как сравнение со снеговой вершиной Ермона, освещаемой солнцем. Ниже во Втор. 4:48 мы видим, что Ермон назывался и Сионом, т. е. «возвышенным». Ныне Ермон называется Джебель-еш-Шейх, т. е. гора глава или начальник (Еспин переводит белоголовый старец), а также Джебель-еф-Тельджн «снежная или ледяная гора». Гора Ермон весьма важный пункт в географии Палестины и Сирии. Источники Иордана питаются снегами Ермона, с него струятся «реки Дамаска» Абана и Фарфар; Оронт омывающий стены Антиохии, соединяется из ручьев, спускающихся с той же горы. Ермон был угловой межой всех царств здесь существовавших: Вассана, Дамаска, Сирии, Израиля. На нем находился храм Ваала, по которому гора эта носила и название Ваал-Ермона или Хар-Бела (ср. примечания Чис. 34). Упоминание разных имен Ермона свидетельствует о том важном географическом и вероятно религиозном значении, которое имела эта гора для окружающих ее народов Заметим притом, что Bore указывает на особое обожание в Сирии гор, которое связывалось с обожанием конических черных камней. Конические камни представляли собою гору, и обожание тех и других символизировало соединение полов.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-10 И обратились мы оттуда, и шли к Васану, и выступил против нас на войну Ог, царь Васанский, со всем народом своим, при Едреи. И сказал мне Господь: не бойся его, ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним так, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне. И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых; и взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского; все эти города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов неукрепленных, весьма многих; и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми; но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу. И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Арнона до горы Ермона, - Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром, - все города на равнине, весь Галаад и весь Васан до Салхи и Едреи, города царства Ога Васанского
Ср. Чис XXI:33–35, 12–22. Ср. Чис XXXII.
«Киннерет» — Гениссаретское озеро. «Море равнины» или «Соленое» — Мертвое море.