Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Второзаконие 4:19
и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом
Выражение: «уделил» значит не то, будто Бог повелел (поклоняться им), – нет, оно подобно тому, что сказал блаженный Павел: «предал их Бог превратному уму» (Рим.1:28). Это не значит, что Он «предал», но что попустил им, когда они сами захотели и оставались неисправимыми. Так и здесь: «уделил» им, т.е. попустил, когда они избрали заблуждение и не хотят исправиться.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом
Что значит, спрашивал ты, сказанное о небесных светилах: яже раздели Господь Бог твой всем языком? Итак, слушай: Господь разделил для научения, для вразумления, для ведения, да от величества и красоты созданий Рододелатель, Который невидим, познавается (Прем.13:5). Сказал же сие потому, что Евреям вместе с тварью дано и учение закона, возвещающее Создателя и Художника. Если же иные думают, что звезды разделены для поклонения им, то сим ясно выставляют напоказ свое невежество, потому что все Священное Писание обвиняет и осуждает осмеливавшихся делать это.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Небо
Небо. Означенное слово употребляется в Свящ. Писании в различном смысле. Иногда оно означает просто атмосферу, непосредственно окружающую землю. Таким образом выражение: все народы под всем небом (Втор.4:19) значит почти то же, что и выражение – все народы на земле. В этом смысле небо есть область, назначенная для птиц, как земля служит областью человека и животных, а вода – для рыб.
В другом смысле под небом разумеется небесная твердь или свод небесный, на котором вращаются Солнце, Луна, звезды и другие небесные тела.
В Свящ. Писании означенное небо иногда именуется завесой, сосудами неба (Иов.38:17) свитком (Откр.6:14). Таким образом, атмосфера ли то или твердь небесная, небеса в означенном смысле представляют предмет, доступный нашему глазу: посмотри вверх на звезды, говорится в кн. Иова, как они высоко (Иов.22:12). Это небо говорит нам о Боге, поражая наше зрение своей красотой, величием и гармонией (Пс.18:2). Оно же обречено в последний день суда на уничтожение, точно так же, как и земля. Тогда небеса с шумом прейдут, говорит св. ап. Петр, земля же и все дела на ней сгорят (2Пет.3:10-13).
Оно свиется как свиток, говорится в Откровении (Откр.6:14). И увидел я, говорит в Откровении Св. Тайновидец, новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет (Откр.21:1). Наконец кроме атмосферы, тверди, под словом небо разумеются так называемые небеса небес. Это невидимый, невещественный мир, быть может, то самое третье небо, о котором упоминает св. ап. Павел (2Кор.12:2).
Здесь, на высоте небесной находится святое особенное место вездеприсутствия Божия; здесь престол Его, здесь Он ходит по небесному кругу (Иов.22:14); здесь особенно присутствует Господь Иисус Христос (Деян.3:21), здесь и Дух Божий являет Свою всепроникающую силу от семи огненных светильников, горящих пред престолом Божиим (Откр.4:5). Это небо есть местопребывание ангелов всех чинов.
Здесь, в месте успокоения, обретаются духи праведников, достигших совершенства (Евр.12:23). Это небо называется иначе то лоном Авраамовым, то раем. Мы читаем в Свящ. Писании о небесных обителях, о небесном отечестве, о небесном граде Иерусалиме. Оно описывается как бы имеющим свой град, свой храм, своих многих обитателей, свои венцы славы и свои источники освежения. С этого неба Господь приходил на землю, туда Он вознесся и оттуда снова придет судить живых и мертвых.
Луна
Луна (Нав.10:12-13; Быт. 37:9), или меньшее светило (Быт. 1:16) есть планета, обращающаяся вокруг Земли (спутник Земли) и светящаяся светом, заимствованным от Солнца. Среднее расстояние Луны от Земли полагают около 51800 геогр. миль. Если смотреть на Луну в хороший телескоп, то поверхность оной представляется покрытой горами, долинами, пропастями в разнообразных формах и положениях. К Земле постоянно обращена одна и та же сторона лунной поверхности, так как, обращаясь вокруг Земли, она в то же самое время обращается вокруг своей оси.
В Свящ. Писании Церковь Божия на Земле величественно сравнивается с Луной, так как она заимствует свой блеск и сияние от Солнца правды, Христа. Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светла, как солнце, грозная, как полки с знаменами? – говорит таинственный жених о своей возлюбленной в кн. Песн. (Песн. 6:10).
Течением Луны определяется весь еврейский праздничный календарь. Два главные еврейские праздника: Пасха и праздник Кущей – начинались с новомесячия. Новомесячия у евреев всегда были веселыми семейными праздниками и отличались особенным жертвоприношением в храме (1Цар. 20:5, Иудиф. 8:6). Праздник новомесячия всегда возвещался громким звуком священных труб.
Язычники вообще боготворили Луну под разными наименованиями, как-то: царицы небес, Венеры, Урании, Астарты, Дианы и др. (Втор. 4:19,17:3, Иов. 31:26-27).
Псалмопевец в одном из псалмов (Пс.120:6) говорит следующее: днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. В пояснение второй половины означенного выражения некоторые путешественники по Востоку говорят, что действие лунного света в восточных странах, как, напр., в Аравии, неприятно и вредно отзывается на зрении и туземцы, ложась спать на открытом воздухе во время полнолуний, всегда закрывают свои глаза платком или покрывалом. И действительно, лунный свет здесь поражает и удручает зрение даже сильнее, чем самое Солнце, и влечет за собой различные глазные болезни, если только при этом не накрывать лицо чем-либо во время ночного сна.
У Екклезиаста померкающий свет Солнца, Луны и звезд служит изображением старости. Доколе не померкли солнце и свет, и луна и звезды, говорит он, и не нашли новые тучи вслед за дождем (Еккл. 12:2).
У пророков и в Н. З. изменения в Солнце, Луне и светилах небесных представляются предвестниками и знамениями великих и страшных грядущих событий в судьбах мира и человеческой жизни. В новом небе и на новой земле, по свидетельству Тайнописца, не будет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения, ибо Господь Бог Сам будет светом для спасенных народов и они будут ходить во свете Его (Откр. 21:1,23-24,22:5).
Солнце
Солнце (Быт.1:16,15:12 и др.). Еврейское название солнца есть шемес, встречающееся нередко в собственных названиях городов, как, напр., Беф-Шемеш, Ир-Шемеш и др. Великое значение и важность сего небесного светила достаточно объясняет нам причины, почему оно так часто упоминается в Свящ. Писании.
Многие из этих указаний совершенно понятны и не требуют особых объяснений, но мы можем сказать несколько слов касательно языческого боготворения солнца, о котором нередко говорится на страницах Библии. Как кажется, боготворение солнца было одним из древнейших видов язычества (Иов.31:26,27). С течением времени оно распространилось более, и солнце получило несколько разнообразных наименований и стало олицетворяться в различных символах и образах. Египтяне выработали особенную систему поклонения солнцу. Финикийский Ваал, очевидно, был олицетворением солнца. Вавилоняне, халдеи и большая часть языческих народов Азии предавались поклонению солнца под тем или другим наименованием. От них приняли оное греки и римляне, и отсюда оно распространилось в большей части тогдашней Европы.
Боготворение солнца служило одной из тех форм идолопоклонства, в которое впадали иногда евреи. Вот почему в Библии встречаются такие выражения: кони, которых ставили цари иудейские солнцу (4Цар.23:2), курения, которые возжигали пред Ваалом, солнцем, и др. (ст. 5). Поклонение солнцу было воспрещено в Пятикнижии Моисеевом (Втор.4:19,17:3). Боготворение солнца было особенно распространено между некоторыми аравийскими племенами и, по свидетельству англичанина М. Палграва, существует даже до настоящего времени.
Символическое значение солнца в Св. Писании весьма разнообразно:
1) захождение и затмение солнца означает гнев Божий и Его праведное наказание, также бедствие, скорбь и страдания (Мф.27:45); его свет и ясное сияние означает счастливое состояние (Ис.30:26). Сам Господь, как источник всякого света, блага и блаженства, образно называется в Св. Писании солнцем (Пс.43:12). Он просвещает человека, очищает, укрепляет, оживляет, согревает и делает способным и готовым ко всякому благому делу. Что закат и затмение солнца служит образом несчастья для людей и для целых народов, это видно из многих мест Свящ. Писания (напр., Иер.15:9, Мих.3:6, Ис.5:30,13:10, Иез.32:7,8, Ам.8:9).
2) Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания (Сир.17:16,23:28; Чис.25:4; 2Цар.12:11,12).
3) Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений (Иер.31:35,36, Пс.71:5,17,89:36,37).
4) В особенности солнце служит образом слова Божия. Как оно в царстве природы распространяет свет и теплоту, жизнь и плодородие, то же самое производит слово Божие в царстве духовном и нравственном (Пс.18:2-7). И если небо и земля с своими светилами некогда прейдут, то слово Божие никогда не прейдет (Лк.21:23), сн. (1Пет.24:25).
5) Носители слова Божия имеют солнце своим символом. Истинная Церковь в Откровении Иоанна изображается облеченной в солнце (Апок.12:1). Праведники, возрожденные словом Божиим, воссияют некогда, как солнце, в царстве Отца их (Мф.13:43, Дан.12:2, Ис.30:26, Суд.5:31).
6) Но истинное солнце, истинный свет, коего видимое нами солнце служит только слабым отблеском, есть Вечное Слово, Господь, Христос. Лицо Его сияет как солнце в силе Своей (Апок.1:16). Он есть Солнце правды (Мал.4:2), истинный свет (Ин.1:9), пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (Ин.3:19,8:12,9:5) и все просвещает, Он свет невечерний, вечный, незаходимый (Апок.21:23,22:5).
Звезды
Звезды (Втор.4:19) – под сим названием евреи разумели все созвездия, планеты и небесные тела, кратко, все светила, за исключением Солнца и Луны, созданные Богом вместе с солнцем и луной в четвертый день творения.
Псалмопевец, изображая всемогущество и всеведение Божие, говорит, что Он исчисляет количество звезд, всех их называет именами их (Пс.146:4).
Свящ. писатели для выражения необъятного множества употребляют следующие выражения: сосчитай звезды, если ты можешь счесть их; столько будет у тебя потомков (Быт.15:5), сказал Господь Аврааму; или другое равносильное сему выражение: как песок морской. Ничто в видимом мире не говорит так красноречиво о славе и всемогуществе Творца, как звездное небо (Пс.18). Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь. – Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, взывает псалмопевец, то что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его? (Пс.8:4,5).
В кн. Иова пишется, что когда Господь полагал краеугольный камень в основание земли, тогда, при общем ликовании утренних звезд, все сыны Божии восклицали от радости (Иов.38:7).
Вифлеемская звезда, явившаяся волхвам и приведшая их к месту рождения Спасителя, очевидно, была не естественным явлением, но чудесным: исполнивши свое назначение, она затем исчезла с неба. Св. Иоанн Златоуст говорит, что в виде звезды, руководившей волхвами, был ангел. И звезды спадут с неба (Мф.24:29), указывал Господь Спаситель как на одно из знамений Своего второго будущего пришествия на землю и Страшного Суда.
В Свящ. Писании в особенности упоминаются следующие звезды: утренняя звезда (планета Венера), по пр. Исаие (Ис.14:12) денница или сын зари; Плеяды, Орион, Медведица. Сотворил Ас, Кесиль и Хима (созвездия, соответствующие оным в настоящее время) и тайники юга, говорится в кн. Иова (Иов.9.9). Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли ты выводить созвездия в свое время, и вести Ас с ее детьми? – говорил Бог Иову. Знаешь ли ты уставы неба? (Иов.38:31,33). Дракон или змей. Рука Его образовала быстрого скорпиона (Иов.26:13). В пророчестве Валаама – восходит звезда от Иакова (Чис.24:17), под звездой разумеется Мессия – Христос, называемый также в Откровении Иоанна светлой, утренней звездой (Откр.22:16), так как Он озарил землю светом евангельского дня и вполне открыл людям тайны царствия Божия.
Георгий Константинович Властов (†1899)
17. изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18. изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19. и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
Комментаторы видят в четырех последовательных стихах указание на три главнейшие рода идолопоклонства, которые можно бы было в отличие от первобытного фетишизма назвать особыми системами миросозерцания. Стих 16-й напоминает культ предков (ср. Прем.14:15-16,20), бывший весьма распространенным в древнем мире, и к которому кажется относится поклонение терафимам Лавана (Быт.31:19,30,32) наследовавшего его по всей вероятности от Фарры и Нахора (Нав.24:2), и идолопоклонство Мики и матери его, упомянутое в Суд.17:4-5. Мы уже говорили, что только греки воплощали все свои религиозные идеи в форму человеческую, древнейшие народы Азии избирали своими эмблемами преимущественно формы животных, поэтому там, где в Азии мы встречаем человеческую форму мужчину или женщину, там почти всегда можно предположить культ предков или героев. Таковы и были начала поклонения Нимроду-Ваалу и Ассуру в Месопотамии лишь впоследствии ставшими верховными божествами пантеонов Халдейского и Ассирийского.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 7-19 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, - о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих. Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом
Ср. Исх XIX; XX; XXIII:21–25; XXIV:4–8; XXXI:18; XXXII:15–16; XXXIV:1–4.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Всякие изображения запрещены (Втор.4:12-19).
Ответ: Нужно отличать священное от не священного, истинное изображение от ложного (Лев.10:10), святые иконы от идолов. В указанном месте запрещены только идольские изображения («дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира» – Втор.4:16). Истинные изображения имеют некоторые внешние черты сходства с ложными идольскими изображениями. Так по повелению Божию сделаны были и поставлены на крышке ковчега два херувима с крыльями (Исх.25:20), подобно «птице крылатой» (Втор.4:17); медный змей (Чис.21:9) был изображением «гада, ползающего на земле» (Втор.4:18); пророку Иезекиилю были показаны Богом для второго храма изображения херувимов с лицами человеческими и львиными (Иез .41:17,19), т.е. «скотов, которые на земле» (Втор.4:17).