Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Второзаконие 4:23
Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой;
Прочие
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Дети, чада, чадца
Дети, чада, чадца. Это слово имеет в Свящ. Писании обширное значение. Первоначально оно означает естественное родство и в этом смысле прилагается не только к ближайшим потомкам человека, но и к отдаленному его потомству. Не только целые племена, но и народы обозначались как сыны и дети своего родоначальника, как, напр., сыны Израиля, Эдома и пр. Второе значение сего слова исключительно духовное: верующие называются сынами или чадами Божиими, по вере Иисуса Христа и по благодати возрождения (Ин.1:12,13).
В древние времена делался большой пир в то время, когда дети отнимались от груди. Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак, сын его, был отнят от груди (Быт.21:8).
По иудейскому законоположению родители были облечены значительной властью над своими детьми, так что даже могли продавать своих дочерей в рабыни, хотя, впрочем, с некоторыми ограничениями (Исх.21:7,8). Из IV кн. Царств (4Цар.4:1) и ев. Матфея (Мф.18:25) явствует, что каждый заимодавец мог взять детей должника в рабы к себе в уплату долга.
Родительская власть не только была гарантирована и освящена положительным предписанием закона (Исх.20:12), но он даже налагал смертную казнь на тех детей, которые осмелились бы ударить своего отца или мать или злословить их (Исх.22:15,17).
Обязанность ревностно воспитывать детей в законе Божием сильно и неоднократно предписывается Богом народу израильскому (Исх.12:26-27,13:8-16; Втор.4:10,4:20-23,11:19), и от времени до времени давались особенные обетования благословения на подобное религиозное воспитание (Притч.22:6; Еккл.11:1-6). Случайные указания на ранние годы св. ап. Павла и Тимофея (Деян.22:3; 2Тим.3:15) служат замечательным и прекрасным доказательством той ревности, с какой благочестивые иудеи занимались религиозным воспитанием своих детей и обучением их в слове и законе Божием. На какой степени стояло у иудеев светское воспитание, мы не имеем точных и положительных сведений, впрочем, судя по успехам, которые, как известно, оказывали евреи в музыке, поэзии, живописи и, быть может, в естествознании, можно думать, что ими не были пренебрегаемы и другие отрасли знания и образования; очень может быть, что должность нынешних школьных учителей весьма нередко брали на себя тогда левиты.
Относительно постановлений раздела родительской собственности между детьми см. Наследство.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят:
Через грех Адама люди сделались «совершенно неспособными и неохотными ко всему доброму, но способными и склонными ко всему злому” *
(Рим.3:10-18,8:7; Быт.8:21; Иер.17:9).
Ответ:
В указанных местах Священного Писания говорится о повреждении первородным грехом природы человека, которая не в конец извратилась (Рим.7:18). Совесть осуждает падшего человека за нарушение закона (Рим.2:15), разум его, хотя потерпел глубокое помрачение, но еще способен к богопознанию (Рим.1:20; Деян.10:2) и к усвоению истин Откровения. Свобода человека, хотя сделалась более удобопреклонною ко злу, чем к добру, но не уничтожилась, так что и падший человек в известной степени «по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла»
("Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере" Чл. 14; Рим.2:14; Иов.1:22; 3Цар.14:8; Деян.10:1-35 и др.).
Падшему человеку в слове Божием даются заповеди (Исх.20:21-22; Втор.4:9,23,6:5-6,8:1 и др.), советы, обетования, угрозы, которые не имели бы никакого значения, если бы в человеке не предполагалось остатка свободы.
Апостол словами «все под грехом... нет праведного ни одного» (Рим.3:9-10) выражает ту мысль, что люди через свои грехи и преступления повинны пред Богом и оправдаться своими силами не могут, а не ту, будто бы свобода человека (падшего) извратилась до неспособности избирать и делать добро.
--------------------------------------------------------------------------
* - Вероучение русских евангелиских христиан – баптистов. Член. 3. 1906 г., стр. 3.