Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Второзаконие 4:24
ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель.
Святые отцы
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель
Итак, он провидит Его в огне пылающем, ибо в этих трех родах мы яснее замечаем величие Божества, поскольку и освящать свойственно Божеству, просвещать - огню и свету, и проявлять Себя или быть видимым в образе огня у Божества в обычае. Бог же есть огнь поядающий, как сказал Моисей.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель
Итак, если Бог - огонь, то потому огонь, чтобы изгнать стужу дьявольскую.
Трактат на Псалмы
Иоанн Дамаскин, прп. (†749)
ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель
На святых же апостолов Святой Дух нисходит в виде огня. Ибо Он - Бог, а Бог есть огнь поядающий.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Огонь
Огонь (Быт.19:24,22:6, Исх.3:2). Обыкновенное свойство и употребление огня хорошо известно. В Свящ. Писании огонь нередко соединяется с явлениями Божества, как, напр., при Синае. То же самое мы читаем в XVII псалме (Пс.17:9) и в песни Аввакума. Господь Иисус Христос при втором пришествии, по слову апостола, явится в пламенеющем огне (2Сол.1:8).
Сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы на апостолов было в виде огненных языков. В ветхозаветные времена огонь сходил от Бога и пожирал приготовленную жертву. Он снисшел с неба при освящении Скинии свидения, и по повелению Божию его никогда не должно было гасить.
Во многих древних религиях огонь считался священной эмблемой – представителем солнца. Поклонники Молоха проводили детей своих через огонь (4Цар.17:17). Священный огонь иногда носили перед войском перед вступлением в битву.
Евреям не дозволялось возжигать огонь в своих жилищах в день субботний (Исх.35:3). В этот священный день не должно было оказывать никакой чести огню ни в каком виде.
В земледельческой стороне, какова Палестина, в которой в известные времена года трава и пастбища делаются легко возгораемыми, там малейшая неосторожность с огнем может производить громадные пожары и опустошения. Потому-то по закону Моисееву предписывалось следующее: Если появится огонь и охватит терн, и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить кто произвел сей пожар (Исх.22:6).
Слово «огонь» нередко употребляется как метафора для означения тяжкого испытания или великой потери. Последним делом огня будет кончина мира. В то время небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2Пет.3:10-11) и огнем будет испытано дело каждого, каково оно (1 Кор.3:12-15). Наконец горением в неугасимом огне изображается ужасное состояние грешников в аду (Откр.14:10,20:10).
С огнем сравнивается пламенная любовь в сердце (Песн.8:6), необузданный язык человека (Притч.16:27, Иак.3:5 и далее), слово Божие (Иер.23:29) и даже сам Господь называется огнем поядающум (Втор.4:24, Евр.12:29).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Моисей увещевает Израильтян к сохранению заповедей Божиих, поставляя им на вид их высокие преимущества пред всеми другими народами, и напоминая о том дне, когда они в страхе стояли под горою Синаем; в особенности отклоняет их от идолопоклонства, возбуждая в них чувство благодарности за то, что Господь вводит их в прекрасную землю, тогда как самого вождя их лишает этого счастия; однако же угрожает им рассеянием и рабством в случае развращения, и опять ободряет милостию Божиею – в случае покаяния. Три города для невольных убийц по сю сторону Иордана.