Скрыть
и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего

Почему закон запрещает брачные союзы с соседственными иноплеменниками?

Закон сей не имеет нужды в толковании, потому что объясняет сам себя. Ибо сказано: «отвратит сына твоего от Мене, и послужит богом инем» (Втор. 7:4). По необходимости же открывает им Моисей и причину Божией попечительности. Ибо говорил: «Не по многочисленности предпочел вас Бог народам языческим, но за благочестие предков и по данному им обетованию». А потом, доказывая верность сего, присовокупил: «Бог верный, храняй завет Свой и милость любящим Его и хранящим заповеди Его в тысящи родов» (Втор. 7:9). И поскольку израильтяне были несовершенны, требовали, чтобы питали их млеком, и не могли слышать о вечных благах, то Бог обещает им многочадие, плодоносие земли, умножение волов и овец, телесное здравие, победу в бранях и все тому подобное. Потом Моисей снова напоминает им о пребывании в пустыне и показывает причины сего. Ибо говорит: «и озлоби, и гладом замори тя, и напита тя манною, да возвестит тебе, яко не о хлебе единем жив будет человек, но о всяком словеси исходящем из уст Божиих» (Втор. 8:3). А сим и мы да научимся не огорчаться, впадая в какие-либо затруднительные обстоятельства, но с любовью принимать Божественные распоряжения и ожидать конца искушений. Моисей указывает и на другие благодеяния: «ризы твоя не обетшаша на тебе; нозе твои не язвишася, се, четыредесять лет. И уразумееши сердцем твоим, яко имже образом аще кий человек накажет сына своего, тако Господь Бог твой накажет тя. И сохраниши заповеди Господа Бога твоего ходити в путех Его и боятися Его» (Втор. 8:4-6). За искушением – утешение, за наказанием – ласки: голод – и обилие пищи, утомление в пути – и здравие телесное, недостаток необходимого – и довольство по причине неветшающих одежд и обуви. Потом советует Моисей, чтобы израильтяне, побеждая, приписывали победу не собственной силе, но помощнику и споборнику Богу.

Толкование на книгу Второзаконие

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 3, 5 и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем

Сватовством и супружеством изображается здесь беседа с помыслами греховными, принятие, усвоение помыслов и ощущений греховных. Кумиры – предметы пристрастия, страсти, особенные привязанности; их должно сжечь огнем молитвы, огнем любви по Богу. Требища – своя воля, воля плоти и крови; столпы – оправдания; дубравы тенистые – плотский разум, которым заслоняется от нас Свет Божественный. Исполняли это повеление Божие истинные рабы Божии.

Письма

Георгий Константинович Властов (†1899)

2. и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
3. и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;
4. ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
5. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов [богов] их сожгите огнем;

 При обещании Господа изгнать перед лицом Израиля семь народов упомянутых во Втор.7:1, т. е. разрушить их силу и владычество над разными частями страны, отдав господство над нею Израилю, являлся вопрос, как поступать с отдельными личностями, с семьями и с родами, оставшимися на жительство в стране. На это отвечают стихи 2–5. Приказано предать их заклятию и потом прибавлено – не вступай с ними в союз и родство. Все почти комментаторы по сравнению с Лев.27:28-29 признают, что здесь предписывается беспощадная война истребления. Мы полагаем, что это не совершенно так, но что ст. 5-й яснее выражает мысль законодателя. Естественно, что при занятии страны и при сопротивлении жителей взятые города или селения вырезались беспощадно победителями согласно обычаям всех народов тогдашнего времени, но по-видимому (по крайней мере по нашему мнению) приказание истреблять беспощадно, т. е. предавать заклятию относилось не к отдельным личностями которые продолжали, как исторически известно, жить посреди Израиля (напр. Орна Иевуссеянин при Давиде 2Цар.24:18), а к национальной и религиозной жизни изгоняемых пленен (ср. примечания на Лев.27:28-29). Поэтому запрещалось родниться с ними, – стало быть предполагалось, что рядом с израильтянами могут жить и они. Но вот что строго приказано было исполнить: разрушить жертвенники, сокрушить столбы, вырубить (священные) рощи, истуканы сжечь. Главная мысль законодателя заключается в том, чтобы не допустить и с религиозной и с политической точки зрения посреди Израиля центров, около которых могла бы группироваться жизнь иноземцев. Религиозные торжества язычников посреди земли Иеговы конечно не могли быть допущены, обряды их, конечно, не могли быть дозволены по самой циничности их; места, где они собирались и где они могли совещаться тайно против народа израильского, конечно должны были быть уничтожены, наконец все, что относилось к их богослужению, должно было быть сожжено и разрушено, чтобы не осквернять земли израильской. Это то и составляло заклятие, которому подвергались народы Ханаана, так как всякие следы их власти и существования уничтожались, а отдельные личности вероятно были обращены в рабов, по общему обычаю того времени. В вину царям Иудеи и Израиля нигде и никогда не ставится то, что они не предпринимают внутренней войны истребления, но неисполнение стиха 5-го везде ставится в вину даже лучшим из царей, как напр. Иораму (4Цар.3:2-3) или Иоасу (4Цар.12:3), или Амасии (4Цар.14:4), или Азарии (4Цар.15:4) и пр. Об Езекии же прямо сказано, что «он делал угодное в очах Господних», потому что: «отменил высоты и срубил дубраву» (4Цар.18:4).

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-4 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя

Причина беспощадного истребления ханаанцев при завоевании Ханаана и недозволения вступать с ними в союзные или родственные отношения после завоевания ясно указана четвертым стихом настоящей главы.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible