Ветхий Завет:
Быт.
Исх.
Лев.
Чис.
Втор.
Нав.
Суд.
Руф.
1Цар.
2Цар.
3Цар.
4Цар.
1Пар.
2Пар.
1Ездр.
2Ездр.
Неем.
Тов.
Иудиф.
Есф.
1Мак.
2Мак.
3Мак.
Иов.
Пс.
Притч.
Еккл.
Песн.
Прем.
Сир.
Ис.
Иер.
Плч.
ПослИер.
Вар.
Иез.
Дан.
Ос.
Иоил.
Ам.
Авд.
Ион.
Мих.
Наум.
Авв.
Соф.
Аг.
Зах.
Мал.
3Ездр.
Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, –
Прочие
Георгий Константинович Властов (†1899)
7. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, –
8. но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.
Во Втор.1:10 сказано: «Господь Бог ваш размножил вас, и вот вы ныне многочисленны, как звезды небесные». Моисей указывает здесь в 7-м стихе, что Израиль малочисленнее всех народов. Некоторые критики указывали на эти два выражения как на противоречащие друг другу. Но с этим нельзя согласиться: ясно, что Моисей с одной стороны указывает народу, что Господь обещал землю патриархам, т. е. маленькой семье человеческой, которая именно вследствие этого благословения разрослась в народ, и конечно миллион людей в восточной фразе может быть уподоблен в количестве звездам небесным; но с другой точки зрения опять нельзя не согласиться, что по сравнению с другими могущественными народами древнего мира народ израильский был лишь одним из самых маленьких народов земли, сила которого заключалась в его устройстве, в его национальном единстве и конечно более всего в избрании Господнем и в помощи Божией. К этой то мысли и возвращается постоянно Моисей и в первом уподоблении и во втором указании. Только свободное избрание Господне и благословение его есть сила Израиля. Он размножился вследствие этого благословения, он будет и силен против других более его многочисленных народов, этим благословением; он не собственною силою освободился от власти Египта, а опять таки тою же помощью Божиею, которая потому простирается над Израилем, что народ этот есть потомок тех святых мужей и в особенности одного из них – Авраама, которым Господь «клялся клятвою» что размножит потомство его и даст ему землю, в которую ныне входить Израиль.
8. но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.
Во Втор.1:10 сказано: «Господь Бог ваш размножил вас, и вот вы ныне многочисленны, как звезды небесные». Моисей указывает здесь в 7-м стихе, что Израиль малочисленнее всех народов. Некоторые критики указывали на эти два выражения как на противоречащие друг другу. Но с этим нельзя согласиться: ясно, что Моисей с одной стороны указывает народу, что Господь обещал землю патриархам, т. е. маленькой семье человеческой, которая именно вследствие этого благословения разрослась в народ, и конечно миллион людей в восточной фразе может быть уподоблен в количестве звездам небесным; но с другой точки зрения опять нельзя не согласиться, что по сравнению с другими могущественными народами древнего мира народ израильский был лишь одним из самых маленьких народов земли, сила которого заключалась в его устройстве, в его национальном единстве и конечно более всего в избрании Господнем и в помощи Божией. К этой то мысли и возвращается постоянно Моисей и в первом уподоблении и во втором указании. Только свободное избрание Господне и благословение его есть сила Израиля. Он размножился вследствие этого благословения, он будет и силен против других более его многочисленных народов, этим благословением; он не собственною силою освободился от власти Египта, а опять таки тою же помощью Божиею, которая потому простирается над Израилем, что народ этот есть потомок тех святых мужей и в особенности одного из них – Авраама, которым Господь «клялся клятвою» что размножит потомство его и даст ему землю, в которую ныне входить Израиль.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов
По сравнению с могущественными народами древнего мира, Израиль, действительно, должен быть назван «малочисленным». По сравнению же с тем, что он представлял в момент переселений патриархальной семьи в Египет, он подлинно размножился «как звезды небесные» (Втор I:10; X:22).