Скрыть

Толкования:

Ап. Ерм

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека

Бойся, говорит пастырь, Господа и соблюдай заповеди Божии, ибо, соблюдая заповеди Божии, будешь тверд во всяком деле и всякое дело будет превосходно. Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись.

Пастырь Гермы.

Беда Достопочтенный

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека

О гордых же и в то же время лукавых сказано: Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда (Мф. 8:20). А о всех вкупе: Человек, который в чести, то есть создан по образу Божьему, и неразумен, подобен животным, которые погибают (Пс. 48:21). Соломон же показывает истинного, не тронутого грехом человека: Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл. 12:13).

Изложение Деяний апостолов.


Если они предназначены для этого, то есть по своей природе сотворены людьми, то верят Богу и Его воле повинуются, чему свидетель Соломон: Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл. 12:13). То есть всякий человек создан в этом по природе, поскольку боится Бога, почитая Его заповеди.

О семи Кафолических посланиях.

Блж. Августин

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека

Можно ли сказать что-нибудь короче, справедливее, спасительнее? Бойся, -говорит, - Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл. 12:13). Ибо всякий человек, который подлинно есть, есть хранитель заповедей Божиих, ибо кто не таков, суть ничто, так как он не преображается по образу истины, а остается подобием суеты.

О граде Божьем.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13-14 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека

Конец речи всего слова весьма удобен для слуха: Бога бойся и заповеди его соблюдай. Ибо это есть всякий человек, потому что всякое дело Бог приведёт на суд из всего сокровенного, хорошо ли оно, или худо. Евреи говорят, что если бы между другими писаниями Соломона, которые затеряны и не сохранились в потомстве, и эта книга казалось бы достойною уничтожения за то, что учит о суете всех тварей, все вменяет ни во что и предпочитает всему пищу, питие и преходящие наслаждения: то за эту одну главу она достойна того авторитета, чтобы быть поставленною в числе Божественных книг, – за то, что все свои рассуждения, весь ряд мыслей она объединила в этом, так сказать, оглавлении, – сказала, что конец ее речей удобен для слуха и не содержит в себе ничего трудного, то есть чтобы мы боялись Бога и соблюдали Его заповеди. На то и рожден человек, чтобы, разумея Творца своего, почитал Его страхом, благоговением и исполнением заповедей. Ибо, когда настанет время суда, тогда все, что ни сделано нами, предстанет пред Судьей и ожидает долго бывшего сомнительным приговора, и каждый получит за дело свое, сделал ли он что-либо худого, или доброго. А вместо поставленного нами: «из всего сокровенного, хорошо оно или худо», Симмах и Семьдесят перевели: «из всего пренебреженного, или лучше из всего неведомого», в том смысле, что и за праздное слово и за сделанное не волею, а по неведению мы отдадим отчет в день суда. Иначе: так как страх свойствен рабам, а совершенная любовь вон изгоняет страх (1Ин. 4:18), и в Божественном Писании указывается страх двоякого рода – начинающих и совершенных: то теперь, я полагаю, говорится о страхе совершенном в добродетелях, применительно к сказанному: «несть лишения боящимся Его» (Пс. 33:10). Или: Поелику он еще человек и не получил еще имени Бога: то закон природы его тот, чтобы, находясь в теле, он боялся Бога. Ибо всякое дело, то есть всех людей, приведет Бог на суд во всем, что они в ту или другую сторону представляли иначе, чем как определено и сказано Им: ибо «горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое» (Ис. 5:20).

Толкование на книгу Екклезиаст.

Лопухин А.П.

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека

Выслушаем сущность всего, буквально: «конец (вывод) всей речи». Заповедь: бойся Бога (взято из Еккл. 5:6) и заповеди Его соблюдай (ср. Еккл. 4:17), составляет сущность книги и, в то же время, цель человека. Лишь вера спасает человека от крайностей пессимизма с одной стороны и пошлого эвдемонизма с другой.

Толковая Библия.

Прп. Исихий Иерусалимский

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека

Конец же слова, все слушай: Бога бойся и заповеди Его храни (Еккл. 12:13), и мысленно и чувственно. Если мысленно будешь принуждать себя соблюдать их, то редко будешь иметь нужду в чувственных ради их трудах. Давид говорит: еже сотворити волю Твою восхотех, и закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39:9).

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Прп. Серафим Саровский

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека

Бога бойся, - говорит Премудрый, - и заповеди его храни. А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.

Поучения.

Свт. Григорий Двоеслов

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека

Книга Соломона, в которой написаны эти слова, называется Екклесиаст. Екклесиаст, собственно, значит «проповедник». В проповеди обыкновенно предлагается мысль, которая останавливает волнение шумной толпы. Слово проповедника приводит к единомыслию многих, которые различно думают. И эта книга потому названа «проповедник», что в ней Соломон как бы себе усвояет мысли волнующейся толпы, дабы после рассмотрения их сказать то, на что согласилась бы, вникнув, и неопытная толпа. Ибо сколько мыслей он приводит в движение чрез рассмотрение, столько же различных лиц представляет в своем лице. И истинный проповедник как бы простертою рукою останавливает волнение всех и заставляет их соглашаться на одну мысль, подобно тому, как говорит он в конце этой книги: Выслушай конец всего слова: Бога бойся и заповеди Его храни, ибо это - весь человек (Еккл. 12:13; LXX).

Диалоги.

Свт. Иоанн Златоуст

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека

Если… страх Божий происходит от знания, знание же упразднится (1Кор. 13:8), как говорит Павел, то мы, когда не будет знания, совершенно погибнем, все у нас исчезнет, и мы будем нисколько не лучше бессловесных, но еще гораздо хуже, потому что мы превосходим их разумом, а во всем прочем телесном много уступаем им.

Против аномеев.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible