Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения
И запрут двери на улице в унижении голоса мелющего; и будет вставать на голос птицы; и онемеют все дщери пения. Когда голос мелющего ослабеет, прекратится учение учителей и мало по малу прекратится все: то, между прочим, запрутся и двери на улице, так что, по евангельским девам юродивым (Мф. 25:1–13), каждый будет иметь запертыми двери свои на улицу, и они не в состоянии будут купить елея. Или: для дев юродивых, обходящих улицы, запрут двери чертога вошедшие с женихом; ибо если узок и тесен путь ведущий к жизни, а широк и пространен ведущий к смерти (Мф. 7:13–14), то поистине, по охлаждении любви многих, запирается на улицах дверь учения. А следующим стихом, в котором сказано: и «будет вставать на голос птицы», или «воробья», будем пользоваться в то время, когда увидим, что грешник, по голосу епископа или пресвитера, восстает чрез покаяние. Вне связи с контекстом этого отдела, это может быть принимаемо и в отношении к последнему воскресению, когда, по голосу архангела, воскреснут мертвые. И не должно дивиться, если трубу ангела мы приравниваем к воробью, когда всякий голос, по сравнению с Христом, слаб. И насколько я могу припомнить, я не знаю, чтобы я когда-либо читал, что воробей принимается в дурную сторону. Праведный говорит в десятом псалме: «на Господа уповаю я: как вы говорите душе моей: переселись в гору как воробей» (Пс. 10:1) и в другом месте: «я бодрствовал и был как воробей одинокий на кровле» (Пс. 101:8) и еще в ином месте: «ибо воробей нашел себе дом» (Пс. 83:4). Иначе: под запертыми на улицах дверями хотят разуметь расслабление ног у старика, – что он постоянно сидит и не может ходить. А унижение голоса мелющего толкуют в отношении к челюстям, что старик не может пережевывать пищу и что при стесненном дыхании едва слышен его слабый голос. Далее тем, что он встает на голос птицы, показывает, что старик, когда у него уже охладеет кровь и высохнут влаги, каковыми веществами поддерживается сон, пробуждается при легком звуке, и среди ночи, как только запоет петух, поспешно встает, не будучи в состоянии на постеле поворачивать своих членов. Словами же: «онемеют», или, как лучше стоит в еврейском, «оглохнут дщери пения», обозначает уши, – что слух стариков делается тяжел, что они не могут понимать различия звуков и наслаждаться пением, как говорит это и Верцеллай Давиду, не желая переходить Иордан.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения
Двери на улицу — по мнению одних, уста, по мнению других — уши. Первое вернее (ср. Иов. 41:6: «кто может отворить двери лица его? (т. е. левиафана) круг зубов его ужас!»).
Жернов — челюсти и зубы.
Будет вставать по крику петуха, т. е. страдать бессонницей.
Замолкнут дщери пения, т. е. ослабеет голос.