Скрыть
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-4 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить

Когда сделаешь обет Богу, не замедли отдать, Поелику нет благоволения к глупым. Все, что ни обещаешь – исполни. Лучше не давать обета, чем обещать и не исполнить. Простой смысл не требует объяснения. Лучше не обещать, чем не исполнять обещанного: ибо не исполняющие обетов неугодны Богу и считаются между неразумными. В словах: «нет благоволения к глупым» – подразумевается: «Божия», согласно с словом апостола: «не было воли, чтобы я ныне пришёл к вам» (1Кор. 16:12). Если же хотим сказать нечто более важное, то здесь заповедуется христианину, чтобы он восполнял веру делом и не уподоблялся Иудеям, которые, давая обеты и говоря: «вся словеса, яже глагола Господь, сотворим» (Исх. 24:3), поклонялись идолам, и подвергши мучениям рабов и камнями побив их, наконец умертвили и самого Сына Домовладыки. Итак, лучше долго взвешивать сомнительное решение, чем, будучи лёгким на словах, быть тяжёлым на деле. Ибо раб, знающий волю господина своего и не исполнивший ее, «биен будет много» (Лк. 12:47).

Толкование на книгу Екклезиаст

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить

А исполнить обетные моления может каждый из нас. Так, мы приносим их, когда, отрекаясь от мира, обещаемся служить Господу со всей ревностью сердца своего и умереть для всякого общения с миром и для всех дел его. Приносим эти моления, когда, презрев мирские почести, отвергнув земные стяжания, обязываемся во всяком сокрушении сердца и в нищете духа прилепляться Господу. Мы приносим эти моления, когда даем обет непрестанно сохранять совершенную чистоту тела и непреодолимое терпение или вовсе исторгнуть из сердца своего корень производящего смерть гнева и уныния. Если же по своей беспечности и склонности к прежним порокам мы не исполним тех благих намерений, то будем виновны в наших молениях и обетах и к нам отнесутся тогда слова: Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл. 5:4). Что в греческом можно понимать так: лучше не молиться, нежели, молясь, не исполнять молитвенных обетов.

Собеседования


Как тем, которые верно служат Богу и питают к Нему такую любовь, как требуется нашими правилами, обещается бесконечная слава, так и тем, которые не заботятся о том, чтобы приносить обещанные плоды святости, уготованы вечные муки, ибо, по словам Писания, лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл. 5:4), и проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48:10).

О постановлениях монастырских

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 3-4 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить

Нет никакой пользы человеку, когда он говорит, что имеет веру, но не желает исполнить на деле то, что обещал на словах, согласно сказанному в Писании: Когда даешь обет Богу, то не замедли исполнить его, ибо Ему неугоден недобросовестный и неразумный обет. Лучше тебе не обещать вовсе, чем после того, как дан обет, обещанное не исполнять (Екк 5:3-4). И чтобы мы ясно могли узнать, что то же самое происходит и с нами, и с подчиненными нам людьми, то пусть кто-нибудь скажет мне, будет ли он доволен, если раб его весь день будет называть его «господином» и не перестает расточать ему многословные восхваления, но от дел, которые ему было приказано исполнить, отлынивает.

Итак, если мы бываем недовольны словами без дел, то сколь же для Бога бесполезна наша вера без дел? Прежде всего, следует опасаться того, чтобы кто-либо так верил в Божье милосердие, что не боялся бы Его суда; если кто так поступает, то это - не вера. Но если он, с другой стороны, так боится суда, что теряет надежду на милосердие, то это также не вера. И так как Бог не только милосерден, но и справедлив, будем верить и в то, и в другое: не станем, страшась суда, отчаиваться в милосердии, но и не будем столь уповать на милосердие, чтобы забывать о суде. Итак, не следует ни слишком надеяться, ни слишком отчаиваться.

Проповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить

Обязательно исполнение обетов, но не самые обеты. Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха (Втор. 23:22).

Толковая Библия

Апостольские постановления

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить

Что же касается девства, то о нем мы не получили заповеди, но предоставляем его на волю желающих как обет. Только убеждаем их, чтобы ничего не обещали опрометчиво, поскольку Соломон говорит: Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл. 5:4).<…> А девственница да будет свята телом и душею, как храм Божий, как дом Христов, как обитель Святого Духа. Ибо нужно, чтобы давшая обет совершением дел, достойных обета, показала, что обещание ее истинно и сделано из ревности к благочестию, а не в поношение брака. Да не будет же она ни праздно шатающейся, ни бродягой, ни двойственна в мысли, но честна, воздержна, целомудренна, непорочна, избегающая встреч со многими, а наиболее - с бесчестными.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible