Скрыть
А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-20 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем

Посему и вы помните, что некогда вы также язычники были по плоти, поелику дела плоти совершали, и называемы были вы необрезанием от обрезанных Евреев. И были вы в то время без Христа, хотя и сохранялись для призвания Христова, и отчуждены были от общества и учреждений Израиля, то есть от соблюдения постановлений закона. Чужие же вы не обетованию, но завету обетования, — и другой надежды не имели, поелику не знали обетования, - и без Бога в мире жили, ибо не ведали Бога истины. Ныне же, так как вы сделались Христовыми чрез веру вашу, — вы, кои далеко были от Него, соделались близкими Ему в крови Его, которую принимаете; ибо Он есть мир наш, то есть Он создал мир между Евреями и язычниками, поелику соделал обоих одним заветом и разрушил плотью Своею средостение вражды, то есть безумие идолослужения, лежавшее на всех и скрывавшее истину, и дозволил разуму человеческому переноситься на небеса. И закон земных заповедей духовными повелениями Своими упразднил, дабы двух, очевидно язычников и Евреев, создать в Себе Самом в одного новаго человека, творя мир — и сдружить обоих в одном теле (одним телом), которое умерщвлено за обоих, — и чрез крест Свой убил вражду, то есть уничтожил и истребил вражду между нами и Богом. И пришедши благовестил мир вам, язычникам, дальним и Евреям близким: потому что чрез Него мы возъимели доступ. Прежде мы соединялись и разделялись друг с другом благодаря своим законам, ныне же явился для нас доступ в одном Духе к Отцу всяческих, то есть чрез Духа Коего восприяли мы от самого крещения, так что между получившими Его уже нет более ни Иудея ни язычника, ибо все во всем Христос есть. Итак уже вы не (есте) чужие обетованиям завета и не пришельцы в отношении наследства, уготованного и соблюдаемого для вас, — но вы есте (со)граждане святых и свои Богу. И построены вы на основании, очевидно проповеди, Пророков и Апостолов, тогда как Сам Иисус Христос стал главою угла, то есть Увенчателем и Запечатлителем сего духовного учения. И в нем все домостроение Церкви утверждается, стройно соединяется и растет в здание храма святого; разумей по подобию храма святого в жилище божества: поелику в Нем и вы вместе с самою Церковью соустрояетесь, чтобы быть вам жилищем божества чрез Духа Святого.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-16 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой. Ибо Он есть мир наш, сделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотью Своей». Важно уже и то, говорит (апостол), что мы пришли к иудейскому житию. Как это? Он возглавил все на небе и на земле, а ты еще говоришь о израильтянах? Но, говорит, подлинно так! То нужно принимать верой; а это оправдывать делами. «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко», – говорит, – «стали близки» по жизни, – потому что быть далеко или близко зависит единственно от свободы. «Ибо Он есть мир наш, сделавший из обоих одно».

Что значит: «из обоих одно»? (Апостол) этим показывает не то, что Бог даровал нам с иудеями одинаковое благородство; но то, что и нас и их Он возвел в лучшее (состояние). Впрочем благодеяния (Божьи) к нам даже выше; тем (иудеям) дарованы были обетования и они были к Богу ближе нас, нам же не дано было никаких обетований и мы отстояли дальше. Потому-то и сказано: «А для язычников – из милости, чтобы славили Бога» (Рим. 15:9). Израильтяне получили обетования, но оказались недостойными их; нам же ничего не было обещано, мы были чужды обетований; ничего общего у нас с ними не было, и Он соединил нас воедино, не так, впрочем, чтобы нас присоединил к ним, но нас и их совокупил воедино. Представим пример: вообразим две статуи, одна серебряная, другая оловянная; эти две статуи расплавлены и из них образовались две золотых: вот эти две стали одинаковы. Или возьмем иной пример: пусть один будет раб, другой – усыновленный; оба они долженствовали служить Ему (т. е. Богу); но один объявлен был лишенным наследства, другой бежал прочь и не знал Отца, а потом оба сделаны наследниками и законными детьми. Они удостоились одинаковой чести, два сделались едино, с тем только различием, что один пришел издалека, другой изблизи, и что ближайший прежде прибыл к Отцу. «Разрушивший», – говорит, – «стоявшую посреди преграду». Что должно разуметь под «стоявшей посреди преградой», он сам объясняет это, когда говорит: «упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением». Некоторые говорят, что средостением был закон, который не дозволял иудеям смешиваться с язычниками. А я думаю, что он разумел под средостением (не закон, но) вражду плоти, которая была как бы промежуточной стеной, отделявшей нас от Бога, как и пророк говорит: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (Ис. 59:2)? И справедливо. Такая преграда, как вражда плоти, была преградой к Богу, как для язычников, так равно и для иудеев, потому что закон не только не уничтожал, а напротив увеличивал (вражду): «ибо закон», – говорит (апостол), – «производит гнев» (Рим. 4:15). И как в словах: «ибо закон производит гнев» апостол не закон собственно поставляет причиной (гнева), но наше неповиновение ему и преступление его, так и здесь называет закон средостением, потому что преступающий его вступает во вражду (с Богом). Закон был и оградой, – оградой для утверждения (в добре), – оградой же он назван потому, что мог ограждать (от зла). Послушай, что говорит пророк: «Он обнес его оградою» (Ис. 5:2); и еще: «разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути» (Пс. 79:13), – здесь говорит об утверждении; и еще: «отниму у него ограду, и будет он опустошаем» (Ис. 5:5); и еще: «Обращайтесь к закону» (Ис. 8:20); и в другом месте: «Господь творит правду и суд. Он сынам Израилевым – показал дела Свои» (Пс. 102:6,7). А средостение существовало не для того, чтобы охранять, а для того, чтобы отделять их от Бога. Таково различие средостения от ограды. Показывая же, каково оно, и прибавляет: «упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением» (ст. 15). Каким образом? (Упразднил), прекратив и разрушив вражду (с Богом). И не этим только образом Он упразднил (закон), но и тем, что Сам сохранил его. Что же, спросишь ты, лишь только мы избавились от первого преступления, как снова принуждены сохранять закон? Это конечно и было бы опять, (но дело в том, что Он) и самый закон уничтожил. «Упразднив закон заповедей», – говорит, – «учением». О, человеколюбие! Он дал нам закон, чтобы мы сохранили его; потом, когда мы не сохранили его и за это должны были быть наказаны, Он и закон упразднил. (Это походит на то), как если бы кто, вверив своего ребенка воспитателю и потом заметив, что он не слушается, освободил и увел его от воспитателя. О, какое великое человеколюбие! Что значит: «упразднив учением»? (Апостол) полагает большое различие между заповедью (εντολή) и учением (δόγματα). Учением он называет здесь или веру, потому что мы спасаемся только Верой, или определения (Божьего), подобные тому, о которых Христос изрек: «Ибо истинно говорю вам»: не гневайтесь совершенно (Мф. 5:12). Значит: если веруешь, что Бог воздвиг его из мертвых, – спасешься. И еще: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем» (Рим. 10:8).

«Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести» (Рим. 10:6, 7). Вместо жизни Он ввел веру, чтобы не пропало даром дело спасения; Сам принял наказание, а от них требует веры в догматы. «Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека» (ст. 15). Видишь, язычник не сделался иудеем, но тот и другой пришли в новое состояние. Не для того Он упразднил закон, чтобы одного преобразовать в другого, а для того, чтобы воссоздать обоих. И хорошо (апостол) употребляет слово – «дабы создать»; он не сказал: переменить, – чтобы показать особенную силу этого действия, и то, что хотя это созидание совершалось видимым образом, но все же оно не меньше первого творения и наконец то, что нам не должно уклоняться от предметов естественных. «Дабы из двух», – говорит, – «создать в Себе Самом» т. е. через Себя. Не поручил кому-нибудь иному; но сам Собою, предварительно как бы расплавив того и другого (т. е. эллина и иудея), создал одного дивного (т. е. христианина), Сам сделавшись и первым творением этого рода, которое гораздо выше прежнего творения. «В Себе Самом» может значить также и то, что Он первый представил нам образец и пример (новой твари). При этом занимая Сам средину, Он одной рукой привлекает иудея, другой – эллина, и, смешав их, и уничтожив все, что отчуждало их между собою, преобразил свыше огнем и водой, не водой и землей, но водой и огнем. Преобразил и иудея, который был обрезан и находился под проклятием, и эллина, который находился вне закона, «в одного нового человека», высшего обоих – и иудея и эллина. «Устраивая мир» (ст. 15) и в отношении к Богу и в отношении друг к другу. Оставаясь иудеи иудеями, эллины эллинами, они никогда не соединились бы между собою; не оставляя своего собственного положения, как каждый из них мог бы придти в лучшее состояние? иудей тогда лишь сближается с эллином, когда делается и верным. (Это походит на то), как двое занимают внизу два отдельных помещения и вверху имеют одно общее, прекрасное и обширное: они до тех пор не могут видеться между собою, пока не поднимутся наверх.

«Устраивая мир» – преимущественно с Богом, как это видно из последующего. Что именно он говорит далее? «И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста» (ст. 16). Не сказал: умирить (καταλλάξη), но – «примирить» (άποκαταλλάξη), т. е. снова примирить, показывая через это, что и прежде человеческое естество было способно к примирению (с Богом), как у святых еще до закона. «В одном теле», – говорит, – Своем «с Богом». Каким образом Он совершил это? Сам, говорит, понесши на крест должное наказание.*«Убив вражду на нем» (ст. 16); внушительнее и точнее этих выражений быть не может. Смерть Его, говорит (апостол), убила, пронзила и уничтожила вражду; не другому кому Он поручил это дело, и не только Сам действовал, но и страдал. Не сказал: разрешив, не сказал также: отняв, но употребил самое сильное выражение – «убив», так что (вражда) никогда уже не восстанет. Да и как бы она могла восстать? Разве благодаря великой нашей злобе. А доколь мы пребудем в теле Христовом, доколь будем находиться в соединении с Ним, – она не восстанет, но будет лежать мертва. Собственно же говоря, она никогда не восстанет, и мы можем лишь произвести другую (вражду), но отнюдь уже не прежнюю, которая убита и умерщвлена. И значит – ты уже породишь эту другую (вражду). «Плотские помышления», – сказано, – «суть вражда против Бога». Если мы не будем мудрствовать ничего плотского, то этой новой (вражды) никогда не родится, а всегда будет «мир» (сн. ст. 15).

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою

Бог есть везде, и везде всецело, поэтому кто может удалиться от Того, в Котором содержится все?.. Однако говорится, что Он далек от нечестивых (Притч 15:29). Тот, от Которого удалены нечестивые, близок к святым. Наконец, хотя Он был далек от ефесян, но Кровью Иисуса [Бог] сделался им близок.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою

Мы были вдали от Бога, не по месту, а по сердечному расположению и жизни, но теперь стали близко, не жизнью (ибо ничего мы не привнесли от дел), а во Христе Иисусе и Кровию Его. Ибо, пролив Кровь Свою и отдав Себя за нас. Он освободил нас из плена, который удалял нас от Него, и приблизил к Себе. Но можешь и так понимать: мы были вдали от израильтян, а теперь стали близ них.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ныне же о Христе Иисусе, вы, бывшие иногда далече, близ бысте кровию Христовою

Ныне же о Христе Иисусе, – когда обетованный Христос пришел и устроил нам спасение, которое прежде только чаялось, когда устроено благодатное Царство Христом Господом и всем проповедуется, – ныне – в новозаветном домостроительстве спасения. – Вы, бывшие иногда далече, вы, от прежнего временного и приготовительного домостроительства отчуждавшиеся, чрез отчуждение от иудеев, и стоявшие, таким образом, вдали, – близ бысте, не отчуждены от нового домостроительства, истинного и окончательного, но введены в участие в нем, наравне с иудеями, в которых и чрез которых оно подготовлялось прежним образом домостроительства. Как близ бысте? – Кровию Христовою. Краткий, но всеобъемлющий ответ. Вся последующая речь (ст. 14-17) служит объяснением ему – пространнейшим и полнейшим. Сущность его можно выразить так: все ветхозаветное учреждение было тень; тело же – Христово. Когда пришел Господь и принес Себя в жертву крестною смертию, тогда все, что было только отражением сей жертвы, престало, – потеряло свое значение и силу. Вся сила перешла теперь в крестную смерть. Таким образом, Кровь Христова, на кресте пролитая, пресекла ветхозаветное учреждение и сама стала на место его, – тело вместо тени, истина вместо предображений ее. То, чем разорено ветхое, само стало новым учреждением во спасение. Но ветхозаветные учреждения были стеною, разделявшею иудеев и язычников. Следовательно, Кровь Христова, пресекшая значение ветхозаветных учреждений, разорила и стену разделения иудеев и язычников. И как она же стала новозаветным учреждением во спасение, то стала и центром единения для всех, вступающих в сей новооткрытый путь спасения. Иудеи сбрасывают ветхое и облекаются в новое Кровию Христовою, отменившею все ветхое, а язычники, прямо помазуясь Кровию Христовою, облекаются во все новое. Те и другие в Крови Христовой находят центр взаимного единения и вместе способ общения в благодатном учреждении, чрез которое, приискренно сочетаваясь со Христом, приближаются к Богу, – оба равно, без преимуществ уже одного пред другим.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою

Павел напоминает, что мы приблизились к Богу Кровью Христа, чтобы показать, как велико расположение к нам Бога, Который допустил Сыну Своему умереть за нас. Мы же, претерпевая [страдания] по вере в Него, не должны отчаиваться ни при каких исходах, выпадающих нам за веру в Христа, ибо знаем: Он заслуживает от нас больше того, что могут сделать нам наши враги.

На Послание к Ефесянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. (Еф.2:13-16)


Соединение язычников со Христом и Его Церковью совершилось, по апостолу, Кровью Христа (близ бысте кровию Христовою, Еф.2:13), Плотию Христовою (разоривый – вражду плотию своею, Еф.2:15) и наконец крестом (примирит крестом, убив вражду на нем, Еф.2:16). Таким образом, действие Плоти и Крови или – точнее – смерти Христа приписывается кресту; а посему почитание спасительной смерти должно соединяться с почитанием и креста, как ее орудия и знамения.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою

Язычники, бывшие до Христа, далекими от Бога, теперь стали близки к Нему. Причина этой перемены - великая жертва, принесенная Христом за всех людей Кровию Христовою (ср. Рим III:25).

См. также Толкование на Еф. 2:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2.13. а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

2.14. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

2.15. упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы, из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

2.16. и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем;

2.13-16  Приближение к Богу как язычников, так и Иудеев, одинаково совершилось делом милости Божией, а именно Кровию Христовою, пролитою Им на кресте, чем люди примирены с Богом и соединены между собою в единстве Тела Христова, отданного за всех на страдания, по бесконечной любви, чтобы не царствовала вражда и не господствовало иго закона, а действовало бы во всех жизненное учение любви, всецело проявленное во Христе, как новом Адаме, по образу, Которого в Божием мире и любви должны жить и все верующие в Него, долженствующие образовать новое человечество, существующее во вселенской Церкви, как тело Христово, которому Он глава. Вражда разделяла и всех людей, но она особенно характерно на религиозной почве выражалась внутренно-духовно между Иудеями и язычниками. Посему Апостол мог иметь в виду эту вражду, как особенно важную, но вместе с тем у него несомненно были и частные основания к обстоятельной речи о примирении Иудеев и язычников в Христианстве, ибо известно, сколь долго была эта вражда и после, не прекращающаяся доныне со стороны необращенных Евреев, которые конечно сразу бы изменились, если бы сделались Христианами, а вместе с тем и новыми людьми. О сем св. Иоанн Златоуст сказал так: «язычник не сделался Иудеем, но тот и другой пришли в новое состояние. Не для того Он упразднил закон, чтобы одного преобразовать в другого, а для того, чтобы воссоздать обоих. Да оба, говорит, созиждет Собою, – предварительно как бы расплавив того и другого, т. е. Еллина и Иудея, создав одного дивного, т. е. Христианина, Сам сделавшись и первым творением этого рода, – творением, которое гораздо выше первого творения. Собою может значить также и то, что Он первый представил нам образец и пример. Преобразил и Иудея, который был обрезан и находился под проклятием, – и Еллина, находившегося вне закона, во единого нового человека, высшего обоих, Иудея и Еллина, творя мир и в отношении к Богу и в отношении друг к другу. Иудей тогда лишь сближается с Еллином, когда делается верным». Мы не меньше и они не больше спасены; и мы и они одной и той же благодати удостоены, ибо вражду разрушил Христос смертию, и любезными нас сделал Отцу чрез Духа. Смерть Его убила, пронзила и уничтожила вражду. Не сказал: разрешил, не сказал также: отъял, но: убил, – слово сильнейшее, так что вражда никогда уже не восстанет. Мы можем произвести лишь другую, но отнюдь уже не первую, которая навсегда убитаНо помыслим, как ужасно снова добровольно придти нам во вражду с Богом после того, как Он так много сделал для нашего примирения? Эту новую вражду ожидает уже не крещение, а геенна, не прощение, а наказание». По словам блаж. Иеронима, «зиждение нового человека явится полным и совершенным тогда, когда небо и земля соединятся, когда будет небо ново и земля нова (Ис. 65:17), когда имеем пить чашу Иисусову новую в Царствии Божием (Мк. 14:25) и петь песнь новую (Пс. 97:1)».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

2:13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

А теперь во Христе Иисусе
, теперь, когда обетованный Христос пришел и устроил нам спасение, когда было устроено и стало проповедоваться всем благодатное Царство Христово, вы – язычники, отчуждавшиеся от иудеев и их обетований, и стоявшие, таким образом, далеко от них, теперь стали близко, введены в участие, наравне с иудеями, в их обетование. Каким же образом стали близко? Кровью Христовою– страданиями и смертью Иисуса Христа, что Апостол подробно и объясняет далее.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible