Скрыть
и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, –

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-10 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять

И вас, некогда мертвых грехами жития вашего, по воле начальника власти в воздухе и духа, поелику он есть начальник над воздухом, так что может воспринимать от него подобие видимого образа, и начальник над духом нечистоты, — тот, говорит, который уже возобладал в сынах непослушания, не желающих веровать Евангелию, -— в (числе) коих и мы все обращались в похотях плоти нашей, творя не волю Божию, но волю (земного) помышления и плоти нашей, и были мы по природе чадами гнева, как и прочие, кои даже до настоящего времени упорствуют в непослушании. Мы все говорит, поелику и себя самого Апостол включает в число их, так что и он был чужд той благодати, которая помиловала и помилует всех, кои веруют и получают крещение ею. Бог же по великой любви Своей, коею возлюбил нас, помиловал нас, милосердно, — и когда мы были мертвы грехами нашими, оживотворил нас посредством крещения во Христе, благодатию Его спасая нас, поелику даром спас нас, - и воздвиг нас с Ним уже данным нам обетованием, прежде чем мы пали бы, — и посадил нас с Ним в небесах, то есть удостоил нас чести и славы посредством плоти Его, которую посадил на небесах: дабы открыть векам грядущим в воскресении Его преизобильное богатство благодати Своей, которая была чрез Христа в этом веке нашем. Ибо благодатию Его призваны (спасены) вы, именно чрез веру призваны. И это не от вас, не вами сделано и не вашими делами, но Божий дар есть, дабы кто не похвалился делами своими, но да хвалится благодатью, которая помиловала его: Его ведь (ибо) мы (есмы) творение, созданные вновь в Господе нашем Иисусе Христе для дел добрых, к коим Он прежде, то есть когда избрал нас, предъуготовал нас, чтобы в них ходили мы.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-8 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе

«И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил с Христом»; опять посредник – Христос, и следовательно дело это вполне верно. Если начаток жив, – и мы (будем живы); если Бог Его оживотворил, – (оживотворит) и нас.

Видишь ли, что все это (апостол) говорил о Христе во плоти? Видишь ли переизбыточествующее «величие могущества Его в нас, верующих»? Он оживил тех, которые были мертвы, которые были чадами гнева. Видишь ли «надежда призвания»? «Воскресил с Ним, и посадил на небесах» (ст. 6). Видишь ли славу достояния Его? Да, скажешь ты; что Он воскресил нас, это ясно; а чем доказывает (апостол) то, что Он посадил «посадил нас на небесах во Христе Иисусе» (ст. 6)? Тем же, чем (доказывает то, что Он) воскресил. Никто бы и никогда бы не восстал, если бы не воскресла Глава; а когда Глава наша воскресла, воскрешены и мы, – подобно тому, как, когда кланялся Иосифу Иаков, кланялась и жена. Точно таким же образом Он нас и посадил. Когда Глава сидит, сидит вместе и тело. Потому-то (апостол) и прибавил: «во Христе Иисусе». Или, – если посмотреть на это с другой стороны, – Он воскресил нас чрез купель крещения; как же после этого Он посадил? «Если терпим», – говорит (апостол), – «то с Ним и царствовать будем» (2Тим. 2:12). Если вместе умерли, вместе и оживем. Подлинно, нужен дар Духа и откровения, чтобы уразуметь глубину этих тайн! Потом, чтобы ты не остался неверующим, смотри, что он присоединяет: «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (ст. 7). Так как прежде он говорил все о Христе, и во всем сказанном прямо относящегося к нам не было ничего, – что, скажешь ты, в самом деле, нам оттого, что Христос воскрес? – то, показав предварительно, что это должно относиться и к нам, – потому что Спаситель соединен с нами, – теперь Он говорит о том, что собственно к нам относится: «и нас, мертвых по преступлениям воскресил с Ним, и посадил». Итак, как я говорил, веруй (что Он посадил нас с Собою), убеждаясь в этой истине тем, что сказано было прежде, тем, что сказано о Главе, и тем еще, что Он хочет проявить к нам свою благость. Как, в самом деле, Он проявит ее, если этого нет (т. е., если Он не посадил нас с Собою)? И «дабы явить в грядущих веках». Что же явить? Что блага уготованные Им и велики и совершенно достойны веры. Теперь эти блага кажутся для неверных несбыточными; а тогда все их узнают. Если желаешь узнать и то, как Он посадил нас, послушай, что сам Христос говорит ученикам: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28); и в другом месте: «но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим» (Мф. 20:23). Итак, это уже уготовано. И хорошо сказал (апостол): «В благости к нам во Христе Иисусе». Воссесть одесную – это честь высшая всякой чести, за которой нет уже другой. Говоря это (т. е. «в благости к нам»), (апостол) показывает, что и мы воссядем. Сидеть с Христом это поистине невыразимое богатство, это подлинно преизобилующее величие силы Его! Если бы ты имел тысячи душ, неужели ты не положил бы их за это? Если бы потребовалось идти в огонь, не следовало ли бы быть совершенно готовым и на это испытание? Сам (Христос) говорит: «Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Иоан. 17:24; сн. 12:26). За такую честь если бы каждый день приходилось быть рассекаему, то не должно ли было бы и это переносить с радостью? Подумай, где восседает Он? «Превыше всякого Начальства, и Власти». А с кем вместе ты воссядешь? С Ним. Но кто же ты? Мертвый, – по естеству чадо гнева. Что ты сделал правого? Ничего. Теперь, поистине, благовременно воскликнуть: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего!» (Рим. 11:33)!

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены

Страсти настоящего времени недостойны той будущей славы, которая откроется в нас (Рим 8:18), поэтому мы спасены скорее по благодати, чем по делам своим. Ибо мы ничего не можем воздать Богу за то, что Он дал нам.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены

Так как воскрес Он, надеемся воскреснуть и мы, — потому что в Нем наше устроение. Потом апостол яснее показывает величие дара. Благодатью вы спасены. Ибо не за доблестную жизнь нашу призваны мы, но по любви Спасшего нас.

Толкование на послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом

Здесь окончание прежде начатой мысли, а прочее все — вставка. Опять Христос посредник, и дело достойно доверия: ибо, если начаток (первенец) жив, то и мы живы; так как Бог оживотворил Его и нас: Его в действии, а нас в силе теперь, а немного после — и в действии. Вот необычайное величие силы Его, именно что Он мертвых, сынов гнева, оживотворил. В этом упование нашего звания.

благодатью вы спасены

С глубоким душевным потрясением он высказал это, изумляясь неизреченному дару Божию. Ибо не трудом и не собственными делами, говорит, вы спасены, но только благодатью. Ибо, что касается дел, вы достойны были наказания и гнева.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом; благодатию есте спасены

И нас мертвых прегрешеньми… говорится о смерти духовной. Грех, вошедши в нас, заморяет дух наш. Душа остается живодействующею, но все в угодность греху; и мыслями ума, и чувствами сердца, и предприятиями воли, и тело проворно движется, когда спешит на удовлетворение похотей своих. Но деятельность по Богу забыта, к ней нет сочувствия и охоты, — и в теле ни рука, ни нога не хочет двигаться по ней. — От такой мертвости избавил нас Бог Христом… сооживи Христом.

В сем оживлении нас чрез Господа Иисуса Христа должно различать два момента: первый тот, когда человечество оживлено в лице Богочеловека, и второй тот, когда каждый человек верующий делается причастным сего оживления. В лице Спасителя человечество явлено новооживленным, во всей силе сего слова, в Его воскресении и вознесении. В Нем положено основание оживления и всех имевших потом прилепиться верою и любовию к Господу Иисусу Христу. В Нем в возможности оживлены и все потом лично оживленные, оживляемые и имеющие оживляться до скончания века, так что сии последние суть не что иное, как осуществление первого; то — семя, а эти — выросшее или растущее из него, и всю вселенную ветвями своими осеняющее древо. Это личное каждого оживление, — по вере и отвержении всей нечестивой и порочной жизни, — совершается в крещении. В этом благодатном таинстве умирает человек для греховной жизни и оживает, — ревность и силу получает, — для жизни духовной, делается причастным оживления Христова, — и продолжает прочее ходить во обновленной жизни (см. Рим. гл. 6).

Какое же здесь у Апостола разумеется оживление? — Поелику говорит: сооживи, то, верно, разумел оживление в лице Христа Господа; но поелику говорит: нас сущих мертвых сооживи, указывая на себя и ефесян, лица действительные, уже причастившиеся оживления Христова, то нет сомнения, что указывал на действительное оживление, которому основание положено в оживлении Христовом, последним подтверждая первое.

Апостол не теорию пишет, а изображает домостроительство спасения, делом совершенное и делом силу свою являющее. Потому в слове: сооживи можно не различать, в лице ли только Христа Господа сие разумеется или в верующих в Него. То и другое, ибо то и другое уже совершилось и было в действии, и хотя мысленно могло быть различаемо, но в действии сливалось: оживление верующих было Христово оживление — в приложении.

После сооживи, по порядку, следовало бы — своскреси и спосади (6), как дальнейшее движение проявления силы Божией в домостроительстве спасения нашего. Но Апостол прерывает речь и останавливает внимание ефесян на созерцании безмерной к ним благодати Божией. Он как бы говорит им в промеждуречии: заметьте, — вы благодатию спасены. Цель первой части послания та, чтобы ввесть ефесян, а с ними и всех язычников, в познание великой к ним милости Божией, оказанной тем, что и они приняты в причастие благ, в лице Спасителя для нас совмещенных, наряду с иудеями, кои, по праву древнего избрания народа их, вступают в сие причастие, как в наследие. Об этом, кончив речь о силе Божией в устроении спасения, он тотчас и напоминает им (ст. 11 и далее).

Благодатию есте спасены. Чрез два стиха снова то же повторяет, а еще через два посильнее выражается: да помните же вы (11)… Так желательно было ему поселить им в ум сию истину! — А можно полагать, что при этой цели он и сам был в движении от созерцания величия благодати Божией и говорил так от неудержимости чувства изумления: благодатию есте спасени, — благодатию есте спасени (8), — да помните же, что вы были и чем стали теперь. — Мимоходом напомним себе, что эта речь — и к нам (русским), ибо и мы из язычников. Блаженный Феофилакт пишет: «Эти слова вставил Апостол в средину речи от глубокого изумления, — пораженный неизреченностию дара Божия».

Смысл же слов очевиден. Вы, говорит Апостол, ничего не представляли, что бы могло привлечь благоволение Божие к себе. Он Сам, любовию Своею движимый, благоволительно воззрел на вас и ввел вас в ограду спасения. Судя же потому, что вы были мертвые грехом, вас следовало отбросить далее от лица Своего, как отбрасывают мертвые трупы. «Благодатию, а не за труды и исправности свои спасены вы» (Экумений). «Что до дел, то вы достойны были всякого наказания. Благодать спасла» (Феофилакт). Но говоря: вы, Апостол не исключает из того же закона спасения благодатию иудеев. Он только напечатлеть эту истину старается наипаче ефесянам, а спасаемыми благодатию почитает всех: и иудеев, и язычников. Феодорит и не различает лица, а вообще разумеет сие место, говоря: «Не за доблестную жизнь нашу призваны мы во спасение, но по любви спасшего нас».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены

Так Бог единственно по милости Своей, по причине сильной любви Своей к нам оживил нас вместе чрез Христа и вместе с Ним. Наше спасение есть чистый дар Божий. Такая благость оказана нам чрез Иисуса Христа.

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Спасение только в Церкви Христовой


Сектанты говорят: Нам не нужно официальной Церкви, потому что верим во Христа нашего Спасителя, и Апостол посему говорит нам: (Еф.2:5,8): «благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Православный ответ:

1) Слова эти сказаны христианам Ефесским, которые принадлежали к единой истинной Церкви Христовой, а не к сектантам, составившим, помимо Христа, самодельную церковь.

2) Означает это, что Господь верующим в Церкви даровал все в полноте для спасения (2Пет.1:3-4). Но это не значит, что все спасутся, как не всякий, кто получил очень большое наследство, могущее его на всю жизнь обеспечить, будет всегда жить в достатке: иной все прокутит. Так и в спасении. Посему,

3) и разъясняется в другом месте Писания: мы спасаемся Евангелием, если преподанное удерживаем так, как Апостолы нам благовествовали (1Кор.15:1-2), а не как выдумали сектанты.

4) Что именно нельзя, отделяясь от единства любви в Церкви, спастись одной верой, видно из слова апостола: «если имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я – ничто» (1Кор.13:2). Сектанты потеряли любовь, возненавидевши Церковь Божию, горделиво выделяясь в самодельную общину, и они – ничто. Сектанты уподобляются своей верой бесам: ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19), но не спасутся, так как в гордости отделились от Бога, Ангелов и небесной Церкви, составивши свое самодельное общество, «церковь лукавнующих», прообраз сектантских церквей.

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены

Через Него Бог нас создал, и опять — в Нем же Он восстановил заново, чтобы мы стали членами Его. Он — нам Глава.

На Послание к Ефесянам.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены

С пришествием Христа, для тех Иудеев и язычников, которые уверовали в Него, наступило новое состояние. Вместо прежней мертвенности они стали жить настоящей жизнью вместе со Христом. Бог оживил нас со Христом, сделал это исключительно по любви Своей, в основе которой лежит милость или сожаление ко всем страждущим. — И нас, т. е. даже нас, которые были совсем духовно мертвы. — Благодатью вы спасены, т. е. совершенно без всяких заслуг с своей стороны. Замечание это было полезно услышать особенно Иудеям, которые привыкли основывать свое спасение на собственных добрых делах.

См. также Толкование на Еф. 2:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2.1. И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,

2.2. в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,

2.3. между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

2.4. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

2.5. и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, –

2.6. и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе,

2.7. дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

2.1-7 Возвеличение Христиан есть второе проявление божественной силы, достойной прославления. По греховности своей природы, как телесной, так и духовной, по влиянию общей преступной настроенности и воздействию духа злобы, люди с течением времени дошли до такого состояния, что были как бы нравственно-мертвыми и, как бесконечно виновные пред Богом, были обречены на смерть; но Бог, по великой любви и милости Своей, ради Христа, простил нас, благодатию Своею нравственно оживотворил нас и тем как бы воскресил из мертвых и, в лице Иисуса Христа, как Богочеловека, возвел на небеса, за Коим, как за начатком, в будущем должны последовать и верующие в Него, по мере проявления в них благодати. В этом кратком, но сильном изображении духовно-нравственного переворота в Христианах, совершенного Иисусом Христом, толковники отмечают более всего божественную благость. Так св. Дамаскин пишет: «Вас, говорит Апостол, язычников, в смерти держимых за грех, в коем жили вы под злым диаволом, властвовавшим над вами посредством злых помышлений, Бог удостоил милости и благодати и мертвость вашу во грехе преложил в жизнь, чрез общение со Христом». «Какая мрачная кончина состояния во грехе! Грешник мертв духовно, состоит под тиранством диавола, обладается духом мира, влечется необузданно движениями плоти, рабствует душевным страстям, мятется греховными помышлениями, и за все это – сын греха и, следовательно, оброчник вечного наказания. Избавленным от такой беды как не прославлять державную крепость Избавителя, благодатию Своею воскрешающего грешника от смерти греховной и вводящего его в светлую жизнь богоугождения и святости» (Преосвящ. Феофан). «Все наши дела были достойны не любви, а гнева и жестокого наказания; значит, если Бог возлюбил нас, то единственно по великой Своей милости. Видишь ли преизбыточествующее величие силы Его в нас верующих? Видишь ли упование звания: с Ним воскреси и спосади нас (Бог)? Видишь ли славу достояния Его? Да, скажешь ты, что Он со воскресил нас, это ясно; а чем доказывает Апостол то, что Он спосадил нас на небесех во Христе Иисусе? Тем же, чем доказывает то, что Он совоскресил нас. Никто бы и никогда бы не восстал, если бы не воскресил главы, а когда глава наша воскресла, воскрешены и мы. Точно таким же образом Он нас и спосадил. Когда глава сидит, сидит вместе и тело. Аще терпим с Ним, с Ним и воцаримся (2Тим. 2:12). Если умерли с Ним вместе (для греха), вместе и оживем. Подлинно, нужен дар Духа и откровения, чтобы уразуметь глубину тайн сих». «Если желаем узнать и то, как Он спосадил нас, послушай, что Сам Христос говорит ученикам: сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф. 19:28). Воссесть одесную, это – честь, высшая всякой чести, за которою нет другой почести. Сидеть со Христом, это – поистине богатство неизреченное, это – подлинно преизобилующее величество славы Его. Помысли, с кем ты воссядешь? Но кто же ты? Мертвый, чадо гнева по естеству. Что ты сделал правого? Ничего. Теперь поистине благовременно воскликнуть: о глубина богатства и премудрости и разума Божия (Рим. 11:33)» (Иоанн Златоуст).
 

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

2:1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2:2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
2:3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
2:4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
2:5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, –

2:1-5. Бог, державною силою Своею воскресил Господа Иисуса, тою же силою и вас (ефесян – язычников), мертвых духовно, воскресил. Как они были мертвы? Грехами и преступлениями своими, которые влекут за собою смерть (см. Рим. 6:23). Мертвыми этою смертью Апостол называет, во-первых, язычников. Они живы были телом, живы и душою, действовали, рассуждали, совершенствовались в искусствах, в житейских и гражданских делах. Но мертвы были духом, мертвы для Бога и для жизни, в угодность Ему. Грехи отделяли их от Бога, и они стали мертвыми. Грех, как скоро берет силу над человеком, умерщвляет его дух, жизнь которого от Бога. В грешнике, преданном греху, чувственные склонности и душевные страсти все более и более берут верх над высшими духовными требованиями, и подавляют их до того, что свет жизни духовной совсем погасает. Вместе с тем вянет и телесная жизнь, от нарушения целости – гармонии всей человеческой природы, и прекращения должных ее отношений к верховному источнику бытия и жизни. Отсюда болезни, страдания и ранняя смерть. Так, не духовно только, но и телесно, грех убивает не только одно лицо, но и целые поколения. В этой греховности, до обращения ко Христу, жили и ефесяне, повинуясь производителям греха – обычаям мира сего, и власти диавола, теперь низверженного с неба и живущего между небом и землей, в воздухе, но князя сильного, властного. Последний внушал и распространял в мире самую, так сказать, основу, корень греха – дух противления воле Божьей. Люди, охотно ему повинуясь, становились как бы детьми его, и подчиняясь ему, как своему князю, сами вступали в ряды сынов противления, такими упорными приверженцами его, что их ничем не убедишь в противном. Этот дух противления особенно заметно действует ныне, когда началась проповедь Евангелия. Даже и иудеи, которые, хотя не вполне подчинены были власти мира и князя мира сего – диавола, потому что все порядки личной, семейной и общественной жизни заведены были у них по указанию Божию, но и они все-таки не были мертвы для грехов, производителями которых были их похоти плоти и греховные помыслы – плотские и душевные страсти и склонности. Они следовали требованиям и влечениям страстей, и себялюбивых телесных и душевных наклонностей, не будучи в состоянии противиться тому, что пожелает плоть, и что задумает душа в угоду себе. Поэтому и они были, по природе, истинно чада гнева Божия, состояли под гневом Божьим, как и все другие народы. Вот в каком ужасном состоянии были все люди мертвые духом, рабы диавола и мира, подневольные исполнители необузданных движений плоти и душевных страстей, и все время находились под гнетом греховных помышлений, за что и были сынами гнева, которых ожидали вечное наказание и погибель. И над такими-то грешниками Бог проявляет могущественную Свою силу, не только спасает их, но и прославляет. Источник этого – богатство милости Божьей (ср. Пс. 68:17-50:3) и отсюда, особенной любви Его к Своему созданию – человеку. Мы были духовно мертвы, охотно служили греху, похотям и страстям, а о Боге забыли. Но Бог воскресил нас от такой мертвенности, в лице Иисуса Христа. Во-первых, в лице Его Он оживил – воскресил истлевшую и мертвую человеческую природу вообще, а во-вторых, в Нем положил основание к оживлению и всех верующих в Него. Это личное оживление и совершается по вере в таинстве крещения. В нем человек сначала умирает для греховной жизни и вместе оживает, получая ревность и силу для жизни духовной, а затем делается причастным оживления Христова, и продолжает жить в этой обновленной жизни (ср. Рим. 6:1-23). Так Бог уже сооживил со Христом нас, иудеев и язычников, уверовавших во Христа.

Прервав последовательность речи, Апостол обращает внимание ефесян на то, что эту милость Господь оказал им исключительно по Своей благодати. Благодатью вы спасены, пусть они хорошенько это узнают и запомнят. После этого опять продолжает прерванную речь. Бог не только оживил нас во Христе, но и оказал еще большую нам милость.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible