Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к ефесянам 2:9
не от дел, чтобы никто не хвалился.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Марий Викторин (†IVв.)
- Амвросиаст (†IVв.)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-10 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять
И вас, некогда мертвых грехами жития вашего, по воле начальника власти в воздухе и духа, поелику он есть начальник над воздухом, так что может воспринимать от него подобие видимого образа, и начальник над духом нечистоты, — тот, говорит, который уже возобладал в сынах непослушания, не желающих веровать Евангелию, -— в (числе) коих и мы все обращались в похотях плоти нашей, творя не волю Божию, но волю (земного) помышления и плоти нашей, и были мы по природе чадами гнева, как и прочие, кои даже до настоящего времени упорствуют в непослушании. Мы все говорит, поелику и себя самого Апостол включает в число их, так что и он был чужд той благодати, которая помиловала и помилует всех, кои веруют и получают крещение ею. Бог же по великой любви Своей, коею возлюбил нас, помиловал нас, милосердно, — и когда мы были мертвы грехами нашими, оживотворил нас посредством крещения во Христе, благодатию Его спасая нас, поелику даром спас нас, - и воздвиг нас с Ним уже данным нам обетованием, прежде чем мы пали бы, — и посадил нас с Ним в небесах, то есть удостоил нас чести и славы посредством плоти Его, которую посадил на небесах: дабы открыть векам грядущим в воскресении Его преизобильное богатство благодати Своей, которая была чрез Христа в этом веке нашем. Ибо благодатию Его призваны (спасены) вы, именно чрез веру призваны. И это не от вас, не вами сделано и не вашими делами, но Божий дар есть, дабы кто не похвалился делами своими, но да хвалится благодатью, которая помиловала его: Его ведь (ибо) мы (есмы) творение, созданные вновь в Господе нашем Иисусе Христе для дел добрых, к коим Он прежде, то есть когда избрал нас, предъуготовал нас, чтобы в них ходили мы.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 8-10 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы − Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять
«Ибо благодатью», – говорит (апостол), – «вы спасены». Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: «благодатью вы спасены». Но чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас («через веру»). Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: «И сие не от вас». И вера, говорит он, не от нас; если бы (Христос) не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? «Как веровать в Того», – сказано, – «о Ком не слыхали?» (Рим. 10:14)? Таким образом, и вера – не наше достояние: «Божий», – говорит, «дар не от дел» (ст. 9). Вера, говорит (апостол), недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует её от нас. Сказал, что вера спасает, но (не сама собою, а) через Бога; Бог хочет, и вера спасает. Скажи мне: как спасет тебя вера без дел? Она сама – дар Божий, «Чтобы никто не хвалился» (ст. 9), а всякий напротив сделается благодарным к благодати. Итак, спросишь ты, (апостол) сам запретил снискивать оправдание делами? Вовсе нет! Он говорит только, что дела никого не оправдают, и говорит это для того, чтобы показать благодать и человеколюбие Божье. Имеющих за собою дела (Бог) не отвергает от Себя, но тех, которые погибли бы и с делами, Он спасает благодатью, так что после этого решительно никто не имеет права хвалиться.
Затем, чтобы, услышав, что «не от дел», но верой совершается (наше спасение), ты не остался беспечен, посмотри, что далее говорит (апостол): «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (ст. 10). Заметь, что сам он проповедует: он намекает здесь на воссоздание. Действительно, (наше спасение есть) второе творение: (через искупление) мы точно из небытия приведены к бытию. В том состоянии, в каком мы были прежде, т. е. в состоянии ветхого человека, мы были мертвы; теперь же сделались тем, чем прежде не были. Значит, это дело есть действительно творение, и притом творение, гораздо превосходнейшее первого. Тем творением мы призваны к жизни, этим же сделаны способными к жизни доброй. «На добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять», – то есть, от нас требуется добродетель постоянная, продолжающаяся до последнего часа жизни. Если бы мы, предприняв путешествие в царскую столицу и совершив большую его часть, вдруг потом разленились и остановились, не окончив пути, то такое путешествие не принесло бы нам никакой пользы. Точно также «надежда призвания» не может доставить нам, участвующим в этом уповании, какой-либо пользы, если мы не станем ходить достойно Призвавшего. Мы, призванные на дела благая, должны и пребыть в них, доколь не совершим всех их. Не для того, без сомнения, мы призваны, чтобы совершить одно какое-либо доброе дело, но чтобы (совершить) все. Подобно тому, как у нас есть пять чувств и всеми ими мы должны пользоваться надлежащим образом, так точно должны совершать и все добродетели. Если кто целомудрен, но не милостив, или милостив, но лихоимец, или хоть и не берет чужого, но не раздает и своего, – для такого все напрасно. Одна какая-нибудь добродетель не даст нам права с дерзновением предстать престолу Христову; для этого нужны многие, разнообразным и разнородные добродетели, или вернее, все добродетели. Послушай, что Христос сказал ученикам своим: «Итак идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19); и в другом месте: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19), т. е. в воскресении. Значит, такой не войдет в царство, – потому что Он обыкновенно время воскресения называет царством. «Итак, кто нарушит», – говорит, – «одну из заповедей, тот малейшим наречется». Следовательно, нам нужно соблюдать все (заповеди).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Благодать Божия сподобила нас сих благ, а мы привнесли одну веру; но и в той содейственною бывает Божественная благодать. Ибо и это присовокупил Апостол. «И сие не от вас, Божий дар»: «не от дел, чтобы никто не хвалится». Ибо не сами собою мы уверовали, но, будучи призваны, приступили, и от приступивших Господь не потребовал чистоты жизни, но, прияв одну веру, даровал отпущение грехов.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
не от дел, чтобы никто не хвалился
Это не значит, чтобы Бог отверг нас, имеющих дела, но — что и тех, которые погибли бы с делами, спас благодатью, так что после этого никто не имеет права хвалиться. Ибо слово чтобы (ἵνα) выражает не причину, а последствие дела.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
не от дел, да никтоже похвалится
Подтверждает, что такой образ спасения чрез веру и наше призвание к вере во спасение благоволил устроить Бог по единой Своей благости, а не за какие-либо дела наши. Какие дела низвели Сына Божия на землю? − Не дела, а наше безделие низвело Его. Какие дела явили ефесяне, что призваны к вере? Бог послал Апостола, вооружив его дарами благодати. Силою слова благодатного и чудесами он обратил их к вере и ввел в ограду спасаемых, со всеми преимуществами, им присвояемыми здесь и готовыми в будущем. Ничего от себя не представили ефесяне к такой милости, кроме послушания вере, завершенного, однако же, благодатию. И не ефесяне только, но и ни всякий другой народ, и ни всякое частное лицо не за дела какие в чин спасаемых вводится, а по одной благодати Божией. Мы (русские) чем заслужили, что в Церкви Божией спасительной состоим? Каждый из нас и рождается в ограде веры, и тотчас по рождении делается членом тела Церкви. Се великая благодать Божия! Какие дела представляем мы?! − Никаких. Дела требуются после сего. Когда кто призван и благодать получил, то ему затем остается только делать. Так иное дело − устроение спасения и призвание к нему, а иное дело − жизнь по призвании и облагодатствовании. В первом не участвуют дела, а во втором − дела только и требуются: вера уже свое сделала, теперь делай, − будешь свят и непорочен, ибо в этом существо христианства.
Слова Апостола: не от дел, да никтоже похвалится относятся к первому моменту, а следующие слова, − что мы созданы на дела благие, да в них ходим (ст. 10) − ко второму.
Святой Дамаскин пишет: «И при делах спасение не от них; верующим участие во спасении даровано без них». Экумений так: «Не потому (Бог устроил нам спасение верою), чтоб не хотел, чтобы спасались делами, но потому, что никто не мог спастися делами, а только верою». «Итак, спросишь ты, − взывает святой Златоуст, − Апостол сам запретил снискивать оправдание делами? − Никак нет! Он говорит только, что никого не оправдают дела, и говорит это для того, чтобы показать благодать и человеколюбие Божие. Имеющих дела Бог не отвергает от Себя, но тех, которые погибли бы и с делами, Он спасает благодатию, так что после этого решительно никто не имеет права хвалиться».
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Мы спасемся без Церкви Православной, одной верой во Христа как сказано – Ин.6:40,47; Еф.2:8-9.
Православный ответ: Никто из православных не отрицает веры во Христа, но это не значит, что Церковь не нужна. Вера нужна для вступления и пребывания в Церкви. Сектанты говорят о вере для отвода глаз, чтобы прикрыться от приказа Христова признавать и повиноваться Церкви.
Сектанты говорят: Еф.2:8-9: «благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, – Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Мы, – заключили сектанты, – уже спасены, значит грехов нет у нас, и ничего нам больше не нужно: мы – святая Церковь Христова.
Православный ответ: Еф.2:8-9: означает, что Господь даровал нам все необходимое для спасения, но это еще не значит, что мы обязательно это используем и необходимо спасемся.
Рим.8:24: «мы спасены в надежде», говорит апостол, т.е. имеем надежду, что Господь помилует нас, потому что все уверовавшие спасутся, если правильно будут веровать и воспользуются обильными дарами благодати Божией, как говорит ап. Павел: 1Кор.15:1-2: «напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали». Также и в другом месте говорит апостол (Кол.1:22-23): «Господь положил, чтобы представить вас святыми и непорочными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере, и не отпадаете от надежды благовествования». Так что далеко еще неизвестно, кто что получит на суде Божием. Посему и называют себя Апостолы спасающимися, а не спасенными: Деян.2:47: Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Марий Викторин (†IVв.)
не от дел, чтобы никто не хвалился
Так и вы, ефесяне, если и спасены, то не вами, — это есть дар Божий; и не от дел ваших — это благодать Божия и Его дар, а не ваша заслуга. Один вопрос — дела, другой — заслуги; поэтому Павел разделяет — не от вас (Еф 2:8) и не от дел — исключая, однако, те дела, которые надлежит совершать ежедневно в служении бедным и прочих благодеяниях.
Амвросиаст (†IVв.)
не от дел, чтобы никто не хвалился
Верно, что вся благодарность наша за наше спасение должна воздаваться Богу, изливающему на нас Свою милость, дабы призвать к жизни заблудших и не ищущих пути истины. Потому мы должны восхвалять не себя, но только Бога, возродившего нас рождением небесным через веру во Христа, чтобы делами добра, которые Бог определил нам, уже возрожденным, заслужить обретение обетованного.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Преткновение
Оправдание и спасение дается верующим даром и от благодати, а не от дел: получая оправдание даром, по благодати Его (Рим.3:24). И еще: Воздаяние делающему вменяется не по милости (не вмѣнѧ́етсѧ по бл҃года́ти), но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим.4,4-5). И еще: Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело (Рим.11:6). Благодатью вы спасены через веру… не от дел (Еф.2,8-9).
Исправление претыкающимся
Это слово даром нужно понимать не так, что якобы оправдание и спасение совершается одной верой без всяких добрых дел. Но по следующим причинам говорится, что оправдание и спасение, дается даром.
Первая. Потому что временное по сравнению с вечным есть как бы ничто. Ибо добрые дела, хотя и происходят от благодати Божией, однако временны, а слава Небесная вечна. Поэтому Небесная слава дается как бы даром, ибо за временное дается вечное. И это, хочет сказать апостол: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18).
Вторая причина. Что ни иудеи, ни еллины по своим делам, бывшим прежде веры Христовой, не достойны оправдания и спасения.
Третья. Что все, что необходимо для оправдания и спасения – это дары Божии, подаваемые даром, в том числе и сама вера
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Благодатию есте спасены чрез веру – созданы во Христе Иисусе на дела благая [благодатью вы спасены через веру - созданы во Христе Иисусе на добрые дела]. Итак первое спасение получается по одной благодати, чрез веру, но цель этого спасения, которое есть тоже, что воссоздание или возрождение, суть дела благая, и посему кто из христиан не желает обогатиться плодами веры, добрыми делами, для того тщетно окажется возрождение или – что тоже – первоначально полученное спасение. Таково истинное учение о значении веры и добрых дел.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-10 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять
Мысль вводная. Ап. здесь хочет внушить своим читателям из Иудеев, что они не имеют права приписывать себе какую бы то ни было заслугу в устроении своего спасения. Всем они обязаны любви Божией. С их стороны могла быть предъявлена только вера (ср. Рим III:22), хотя даже и самая вера является в некотором смысле даром Божиим, так как Бог помогает нам ее утвердить в себе. – Мы Его творение, т. е. мы Им воссозданы во Христе, стали новою тварью (Гал VI:15). Созданы во Христе Иисусе на добрые дела… Бог, воссоздавая нас во Христе, этим самым предназначил нам вести добродетельную жизнь, последняя является таким образом безусловно необходимой, неизбежной для христианина. Впрочем выражение: «нам исполнять» показывает, что и нам предлежит нечто сделать самим в своем новом состоянии, что не только благодать Божия будет вести нас к высшему прославлению, но и сами мы обязаны заботиться о своем нравственном развитии.
См. также Толкование на Еф. 2:1
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
2.8. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар:
2.9. не от дел, чтобы никто не хвалился.
2.10. Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
2.8-10 Продолжая изображение величия милости Божией, Апостол показывает, что спасение совершается по благодати, по вере, ибо и вера бывает по благодати, а тем более воссоздание во Христе и последование Ему, чрез совершение дел, многообразий предызображенных Им. Все это совершено Богом для того, чтобы не было чем хвалиться людям, и, напротив, чтобы Бог являлся им достохвальным за все Его неизреченное множество благодати. Здесь очень обращается внимание на соотношение веры и благодати, в учении о чем многие сбиваются; посему приведем изречения о сем древних учителей Церкви. Так св. Иоанн Златоуст говорит: «Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: благодатию есте спасени. Но чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас: чрез веру. Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: и сие не от вас. И вера, учит он, не от вас. Если бы Иисус Христос не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы могли мы уверовать? Как уверуют, сказано, аще не услышат (Рим. 14:10)? Таким образом, вера, по учению Апостола, не наше достояние, а дар Божий. Вера недостаточна для спасения; но, дабы не спасать нас без всякого участия нашего, Бог требует ее от нас... Вера спасает, но не сама, а чрез Бога; Бог хочет – и вера спасает». «Не веру называет Апостол даром Божиим, но то, чтобы спастись верою, вот что есть дар Божий» (Блаж. Феофилакт). «Но чтобы, услышав, что не от дел, но верою совершается наше спасение, ты не остался беспечен, посмотри, что далее говорит Апостол: Того бо есмы творение, создани на дела благая. Заметь, это проповедует тот же Апостол. Здесь намекает он на наше воссоздание. Действительно, наше спасение есть второе творение. Тем творением мы призваны к жизни, этим же созданы способными к жизни доброй. От нас теперь требуется добродетель постоянная, до последнего часа жизни... Нам нужно соблюдать все заповеди» (Иоанн Златоуст).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
2:9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
Во-первых, благодать дает веру. Господь изливает Свои милости на людей и здесь, и особенно обильно изольет их в будущей жизни. За что? За их веру. Но вера не имеет сама по себе никакой особенной силы, если и имеет ее, то только потому, что Богу угодно было сочетать с нею силу спасения. Угодно было, чтобы мы спасались верою, вера и спасает. Божий дар есть то, что мы спасаемся чрез веру (Златоуст, Феофилакт). Еще меньше спасение наше зависит от наших дел, потому что их-то, собственно, ни у кого из людей не было. Вот почему спасение наше исключительно зависит от благодати Божьей. Поэтому-то спасение людей есть, в полном смысле, Его творение.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Доселе апостол, главным образом, изображал всемогущество Христе Иисусе Божие, обнаружившееся в отношении к Иисусу Христу. Теперь он говорит о том, в чем сказалось это могущество на читателях послания. Эти последние до вступления в Церковь были мертвыми в духовном смысле, т. е. отлученными от Бога, истинной жизни – Иудеи, вследствие прегрешений (παραπτωμασι – уклонение от истинного пути, указанного в законе), язычники вследствие грехов (ἀμαρτίαις указывает на то, что язычникам истинный путь жизни был вовсе неизвестен, Еф. 2:1). Ближе изображая дохристианскую жизнь язычников и иудеев, ап. говорит, что для первых грех сделался как бы сферою жизни, из которой им не было выхода. Они жили, руководясь учением этого мира, так, как живет этот мир; а так как над последним властвует диавол, то диавольское влияние воспринималось ефесянами необходимо, с каждым вдыханием воздуха, потому что диавол свое преимущественное местопребывание утвердил, по апостолу, в воздухе и, таким образом, отравлял все дышащее (для того, чтобы выразить эту мысль ап. и называет диавола «князем власти воздушной»). Люди, дышавшие этим зараженным воздухом, делались сынами противления и ефесяне могут постигнуть все величие совершенного для них искупления, если обратят внимание на то, как диавол продолжает действовать в их неверующих согражданах (Еф. 2:2). Точно так же и Иудеи, до своего обращения, принадлежали к чадам непослушания (Ἐν οἶς относится к τοῖς υἱοίς ст. 2-го), потому что (постоянно) вращались в похотях плоти своей, подобно тому, как язычники находились в постоянной зависимости от мирских обычаев и понятий. Таким образом, вина иудеев представляется даже большею, чем язычников. Ибо последние находились под влиянием чуждой греховной силы, от которой они никак не могли спастись, а первые сами грешили, не подчиняясь, по крайней мере, до степени язычников, влиянию диавола. Они допустили свой разум (τῶν διανοιών) заключить дружеский союз с плотью, вместо того, чтобы сделать его орудием борьбы против поползновений плоти, и плоть вследствие этого стала действовать решительнее, стала смелее предъявлять свои требования, как бы зная, что разум, ее союзник, всегда ее оправдает пред совестью человека. Поэтому-то Иудеи ничего не исправили в своей, испорченной прародительским грехом, натуре (φύσει) и оставались, подобно язычникам, под действием гнева Божия (Еф. 2:3). Бог, чтобы уничтожить эту духовную мертвенность как язычников, так и иудеев, оживил нас вместе со Христом т. е. воскресил нас в духовном смысле. Мало того, Он в воскресении Христа положил начало и нашему телесному воскресению (ср. 2Кор. 5:5; Рим. 8:11), а в вознесении и прославлении Его – нашему прославлению (ср. Кол.1:18; Ин. 12:32). И всем этим мы, как иудеи, так и язычники, обязаны только милости, благодати Божией. Бог возродил нас к новой жизни, спас от того гибельного состояния, в котором мы прежде находились, и даже предначертал нам нравственные задачи, которые мы должны исполнять по своем возрождении. Но, приписывая так много значения благодати в деле нашего спасения, апостол не преминул сказать, что для христианина необходимо творить и добрые дела (да в них ходим).