Скрыть
то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-12 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него

Ради сего я, Павел, узник Иисуса Христа за вас язычников, то есть подвергаюсь узам то от вас, то от самих Евреев, не по какой другой причине, но потому, что благовествую вам сие Евангелие, – если конечно слышали вы тайну благодати и тверды в домостроительстве не подзаконном, а духовном, – домостроительство, говорю благодати Божией, данной мне в вас, то есть ради вас. Поелику по откровению на пути в Дамаск известною мне стала эта тайна, как немного от сего (прежде) написал я к вам, – дабы вы могли читать и разуметь мудрость, скрытую в тайне Христовой, которая другими поколениями, хотя пророки и написали о ней прикровенно, однако не была поведана сынам человеческим, как ныне открыта была Апостолам Его в Духе Святом, то есть чрез дары Духа. Это для того, чтобы быть язычникам сонаследниками прежних праведников чрез тело Его, то есть чтобы вместе с ними вы получали обетование, которое есть именно плоть Его, уже обетованная, так что вместе получили ее Евреи и язычники чрез Христово Евангелие, – коего стал я служителем, распорядителем по изобилию даров благодати Божьей, данной мне не по подвигу немощного тела, но по действию силы Его. Мне, кто наименьшим оказываюсь (есмь) не только всех Апостолов, но даже всех Святых, крещенных очевидно, дана благодать сия, когда я не был достоин ее, благовестить у язычников, не природу Христову, но неизследимое богатство Христово, – и просветить всех людей, чтобы узнали они, что есть (в чем состоит) домостроение сего таинства, так как избрал жизнь духовную вместо подзаконной, которое (таинство) сокрыто было от вечности (веков), от того именно времени, у Бога, Который все создал; ибо хотя и возвещено было в тайных предъуказаниях Его пришествие, однако о том, что тело Его в пищу будет раздаваемо, ведал один только Бог, у Коего это и было сокрыто. В церкви, говорит, да будет известна многоразличная премудрость Божия начальствам и властям, кои на небесах суть: – или священников и князей народа называет властями небесными ради различных очищений проказы и других недугов, в которых чрез них бывала некоторым помощь с неба; или же сказал о начальствах и властях, по заблуждению восстающих на нас, поелику они не познали Сына; (посему диавол) посредством знамения, которое требовал от Него в пустыне, и изречения, которое привел Ему из пророков, наверно узнать Его хотел (Мф. 4:1 сл.; Лк. 4:1 сл.). Итак, среди церкви увидели они многообразную Премудрость Божию. Потом еще говорит, что по предопределению веков (вечному), то есть прежде мира, в церкви сие сотворил чрез Иисуса Христа, в Коем ми возъимели доступ, сообщенный нам чрез упование веры Его.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым

«О чем я и выше», – говорит, – «писал кратко», т. е. кратко, «то вы, читая, можете усмотреть»; итак – увы – он не обо всем писал и не обо всем том даже, о чем нужно было писать. Впрочем здесь это зависело от свойства обстоятельств, тогда как в других случаях, как напр., в отношении к евреям, к коринфянам, это зависело от их пороков. «То вы, читая», – говорит, – «можете усмотреть мое разумение тайны Христовой», т. е. (можете узнать) как я понял и как уразумел, или вообще откровение Божье, или собственно ту истину, что Он (Сын) сидит одесную (Отца). Потом (апостол) указывает на особое преимущество, говоря, что не со всяким народом Бог так поступал. Какой же это народ, для которого Бог сделал так много? (Апостол) показывает это, говоря: «Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым». Итак, скажи мне, неужели чего-нибудь не знали пророки? Каким же образом после этого Христос сказал, что Моисей и пророки писали это обо Мне? И в другом месте: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» (Иоан. 5:46). И еще: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне» (Иоан. 5:39). (Апостол) говоря это, указывает или на то, что не всем людям было открыто, потому что прибавляет: «Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта», или на то, что это не так обнаружилось в их делах и поступках: «Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта». Подумай и в самом деле: Петр не пошел бы к язычникам, если бы не услышал указания от Духа. Вот послушай, что он говорит: «Итак, если Бог дал им» Духа Святого, «как и нам» (Деян. 11:17). Слова (апостола Павла): «Духом Святым» (εν Πνεύματι) значат то, что Бог через Св. Духа удостоил их участия в благодати. Говорили об этом и пророки, но (люди) никогда бы с такой ясностью не узнали этого, как узнали, услышав апостолов, которые превзошли всякий человеческий ум и общие ожидания.

Беседы на Послание к Ефесянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3-4 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

А слова выше писал кратко не означают, как предполагали некоторые, будто бы Павел писал другое послание… [Он сказал это] не о том, что касалось его самого, но о тайне. Ибо выразил это словами: потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко).

Толкование на послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

Я написал, говорит, не сколько должно, а по силе вашей и вместимости. И из этого вы можете воспринять и понять мое разумение тайны Христовой, то есть как я уразумел тайну Христову, или как я понял, что Он сидит одесную Отца и нас посадил с Собой, что в Себе создал обоих во единого нового человека, и прочее, относящееся к тайне. Поймите же достоинство моего разумения из того, что столько мне Бог открыл. А что это знак великой чести, слушай: не сделал Он того никакому другому народу (Пс. 147:9), именно, что Израилю возвестил уставы Свои и суды Свои (Пс. 147:8).

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

o немже можете чтуще разумети разум мой в тайне Христове

О немже – προς ο, – судя по чему, – судя по этому написанному, можете заключить, как определенно и полно разумею я тайну Христову. Хотя и мало написано, однако же достаточно для того, чтобы сделать вам такой вывод о достоинстве моего ведения тайны. И кто из читающих не сделает такого вывода?! Но к чему этот самый вывод?! Не мудрость свою хотел выставить Апостол, а внушить им: читая написанное, не можете не видеть, как все ясно и определенно, и вместе как возвышенно и всеобъемлюще. Мог ли я сам все это постигнуть? Если же о персте Божии, по Божию откровению я это знаю: убо постиже на вас царствие Божие (Мф. 12, 28). Бог к вам приблизился; особое о вас попечение явил; открыл сокровищницу тайн Своих. Блаженный Иероним пишет: «Ни одно послание не содержит столько тайн, сколько это. О своем разумении говорит он, чтобы прославить благодать, данную ему во языцех, и нам внушить с крайним вниманием читать сие послание». Тайну призвания языков назвал он здесь Христовою, потому что и основание ей положено во Христе Господе, и откровение о ней дано Господом, и в дело она приводится Господом же. Христовою прилично назвать ее и потому, что она состоит в существенной связи со всем делом устроения спасения рода человеческого, совершенным Иисус Христом, Господом, верх коего есть седение одесную Отца, в возглавление всяческих. Святой Златоуст и говорит: «Можете узнать, как я понял и как уразумел или вообще откровение Божие, или собственно ту истину, что Он седит одесную». Феофилакт продолжает ту же мысль: «Можете видеть, сколько знаю я тайну Христову, то есть что Он седит одесную Отца, что и нас спосадил там же, что в Нем оба созиждены во единого нового человека, и прочее сюда относящееся».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 3-4 Потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

Как ни взгляни на Иисуса Христа, Богочеловека, для человеческого сознания Он представляет наибольшую тайну, большую, чем какая-либо другая личность земной истории. Благодаря этой ее исключительности и единственности святой Апостол называет ее тайной Христовой, τὸ μυστήριον τοῦ Χριστοῦ. Среди всех остальных тайн, наполняющих наш мир, тайна Христова настолько велика, что представляет из себя всетайну. Она в действительности есть то же, что и Христос Богочеловек, ибо в Нем конкретно дана и показана вся тайна Бога и вся тайна человека. В Богочеловеке воплотились все Божественные совершенства: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» – σωματικῶς (Кол. 2:9), то есть обитает в человеческом существе, в границах человеческого тела, обитает как человеческая, земная, очевидная реальность. Более того, в Богочеловеке тайна человека выросла в тайну Бога: маленькое, малюсенькое человеческое тело, а в нем вся тайна Божия – вся полнота Божества. Так и явилась Христова тайна, Христова всетайна. Пребывая таковой, она не может быть охвачена никакими усилиями человеческого духа, человеческого ума, человеческого разума. Здесь необходима помощь Божия: дабы Он благодатью Своею отверз ум человеческий (ср. Лк. 24:45), чтобы он стал способен к постижению этой пресвятой тайны, дабы открылась ему ее глубина и разверзлась ее высота, и разлились по нему ее свет и благодатные силы. Да, только через откровение Божие раскрывается перед человеком тайна Христова. Ее не мог постигнуть даже человек такого светлого ума, каким был святой апостол Павел. Он говорит: «мне через откровение возвещена тайна» – κατὰ ἀποκάλυἁςψιν ἐγνωρίσθη μοι τὸ μυστήριον. Так что же произошло с умом Павла, с его разумом? Он весь погрузился в беспредельности этой святой тайны, слился с ней в восхищении и радости и стал ее даровитейшим вестником и благовестником. Это очевидно из его благовестия, из его Посланий. Вот почему он и напутствует ефесских христиан, чтобы они читали его, ибо: читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой – νοῆσαυ τὴν σύνεσίν μου ἐν τῷ μυστηρίῳ τοῦ Χριστοῦ. А душа этой тайны – Евангелие Христово о Церкви как предвечной и пресвятой тайне Божией, к познанию которой превеликий Апостол пришел через дивные и исключительные видения и откровения Господни (ср. 2Кор. 12:1). Для чего? Дабы «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3:9), дабы «показать, какое богатство славы в тайне сей» (Кол. 1:27), дабы «возвещать тайну Христову» (Кол. 4:3).

Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла

Марий Викторин (†IVв.)

Ст. 3-4 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

Павел сказал, что ему дана благодать, но дана через откровение. Это место можно понять так, что христианином можно стать через откровение, и через откровение прежде всего… Однако так как сила Божия дарует свою благодать любыми способами, надлежит считать, что законный порядок исполнения заповеди спасения в том, чтобы человек возродился водою и духом и таким образом стяжал дух Христов. Но совершается это от людей и через людей. То же, что произошло с Павлом, произошло благодатью Божией и через откровение. И хотя это, как мы считаем, заслужил лишь он один, тем не менее, как было сказано, Божественное откровение способно совершаться действием благодати Божией, либо таким, либо другим, сходным способом.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Амвросиаст (†IVв.)

Ст. 3-4 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

Павел указывает на то, что ему через откровение возвещена тайна Божия, о чем он кратко писал выше, т. е. соблюдая должную меру, соответственно их способности уразуметь мудрость апостола в отношении тайны Христа.

На Послание к Ефесянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой

Потому что – согласнее с контекстом здесь греч. частицу ότι перевести союзом «что» и поставить весь 3-й стих в зависимость от глагола 2-го стиха «вы слышали».Тайна. Под тайною Ап., очевидно, разумеет здесь то, что говорит ниже в 6-м стихе, именно откровение о том, что и язычники должны войти в Церковь Христову. Эта тайна действительно, была возвещена Апостолу в особом откровении при самом его призвании (ср. Деян XXII:21; XXVI:18; Гал I:15, 16). – О чем – правильнее: «как» – (καθώς). – Кратко – намек на 11-22 стихи второй главы, где идет речь преимущественно о призвании язычников. – То вы читая… т. е. теперь вы на моем послании, когда оно будет читаться у вас в церкви, сможете проверить, действительно ли я получил от Христа полномочие возвещать Евангелие язычникам или, лучше, вполне сможете узнать, что я понимаю под «тайною Христовой», которой придаю такое большое значение.

См. также Толкование на Еф. 3:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3.1. Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

3.2. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

3.3. потому что мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко,

3.4. то вы читая можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

3.1-4 Возбуждая Ефесян к твердому памятованию дела спасения, совершенного Богом для них, Апостол указывает и на свое участие в этом деле по особому смотрению Божию, причем прежде всего упоминает о своих узах, чтобы они не видели в этом ничего унизительного, а напротив нечто славное, особенно для них, так как этим доказывается величие попечения о них.

Обращая внимание на избрание Павла для проповеди язычникам, св. Иоанн Златоуст говорит: «Справедливо Апостол назвал это смотрением, ибо подлинно, великое было смотрение, когда тот, коего нельзя было убедить никоим образом, призывается свыше словами: Савле, Савле, что Мя гониши? (Деян. 9:4)». «Справедливо Апостол называет это и тайноюибо подлинно непонятно, каким образом язычники вдруг приведены в благородство большее, чем каково было благородство Иудеев». « Тайну призвания язычников он назвал здесь Христовою, потому что и основание ей положено во Христе Господе, откровение о ней дано Господом, и в дело она приводится Господом же. Христовою прилично назвать ее и потому, что она состоит в существенной связи со всем делом устроения спасения рода человеческого, совершенным Иисусом Христом, Господом, верх коего есть седение одесную Отца, в возглавление всяческих» (Преосв. Феофан). По замечанию блаж. Иеронима, «о своем разумении (тайны) Апостол говорит, чтобы прославить благодать, данную ему во языцех, и нам внушить с крайним вниманием читать сие послание».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3:2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3:3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
3:4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,


3:2–4. Ефесяне слышали от самого святого Павла, что по домостроительству спасения (благодати Божьей) ему поручена Богом проповедь Евангелия среди язычников (см. Деян. 9:15, 22:21).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible