Скрыть
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-16 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви

Итак умоляю вас я, узник в Господе, то есть за Господа и за вас, достойно ходить звания, в которое призваны, чтобы то есть ходили вы во всякой кротости и долготерпении, стараясь сохранять согласие Духа Святого, то есть в постоянном союзе мира. Будьте одно тело и один дух, как призваны. Одна вера и одно крещение, а не многие. И над всеми (один Бог) чрез промысл, и со всеми и во всех нас пребывает от крещения. Но каждому из нас дана благодать, не безразлично и поровну, но с различием, по мере дара Христова. Посему сказано (есть): возшел в высоту, то есть на небо, – и пленил плен, ибо Он обратил (к истине) плен, плененный заблуждением лжи, – и, раздавая, дары дал людям (Пс. 67:19), разумеется раздаяние даров Духа Святого ученикам во время Пятидесятницы (Деян. 2:1 сл.). Но слово возшел что означает, говорит, если не то, что телом Своим чрез смерть низшел в преисподнюю, ибо это и означает преисподняя страна земли? Тот, Кто низшел, Он есть и Тот, Кто возшел превыше всех небес, то есть выше всех высот небесных, – дабы исполнить все, что сказал, а говорил Он вот что: Которого (Духа Святого) получаете вы не после многих дней, но даже до Пятидесятницы (Лк. 24:49; Деян. 1:4, 8). И Он, говорит, дал одних Апостолами, Двенадцать и Семьдесят двух, – других же Пророками, предрекающими наперед будущее, как Агав, предвозвестивший об имевшем быть по всей земле голоде (Деян. 11:28 и 21:10), и иных Евангелистами, то есть проповедниками, – а иных Пастырями для водительства народом, и иных Учителями для воспитания разума верующих. Все же сие дело служения дано было в домостроение тела Христова, которое есть Церковь Христова. Доколе достигнем и мы все до единства веры, то есть чтобы объединились мы сообща в вере и владычестве Божием, – до мужа, говорит, совершеннаго, до меры возраста совершенства (полноты) Христова, то есть чтобы быть нам подражателями Христа, да достигается чрез Него мера возраста человека нашего внутреннего. И как скоро Господь наш стал нашим знаменем совершенства, то уже да не будем как младенцы, смущаемые в умах своих, (не будем) волнующиеся и увлекающиеся всяким ветром от истинного учения Божия в учения лживых людей, кои в лукавстве своем (лукавством своим) стараются соблазнить нас посредством коварства обольщения. Но да будем тверды и, истинствуя в любви, таким именно образом утверждаемся в учении Христовом. Итак, в сей любви да возрастаем и преизбыточествуем. И Сам Христос есть Глава и Совершитель всего, Он соустрояет и соединяет тело Церкви чрез всякое восприятие и чрез всякое сочленение по мере даров добродетели в отдельных частях, то есть: дары Духа суть как бы члены, кои бывают в возрастание тела Церкви, чтобы в любви совершалось домостроение его (тела Церкви), – то есть: взаимная нужда членов Церкви друг в друге великую всевает любовь между ними.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова

Что говорит он в другом месте: «Посему и Бог превознес Его» (Фил. 2:9), то же высказывает и здесь словами: «Нисшедший, Он же есть и восшедший». Ни мало не повредило Ему нисшествие в дольнейшие страны земли и отнюдь не воспрепятствовало Ему быть превыше небес. Далее (апостол) указывает нам на (божественное) промышление и премудрость и говорит: Тот, Кто сделал столь многое, и показал такую силу, и не отказался низойти ради нас даже в дольнейшие страны, не сделал бы без причины такого разделения дарований. В другом месте он говорит, что это сделал Дух, именно: «В котором Дух Святой», – говорит он, – «поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа» (Деян. 20:28). И тогда как здесь он говорит, что (сделал это) Сын, в другом месте говорит, что – Бог. И опять: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками», а в послании к Коринфянам говорит: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор. 3:6). И опять: «Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду» (ст. 8). Так и здесь: что в том, что ты меньше приносишь (плодов)? Столько получил ты (и даров). Первое (поставил Бог) апостолов, так как они имели все. Второе – пророков, так как некоторые не были апостолами, но были пророками, например Агав. Третье – благовестников: это – те, которые не обходили всех стран, а только проповедовали, как Прискилла и Акила. Потом – пастырей и учителей, которым был вверен весь народ. Что же? Ужели пастыри и учители меньше прочих? Конечно так: по сравнении с теми, которые обходили землю и проповедовали, те были меньше, которые сидели (дома) и имели занятие в одном месте, как Тимофей, Тит. Впрочем, из этого места нельзя вывести такого подчинения и предпочтения (одних по отношению к другим), но (это видно) из другого послания (1Кор. 12:28). «Он», – говорит, – «поставил»: не противоречь же. А может быть, благовестниками он называет и написавших Евангелие. «К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».

Видишь ли достоинство (каждого)? Каждый созидает, каждый устраивает, каждый служит.

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями

Из этого места самым ясным образом доказывается единство Божества Отца и Сына. В самом деле, то, что теперь приписывается Христу как Его даяние, в 1-м послании к Коринфянам представляется как дело Бога Отца. Ибо*иных, говорит апостол, Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее, [иным дал] силы и дары исцелений, вспомоществования, управления и разные языки (1Кор 12:28). – Не следует думать, что как среди первых трех служений, по его словам, есть одни апостолы, другие пророки, третьи благовестники, так и между пастырями и учителями Бог поставил различные служения. Ведь он не говорит: «а иных пастырями, иных - учителями», но говорит - иных пастырями и учителями, так что тот, кто пастырь, должен быть и учителем; и чтобы в церквах, если кто-либо не может учить пасомых, пусть тот и не принимает на себя служения пастыря, хотя бы то был и святой.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Феодор Студит, прп. (†826)

Бог поставил в Церкви одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых. Апостол не сказал: “и царями”. Тебе, царь, вверено управлять мирскими делами, городскими работами и военной силой. Об этом ты и прилагай попечение, а церковные дела оставь пастырям и учителям, как учит об этом апостол. Если же нет, то знай, что мы не примем учения, противного нашей православной вере, если бы принес его даже Ангел с неба, а тем более не послушаем мы тебя, земного, бренного человека.

Житие прп. Феодора Студита

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И Он поставил

И знаменательно сказал: Он. Ибо Тот, Который так позаботился о нас и Который ради нас не отказался сойти даже до самых нижних пределов, не просто распределил дары, но, без сомнения, с мудростью и пользой. Как же после этого ты скорбишь, что неблагоразумно сделано распределение? А в одном месте говорит, что Дух разделяет: в котором вас Дух Святый поставил (Деян. 20:28) и: все же сие производит один и тот же Дух (1Кор. 12:11); в другом же относит это к Отцу: иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами и т. д. (1Кор. 12:28), и: я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1Кор. 3:6). А здесь относит к Сыну. Таким образом, едино действие трех.

одних Апостолами, других пророками

Первые — апостолы, потому что и дар пророчества имели, а пророки, именно новозаветные, не имели апостольства.

иных Евангелистами

Или написавшие Евангелие, или те, которые, хотя не ходили всюду, но благовествовали Евангелие, подобно Прискилле и Акиле (Деян. 18:2 и 3).

иных пастырями и учителями

Так называет тех, которым вверены Церкви, — епископов, как Тимофей, Тит и им подобные. Но можешь разуметь под пастырями и пресвитеров, и епископов, а под учителями — и диаконов даже. Ибо и они, имея звание очистителей (καθαρτικην τάξιν), посредством слова очищают народ.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 11-13 И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовест­ники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в со­единение веры и познания Сына Божия, в мужа совершен­на, в меру возраста исполнения Христова

В сообществе христиан всякий и естественные способности имеет особые, и дар благодати получает особый. Хотя, исходя из одного и того же источника, они и могут не входить в противодействие, но могут действовать не в соответствии друг другу и потому не споспешествовать общей всех цели. Отсюда беспорядочность, нестроение и смятение, даже в том случае, когда стараются действовать как должно. Необходимы потому направители общей всех деятельности, правители и руководители — всех и каждого. Если прибавим к этому, что, при всем том, что христианское общество есть благодатное, свобода и самодеятельность не отнимаются ни у кого и, следовательно, от всякого можно ожидать, что иногда он может поступить неправо и совсем сбиться с Должного пути, то такая необходимость станет еще очевиднее: необходимо крепким немощи немощных носить. К тому же в мире не все еще христиане и в начале христианства были, и доселе суть. Слова же Господа: и тыя Мне подобает привести, не ложны. Должны быть потому между христианами эти приводители к Господу нехристиан. Ибо как в начале Он благоволил приводить не лично, а чрез Апостолов, так действует и всегда.

По таковым причинам Господь, глава Церкви, благоволил учредить в Церкви особый чин лиц, возложив на них заботу о преспеянии наличных христиан и об обращении нехристиан и вооружив их соответственными тому дарами благодати. Святой Павел в каждом послании напоминает об них. Так существенны они в обществе христиан, что и речи к нему нельзя вести без обращения к ним. В настоящем послании святой Павел полнее изображает значение их в Церкви: а) перечисляя виды их, б) означая обязанности, лежащие на них и в) указывая цели, куда должны они направлять труды свои.

И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители.

Что здесь дал Господь, не то же есть, что означается в ст. 7. Там говорится о том, что каждому христианину дается в таинстве миропомазания, а здесь говорится об особых дарах благодати некоторым лицам, назначаемым в руководители общества. В других местах указывает Апостол, что эти дары сообщаются чрез рукоположение (1Тим. 4, 14; 2Тим. 1, 6; Евр. 6, 2). Здесь говорит только, что такого рода лица в Церкви суть не от общества христиан, а от Самого Господа. Той дал есть всех, кои тогда были в этом чине; Он же давал и дает таковых и доселе Церкви, чрез друг-другоприимательную благодать, иногда и с помощию непосредственных, чрезвычайных, указаний. В этом слове: дал есть, - надо видеть и богоучрежденность руководства в Церкви, и богопоставляемость руководителей. И везде так говорит об них святой Павел, только относит их назначение и избрание иногда к Богу Духу Святому, как в последней речи к ефесянам же: в немже вас Дух Святый постави епископы (Деян. 20, 28); иногда к Богу Отцу, как в послании к Коринфянам: положи Бог в церкви первее апостолов и проч. (1Кор. 12, 28); а здесь к Богу Сыну. Ибо действия Пресвятой Троицы не раздельны (святой Златоуст, Экумений, Феофилакт).

На первом месте ставит Апостолов: так как они имели все (святой Златоуст). Это собственно 12, с присовокуплением к ним и святого Павла, — самовидцы Господа, свидетели Его воскресения, от Него непосредственно посланные и преисполненные всех даров Святого Духа. Они и пророки, они и благовестники, они и пастыри, они и дарования имели исцелений и всякий разум; — все в них было совмещено и чрез них вложено в Церковь. На них и низошел Дух Святой всею полнотою Своею, и чрез них исшел в Церковь и преисполняет ее. Они — каналы благодати, излившейся на всю вселенную. Чин Апостольства в той силе, как он был в первых Апостолах, неповторяем. И не представляется сие необходимым, ибо Апостолы все вложили в Церковь. Ей предали всю истину, которую им открывал Дух Божий; ей предали таинства для освящения верных и в ней учредили пастырство, — прямое преемство Апостольства, которого долг — хранить вложенное Апостолами в Церковь, держать то в действии над всеми и во всем обществе христианском. Церковь живет Апостольскими сокровищами и благодатию, от них излившеюся и непрерывно переливающеюся из рода в род. Если где ток сей пресечен, там нет настоящей жизни о Христе Господе.

На втором месте ставит Апостол пророков, - не ветхозаветных, а тех, кои являлись в новой благодати, — лица с особым даром прозревать будущее. «В то время были сподоблявшиеся пророческой благодати. История Деяний упомянула о пророке Агаве (Деян. 11, 27-28; 21, 10) и о других пророчествовавших в Антиохии, в числе коих был и сам блаженнейший Апостол Павел (Деян. 13, 1)» (Феодорит). На основании некоторых об них указаний можно наводить, что вместе с прозрением в будущее им давалось прозревать тайны сердца человеческого и сокровенное в Писании и иногда изрекать учительное слово, по особенному возбуждению Духа Божия, слово, наиболее благопотребное присущим христианам. Существование их в Церкви не прекращалось и не прекращается, но проявление дара их не всегда бывает гласно и для всех явно. Самый дар не связуется ни с каким положением в Церкви и обществе и нередко бывает достоянием лиц, на которые, по обычному порядку, и смотреть не хотят. Судя по тому, что только чистые сердцем зрят Бога, а прозрение пророческое возможно только в Боге и чрез Бога, надо полагать, что дар сей вселяется в душах, преимущественно поревновавших о чистоте тела и души и преуспевших в том.

На третьем месте ставит святой Павел благовестников. «Это те, которые не обходили всех стран, а только проповедовали, как Прискилла и Акилла» (святой Златоуст). То есть благовествовали, когда и где приходилось, не имея исключительным делом своим благовествовать. Но это идет не ко всем известным под именем благовестников. Благовестником назван Филипп, один из 7 диаконов (Деян. 21, 8); а он, оставя Кесарию, ходил потом и с дщерями по Малой Азии и благовествовал, хотя под руководством святого Иоанна Богослова. И при других Апостолах были лица, которые трудились в проповеди по их указанию. Всех их можно причислить к благовестникам. В деле проповеди они вторые по Апостолам; только Апостолы были начальные, а те от них зависели и ими были посылаемы, где требовала нужда. Святой Златоуст говорит еще: «Может быть, благовестниками он называет и написавших Евангелие». Святой Дамаскин пишет: «Иной в Церкви совершает благовесте словом или писанием, как, например, Филипп благовествовал словом, а написавшие Евангелия — Писаниями». И никакого нет основания полагать, что святой Павел не разумел и их, когда к тому времени ходили уже по рукам у христиан три первые Евангелия, — и когда в числе спутников апостольских, благовестников, были святые Евангелисты Марк и Лука. В этих двух видах благовестия благовестничество постоянно пребывало в Церкви. Одних пастыри, преемники Апостолов, посылали с проповедию в страны, не ведающие Бога и Христа Его, а другие по их благословению и руководству писали, излагая истины Божии. К первым относятся все равноапостолы, как, например, Кирилл и Мефодий для славянских народов, ко вторым — все писатели церковные. В наше время и у нас благовестники суть наши миссионеры, которых и лучше бы называть благовестниками. Божие благословение да почивает на главах их и да сопровождает все труды их!

На четвертом месте ставит святой Павел пастырей и учителей, «которым был вверен весь народ» (святой Златоуст) и «которые были поставляемы Апостолами по городам и селам» (Феодорит). Это — епископы и священники, последние у Апостола, но первые в трудах созидания Церкви и тогда, и после, и теперь. Епископы как преемники Апостолов, а священники как их ближайшие помощники. Епископу вверяются души; но как он не может всюду быть сам, то разделяет труд свой с другими способными понести его. Священники суть очи, ноги и руки епископа. Епископ с священниками — одно пастырство, неразделимое. Бывало так, что Апостолы, засеменив веру в каком-либо месте, оставляли его и шли далее, поручив верующих избранным ими и рукоположенным пастырям, которые потом, благодатию Божиею, положенное Апостолами семя возращали в древо великое, назидая наличных верующих и приобретая новых, в той же местности, или и в окрестностях. Образец этому видим в трудах святого Павла. В Деяниях повествуется, что, проповедав Евангелие по ряду в Антиохии (Писидийской), Иконии, Листре и Дервии, Апостол опять прошел по всем тем местам — утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, рукоположше же им пресвитеры на вся церкви, и помолившеся с постом, предаше их Господеви, в Негоже увероваша (Деян. 14, 22-23). И в другой раз был здесь Апостол, но только для назирания, так ли все идет. Церкви же росли благодатию Божиею из того, что положено в них было в начале под руководством Богодарованного пастырства. Что было в сих местах, то повторялось и во всех других, по всему миру. Апостолы потом прешли. В церквах всюду остались поставленные ими преемники их, пастыри; и они уже остались главными руководителями и производителями дела Христова, только не начальными (не оригинальными), а действовавшими по началам, положенным от Апостолов. Апостольская власть и сила остались в Церкви, только принадлежит не частным лицам, но целому корпусу епископов, который, действуя соборно, и есть законоположитель и правитель Церкви. Таким образом, пастырство стало главным в Церкви, после начала, в дальнейшем ее существовании. И к нему-то преимущественно относится то, что вслед за сим говорит Апостол об обязанностях и целях руководящих в Церкви лиц.

Блаженный Иероним долее других останавливается вниманием на пастырях и сначала сказывает, что пастыри и учители одно и то же; потом дает уроки пастырям, которые прилично нам послушать из уст человека такой строгой жизни. «Не должно думать, что как в предыдущих словах: овы Апостолы, овы Пророки, овы благовестники, означил Апостол разные лица; так разные же лица означил он и словами: пастыри и учители. Ибо не сказал он: овы пастыри, овы учители, но: овы пастыри и учители, давая разуметь, что это одни и те же лица, и научая, что, кто пастырь, тот должен быть и учителем, и что в церквах не должен брать на себя пастырства тот, кто не может учить пасомых. Всякий предстоятель церкви должен быть пастырем и учителем, — пастырем овец, учителем — человеков. Полагаю, что и ныне в церквах, как есть пророк и благовестник, пастырь и учитель, так может быть и Апостол со всеми признаками Апостольства. И напротив, как вне, так и внутрь, как в Церкви, так и в еретических сборищах, есть много лжеапостолов и лжепророков, лжеблаговестников, лжепастырей и лжеучителей. Что касается до еретиков, то нет никакого сомнения, что как у них вера ложная, то и все ложно. Но и в Церкви не видите ли вы лживых пастырей, которые пасут овец не как пастыри, а как наемники, не заботясь ни о спасении стада, ни об обращении заблудших или взыскании погибших, а только о том, чтоб собирать с овец молоко и волну, то есть пищу и одежду».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь, и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: «На сем камне создам Церковь Мою» (Мф.16:18). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» (Кол.1:18). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». (Евр.12:23). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...

«Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует».

Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа.

У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный (1Пет.2:5) для созидания самих себя в любви (Еф.4:16).

У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада (1Кор.12:13). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Святого Духа «во все роды, от века и до века» (Еф.3:21) и «во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).

У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Святого Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000.

У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм (Еф.2:20-21;4:11-16; 1Кор.12).

У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах.

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: У пророков написано: «и будут все научены Богом» (Ин.6:45): не нужно нам никаких учителей священников.

Православный ответ: Мы, действительно, научены все Христом Богом, Который от Себя уже послал людей-учителей (Мф.28:19), и поставил Господь нам учителей (1Кор.12:28; Еф.4:11).

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: Евр.8:10-11: мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей.

Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены (1Кор.12:28; Еф.4:11; 1Пет.5:1-5).

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: 1Кор.14:26-31. Не нужно священноначальствующих нам, мы и сами можем назидаться по Апостолу: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, а один изъясняй. Если же будет истолкователь, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться, и всем получать утешение».

Православный ответ: Здесь не о священноначалии, а о чрезвычайных дарах Божиих: дар языков, пророчеств и истолкования. Верующие, не знающие иностранных языков, как и Апостолы в Пятидесятницу (Деян.2:4), могли говорить языками, а иные разъясняли. Были и пророки. Ничего подобного у сектантов нет: они и на русском языке ничего толком сказать не умеют, «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим.1:7). Дары, о которых упоминается у апостола, прекратились еще в 4 веке (Златоуст, 34 беседа на 1Кор.13:8), и эти дары никогда не отменяли священноначалия, ибо в том же послании оно признается ап. Павлом: 1Кор.12:28-29, ср. Еф.4:11.

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: Ис.56:10-12.

Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священстве. И тот же пророк предвещал о новом священстве: Ис.66:18-22; также и пророк Иер.3:14-15, и оно утверждено Спасителем: Еф.4:11.

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: Мф.23:8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию.

Православный ответ: Мф.28:19. «...идите, научите все народы».

Еф.4:11. «Он... поставил... иных учителями».

1Кор.12:28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».

Евр.13:7,17. «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам»...

Гал.4:19. «Дети мои!»

1Ин.2:1. «Дети мои!»

1Кор.4:15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».

Деян.7:2. «Мужи братия и отцы!»

Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4).

Оружие правды

Марий Викторин (†IVв.)

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями

Пророками Павел называет не только тех, которые, стяжав Духа Божия, говорили о Христе и Его пришествии: их можно было бы называть пророками только до пришествия Христова [ср. Мф. 11, 13] - ведь после того, как пришел Тот, о Ком были пророчества, уже, несомненно, не осталось причины, по какой их можно было бы считать пророками. Кого же мы должны разуметь под пророками? Тех, кому Христос дал дар пророчества, - иначе говоря, тех, кто рассуждает о Боге и, исполнившись Духа, излагает божественное знание. – Есть пять родов речей о законе: речь языка, речь откровения, речь знания, речь пророчества, речь учения… Помимо этого, есть другое служение - Евангелиста, призванного рассказывать о деяниях Христа и возвещать, что Христа надлежит почитать.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.


Той дал кет овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители (Еф.4:11). В этих словах содержится основание православного учения о церковном учительстве и священной иерархии. Изливая на Церковь в чрезвычайном изобилии духовные дарования, Господь Иисус Христос не установил между ее членами равенства, не уравнял их ниспосланием даров одинаковых по качеству и мере (Еф.4:7). Он даровал разным верующим и дары разные, с различием дарований соединил и различие служений. При этом служения в Церкви не меняются и не смешиваются так, чтобы отдельный верующий мог быть сегодня одним, а завтра другим. Как Бог Отец даде Христа Главою Церкви на веки (Еф.1:22), так и Христос дал есть апостолы и проч. с тем, чтобы они оставались навсегда такими. Итак служение получает свойство постоянной должности, а совокупность таких должностей и составляет церковную иерархию. – Нам скажут, что иерархия заключает теперь три степени: епископов, пресвитеров и диаконов, – у апостола же этих наименований не находим, а находим другие и притом в числе пяти. Но апостол перечисляет здесь не степени иерархии, а различные должности, входящие в ее состав. Степеней иерархии и тогда было три; а должностей и в составе современной иерархии не три, а гораздо больше (есть епископы, управляющие епархиями, и есть епископы – настоятели монастырей, есть пресвитеры-миссионеры, пресвитеры – законоучители и т. д.). Некоторые из упоминаемых апостолами должностей могли быть в различных иерархических степенях, так, напр., учитель мог быть и епископом (1Тим.3:2), и пресвитером (1Тим.5:17), а некоторые совмещались в одних и тех же лицах, как, напр., апостольство совмещалось со званием евангелиста (1Кор.1:17). Для нас особенно важно здесь открытое свидетельство апостола о богоучрежденности церковного учительства и священноначалия, имеющих целью созидание Тела Христова.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями

И Он поставил. Этими словами, особенно прибавкою: и Он, Ап. дает понять, что Христос имел полное право распоряжаться раздачею духовных даров, как Ему угодно. Он, который сначала нисшел на землю, а потом восшел на небо, чтобы вполне таким образом осуществить дело нашего искупления, вполне справедливо выступил как единственный распорядитель в Церкви, поставляя одних Апостолами, других - пророками и т. д. Ап. перечисляет здесь четыре вида служений, основанных на особых дарованиях, полученных от Христа: 1) Апостолов - очевидно первых 12, к которым причтен был и Ап. Павел, которые составили особый неповторяемый чин в Церкви; 2) пророков, т. е. вдохновенных проповедников, имевших особые откровения от Духа Святого для назидания собиравшихся на богослужение (1Кор. XIV:3); 3) Евангелистов-проповедников Евангелия, ходивших по разным местам и 4) пастырей и учителей, деятельность которых протекала в известном определенном месте и состояла в руководительстве известным ограниченным кругом верующих. Что здесь разумеется один класс церковных деятелей - за это говорит и то, что в греч. тексте пред вторым словом «учителей» (didascalouV) нет члена, который находится пред первым словом: «пастырей» (touV poimenaV).

См. также Толкование на Еф. 4:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4.11. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

4.12. к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова,

4.13. доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

4.11-13 Из многих даров благодати Апостол прежде всего указывает на дары пастырские, как особенно необходимые для руководства ко спасению. «В слове: дал есть – надо видеть и богоучрежденность руководства и богопоставляемость руководителей». «Чин апостольства в той силе, как он был при первых Апостолах, неповторяем. И не представляется сие необходимым, ибо Апостолы все вложили в Церковь. Ей предали всю истину, ей предали таинства и в ней учредили пастырство, прямое преемство апостольства, которого долг – хранить вложенное Апостолами в Церковь, держать то в действии над всеми и во всем обществе христианском» (Преосв. Феофан). По изъяснению блаж. Иеронима, «не должно думать, что как в словах: овы Апостолы, овы пророки (новые), овы благовестники, Апостол означил разные лица, так разные же лица означил он и словами: пастыри и учители. Ибо не сказал: овы пастыри, овы учители, – показывая тем, что это одни и те же лица, и научая, что кто пастырь, тот должен быть и учителеми что не должен брать на себя пастырства тот, кто не может учить пасомых. Всякий предстоятель должен быть пастырем овец и учителем человеков». Определяя обязанности пастырей, Апостол указывает их три: усовершение Христиан в вере и жизни, освящение их таинствами и приложение к Церкви новых верующих. Соответственно сему указываются и три цели, к достижению коих должно стремиться пастырю, это – согласие в вере, возможно полное познание Сына Божия и совершеннейшее подражание Ему. «Под словом: муж совершен должно разуметь совершенство, или последний предел деятельной жизни. Определяет его: в уме – созрение здравых о всем понятий; в воле – утверждение добрых правил и расположений; в сердце – воспитание сочувствия ко всему духовному. Наконец, на нас лежит дело служения, чтобы таинственными священнодействиями возвесть всех в духовное богообщение, чтобы Бог был во всех и все в Боге, представив из себя Богу достойное жилище и возымев Его вселившимся в себе. Это и есть мера исполнения Христова» (Преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священстве.

Мф.9:37-38. Как ясно здесь различается; паства – народ и делатели – пастыри; первых много, а последних мало, а что не сами себя назначали люди в пастыри, читай: 1Кор.12:28-32; Еф.4:11-12; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О названиях иерархии: учитель, отец и наставник.

Мф.23:7-8,10. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15. Передавая не свое, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19; Еф.4:11; 1Кор.12:28; отцами, или батюшками: 1Ин.2:1;3:18; 1Кор.4:14; Гал.4:19; и наставниками: Евр.13:7,17; 1Кор.4:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О незаконных учителях.

Мф.23:15. Здесь укоряются такие «учителя» фарисеи, которые самовольно, не будучи посланы, взялись за дело учительства: 1Тим.1:6; 2Тим.3:1-5,9, но никак не те, о которых сказано Еф.4:11-13; главным же образом здесь осуждаются отвергшие проповедь Христа о Царстве Небесном и отвращающие других: Ин.12:42.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О иерархии.

Мф.26:3-5. Осудили и распяли Иисуса Христа не те пастыри, которых Он Сам поставил пасти Церковь Свою: Еф.4:11-14, a иудейские первосвященники и старейшины народа: Псал.2:2. Распинают в себе Христа и теперь те, кто отпал от истинного вероучения: Езр.6:6, и не признает за святыню «кровь завета»: Евр.10:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церковном учительстве.

​​​​​​
Мк.9:38-39. Подчинение бесов показывает, что изгоняющие были искренно верующими в Божество Иисуса Христа, иначе их постигла бы таже участь, что и сынов Скевы: Деян.19:13-16. Посольство на проповедь и учительство установлено Господом: Еф.4:11-131Кор.12:29; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церковном учительстве.

Мк.13:37. Господь говорит здесь только заповеди бодрствования и постоянной готовности к сретению Его, и эта заповедь одинаково относится к пастырям и пасомым: Лк.12:40-41. К отрицанию же церковного учительства здесь нет ни малейшего повода, ибо на это учительство есть ясные повеления: Мф.28:19-20; Еф.4:11-12.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве.
 

Лк.12:1. Господь предостерегает сим от всего дурного, как в образе мыслей, так и в образе жизни, что заметно было в фарисеях, но слушать, чему учили фарисеи, Господь повелел: Мф.23:3. Новозаветные пастыри в лице апостолов и их преемников Самим Господом избраны на дело пастырства: Мф.28:19-20; Еф.4:11; и кто отвергает их, тот отвергает Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего: Лк.10:16; Ин.13:20.

Ин.10:14. Господь знает своих «овец» тех, которых дал Ему Отец: Ин.6:37, в числе их 12 и 70 апостолов: Мф.10:5, апостолы рукополагали себе преемников: Деян.14:23, Тит.1:5; слушающий их, слушает Самого Господа и наоборот: Лк.10:16.

Ин.10:27. Тот же голос Христов передается и посланными Им пастырями: Мф.28:19-20, Еф.4:11-12, кто не слушает их, тот не слушает и Господа: Лк.10:16; стало быть, тот и не овца Его, потому что не слушает голоса Его.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церкви Христовой.

Лк.20:9-18. Под виноградарями и делателями здесь разумеются ветхозаветные учители, архиереи, фарисеи и книжники, которые отвергли о себе волю Божию и распяли Христа: Лк.7:30; Деян.13:27-28, но кто иные делатели, которым Господин передал виноградник? Конечно, новозаветные делатели винограда Божия: апостолы, а после них архиереи и пресвитеры Церкви Христовой: Еф.4:11; Деян.14:23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церковном учительстве.

Ин.6:45. Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда непосредственно исполнится предшествующее ему пророчество того же Иepeмии: Евр.8:10, а об исполнении этого пророчества читаем в Откровении следующее: Откр.21:1-3. Стало быть, это может исполниться только по втором Пришествии, а теперь еще в полном действии о церковном учительстве слова Писания: Мф.28:19; Еф.4:111Кор.12:28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об истинном пути ко спасению.

Ин.14:6. Христос есть Искупитель и только чрез веру в искупительные заслуги Его возможно спасение: Ин.6:51-53; чтобы веровать в искупительную жертву Христову, надо об этой жертве слышать: Рим.10:17; для передачи Своего учения Господь поставил апостолов и их преемников: Еф.4:11; Деян.14:23; кто не будет их слушать, тот не слушает Самого Господа: Лк.10:16, а стало быть, не приходит, но удаляется от Него: Пс.72:27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

4:11 И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
 

4:11. Кроме даров, которые даются всем верующим в таинстве миропомазания, Господь подает особые дары некоторым избранным Им, лицам для руководства Церкви. Не общество или Церковь избирает их, а Сам Господь избирает и поставляет их для Церкви. На первом месте святой Павел ставит Апостолов, как самовидцев Господа, свидетелей Его Воскресения, от Него непосредственно поставленных, наделенных всеми дарами благодати Святого Духа. Они и пророки, они и благовестники, они и пастыри, они имели и дарования исцелений и всякий разум, все в них было совмещено, и чрез них вложено в Церковь. Они – каналы благодати, излившейся на всю вселенную. Чин Апостольства в той силе, как он был в первых Апостолах, неповторяем. И не представляется это необходимым, ибо Апостолы все вложили в Церковь, передали ей всю истину, которую открыл им Дух Святой, передали и таинства для освещения верных, и в ней учредили пастырство, прямое преемство Апостольства, долг которого хранить вложенное Апостолами в Церковь, которая живет апостольскими сокровищами, излившеюся от них благодатью, непрерывно переливающейся из рода в род.

На втором месте Апостол ставит пророков. Им давался, и дается (так как чин пророческий не прекращается в Церкви), дар прозревать в будущее, проникать и в тайны человеческого сердца и в откровение в Писании, а иногда выступить с учительным словом, нужным для христиан. Самый дар не связан ни с каким положением в Церкви и обществе, а дается чистым сердцем, ревнителям чистоты телесной и душевной. На третьем месте Апостол ставит евангелистов (в слав. благовестников), которые по указанию Ее Апостолов, а потом и их преемников – пастырей, посылались на проповедь слова Божия, или письменно излагали учение Христово. К первым относятся все равноапостольные, как Кирилл и Мефодий, ко вторым, евангелисты и писатели церковные. На четвертом месте у Апостола стоят пастыри и учители, которым вверен был весь народ (Златоуст), и которые поставляемы были Апостолами по городам и селам (Феодорит). Это епископы и священники, первые после Апостолов в созидании Церкви, как тогда, так и теперь. Епископы, как преемники Апостолов, а священники, как их ближайшие помощники. Их очи, ноги и руки, оба составляют одно неразделимое пастырство, которому поручено было Апостолами созидание Церкви (см. Деян. 14:23) апостольской властью и силою. Таким образом, пастырство, после начала, стало главным в дальнейшем, после Апостолов, существовании Церкви. К нему-то, главным образом, и относится, что вслед за этим говорит Апостол, об обязанностях и целях руководящих лиц в Церкви.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible