Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к ефесянам 4:13
доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-16 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви
Итак умоляю вас я, узник в Господе, то есть за Господа и за вас, достойно ходить звания, в которое призваны, чтобы то есть ходили вы во всякой кротости и долготерпении, стараясь сохранять согласие Духа Святого, то есть в постоянном союзе мира. Будьте одно тело и один дух, как призваны. Одна вера и одно крещение, а не многие. И над всеми (один Бог) чрез промысл, и со всеми и во всех нас пребывает от крещения. Но каждому из нас дана благодать, не безразлично и поровну, но с различием, по мере дара Христова. Посему сказано (есть): возшел в высоту, то есть на небо, – и пленил плен, ибо Он обратил (к истине) плен, плененный заблуждением лжи, – и, раздавая, дары дал людям (Пс. 67:19), разумеется раздаяние даров Духа Святого ученикам во время Пятидесятницы (Деян. 2:1 сл.). Но слово возшел что означает, говорит, если не то, что телом Своим чрез смерть низшел в преисподнюю, ибо это и означает преисподняя страна земли? Тот, Кто низшел, Он есть и Тот, Кто возшел превыше всех небес, то есть выше всех высот небесных, – дабы исполнить все, что сказал, а говорил Он вот что: Которого (Духа Святого) получаете вы не после многих дней, но даже до Пятидесятницы (Лк. 24:49; Деян. 1:4, 8). И Он, говорит, дал одних Апостолами, Двенадцать и Семьдесят двух, – других же Пророками, предрекающими наперед будущее, как Агав, предвозвестивший об имевшем быть по всей земле голоде (Деян. 11:28 и 21:10), и иных Евангелистами, то есть проповедниками, – а иных Пастырями для водительства народом, и иных Учителями для воспитания разума верующих. Все же сие дело служения дано было в домостроение тела Христова, которое есть Церковь Христова. Доколе достигнем и мы все до единства веры, то есть чтобы объединились мы сообща в вере и владычестве Божием, – до мужа, говорит, совершеннаго, до меры возраста совершенства (полноты) Христова, то есть чтобы быть нам подражателями Христа, да достигается чрез Него мера возраста человека нашего внутреннего. И как скоро Господь наш стал нашим знаменем совершенства, то уже да не будем как младенцы, смущаемые в умах своих, (не будем) волнующиеся и увлекающиеся всяким ветром от истинного учения Божия в учения лживых людей, кои в лукавстве своем (лукавством своим) стараются соблазнить нас посредством коварства обольщения. Но да будем тверды и, истинствуя в любви, таким именно образом утверждаемся в учении Христовом. Итак, в сей любви да возрастаем и преизбыточествуем. И Сам Христос есть Глава и Совершитель всего, Он соустрояет и соединяет тело Церкви чрез всякое восприятие и чрез всякое сочленение по мере даров добродетели в отдельных частях, то есть: дары Духа суть как бы члены, кои бывают в возрастание тела Церкви, чтобы в любви совершалось домостроение его (тела Церкви), – то есть: взаимная нужда членов Церкви друг в друге великую всевает любовь между ними.
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
Вопрос: Постепенно ли истончавается и искореняется зло, и человек преуспевает в благодати, или зло искореняется тотчас, как скоро началось преспеяние?
Ответ: Как зародыш в матерней утробе не вдруг делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ, и рождается, впрочем, несовершенного еще возраста человеком, но сперва многие годы растет, и потом становится мужем; а также и семена ячменя, или пшеницы, не тотчас, как только брошены в землю, пускают корень, но когда пройдут холода и ветры, тогда уже в должное время дают от себя стебли; и кто садит грушу, не тотчас собирает с нее плод: так и в духовном, где столько мудрости и тонкости, постепенно возрастает человек и приходит «в мужа совершенна, в меру возраста», а не как утверждают другие, будто бы сие тоже, что совлечься и облечься.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 13-14 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения
«Доколе», – говорит, – «все придем в единство веры и познания Сына Божья, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Возрастом он называет здесь совершенное познание. Как человек в зрелом возрасте бывает тверд и постоянен в мыслях, а дети непостоянны, так точно и между верующими. «В единство», – говорит, – «веры», то есть, пока окажемся все имеющими одну веру. Единение веры то и означает, когда мы все будем одно, когда все одинаково будем понимать этот союз. До тех пор должно тебе трудиться, если ты получил дар назидать других. Смотри, не совратись сам, завидуя другому. Бог почтил тебя и поставил на то, чтобы ты руководил к совершенству другого. Для этого был поставлен и апостол, для этого и пророк, который пророчествует и увещевает, для этого и благовестник, который проповедует, для этого не пастырь и учитель: всем поручено было одно дело. Не говори же мне о различии дарований: все они имели одно дело. Когда мы все веруем одинаково, это и есть единение (веры). Ясно, что он это называет (возрастом) совершенного мужа. Впрочем, в другом месте он называет нас детьми и в том случае, если бы мы были совершенны; но там он имеет в виду иное. Там он назвал нас детьми по отношению к будущему нашему знанию. Сказав именно, что мы «теперь знаю я отчасти», присовокупил: «гадательно» (1Кор. 13:12), и тому подобное. А здесь он говорит не об этом, а о постоянстве. Вот и в другом месте он говорит: «Твердая же пища свойственна совершенным» (Евр. 5:14). Видишь ли, как и там назвал он совершенных? Посмотри и здесь, как он назвал их прикровенно, говоря: «Дабы мы не были более младенцами» (ст. 14). Он говорит о той небольшой мере (дарования), которую мы получили, чтобы мы сохраняли ее со всем усердием, твердостию и постоянством. «Дабы мы не были более». Этим выражением указывает на то, что некогда они были такими, и даже самого себя подчиняет условию исправления, исправляя других. Для того, говорит, и было столько строителей, чтобы здание было непоколебимо и защищено отовсюду, чтобы камни были сложены плотно. Волноваться, увлекаться и колебаться свойственно детям. «Дабы мы не были более», – говорит, – «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (ст. 14). «Увлекающимися», – говорит, – «всяким ветром». Он употребил это подобие, желая показать, в какой опасности находится всякая душа, преданная сомнению. «Всяким», – говорит, – «ветром учения, по лукавству (κοβεία) человеков, по хитрому искусству обольщения». Κυβευταί – так называются занимающиеся шахматного игрой. Это бывают люди хитрые, так как они обыкновенно выбирают для себя людей простых. И они-то все передвигают и переставляют. (Апостол) коснулся здесь мирских обычаев.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова
Следует спросить: о каких это всех говорит апостол, что они достигнут единства веры? Все ли люди, или все святые, или только все восприимчивые разумом? Мне кажется, он говорит обо всех людях, потому что есть многие ветры учения (Еф 4:14), которые, когда движением их возбуждены волны, носят туда-сюда различными заблуждениями людей, не уверенных в своем курсе.
Комментарий на Послание к Ефесянам
Согласно преданиям Церкви и апостолу Павлу, наше воскресение будет в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова - в состоянии, в котором, согласно иудеям, был сотворен Адам и в котором, как мы читали, воскрес Господь.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова
Совершенства же достигнем мы в будущей жизни. Поэтому в настоящей жизни мы имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей.
Максим Исповедник, прп. (†662)
До тех пор, пока кто-либо пребывает в жизни сей, то даже если он является совершенным сообразно здешнему устроению и, благодаря деланию и созерцанию, частично обладает ведением, [даром] пророчества и залогом Святого Духа, он, тем не менее, не владеет полнотой их. Лишь некогда он, после свершения веков, достигнет совершенного удела — покоящейся в самой себе Истины, которая открывает Себя достойным лицем к лицу, дабы не обладали они лишь частью полноты, но стяжали бы целиком всю полноту благодати по причастию. Ибо Апостол говорит Все, - ясно, что он имеет в виду спасаемых, — придут в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3). И с явлением их упразднится все частичное.
Некоторые взыскуют каким образом произойдет устроение для удостоившихся совершенства в Царстве Божием? Будет ли оно соразмерным [духовному] преуспеянию и изменению, или же соответствующим постоянному тождеству? Каким образом должно тогда воспринимать души и тела? — На это можно достаточно правильно ответить, проведя сравнение с телесной жизнью, где смысл питания двойственен: он и способствует росту, и сохраняет питающихся. Ибо до тех пор, пока мы не достигаем совершенного телесного возмужания, мы питаемся, чтобы расти; но как только тело прекращает развиваться, мы уже питаемся только для сохранения [жизни], а не для роста. Подобным же образом двойственен и смысл питания души. Ведь она питается для преуспеяния в добродетелях и умозрениях до тех пор, пока, пройдя все сущие [вещи], не достигнет меры возмужалости в полноте Христа. А когда это достигается, то останавливается всякое преуспеяние, осуществляемое посредствующим образом ради развития и возрастания. [Душа уже] непосредственно вкушает то, что превыше мышления, а поэтому [оказывается] превыше возрастания. Вид нетленной пищи [предназначен] для сохранения дарованного ей боговидного совершенства. Благодаря явлению беспредельной красоты этой пищи, |душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются естественные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их естественные свойства.
Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия
До тех пор, говорит, должно всем нам, получившим дары, делать, трудиться и созидать, пока не придем к единству веры, то есть пока не явимся все имеющими одну веру, не отличаясь по догматам и не имея между собой разногласия в том, что касается жизни. Ибо тогда будет истинное единство веры, тогда познаем Сына Божия, когда будем иметь правое мнение в деле учения и будем сохранять союз любви. Ибо Христос есть любовь.
в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова
Под образом совершенного мужа и меры возраста говорит он о совершенном познании догматов, равно как и под исполнением Христовым разумеет совершенное и всецелое познание Его и веру, что Он, один из Троицы и равный Отцу, стал Человеком, единой ипостасью в двух естествах, волях и действиях и что вместе с телом совосседает со Отцом и опять придет и все остальное, что право о сем мыслится и говорится. Как же после этого в другом месте он называет наше познание несовершенным? В отличие от будущего знания, а здесь в отношении неизменяемости познания называет его совершенным. Ибо, когда мы не будем колебаться, тогда будем совершенны, как видно из следующего.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Дондеже достигнем вcи в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова
Как приставленный к какому делу или взявший на себя его сам, для того, чтобы поддерживать в себе ревность к деланию и довести дело до конца, а не остановиться на полдороге, должен иметь в виду цель, до которой должен довесть дело, как бы мерку и норму своего дела, так и для пастырей святой Павел указывает цель, предел, меру, до чего должны они стараться доводить свое дело пастырства. И как прежде возложил он на них три долга, так теперь указывает три предела, три меры и цели исполнения их.
Он говорит как бы: лежит на вас долг — созидать тело Церкви, чрез присоединение к ней новых верующих: все больше и больше прилагайте их, пока не останется ни одного неверующего; но все мы, - люди, - достигнем в соединение веры и познание Сына Божия. Соединение ἑνότης — единость, - пока достигнем того, чтобы у всех была одна вера и одинаковое познание Сына Божия: одна вера, — чтоб не оставалось более нехристиан; одно познание Сына Божия, чтоб и между христианами не было разномыслия, а все одинаково понимали, что есть Сын Божий и что — дело спасения, совершенное Им на земле, и то, как его усвоять каждый может и должен себе. Святой Златоуст говорит: «Пока окажемся все имеющими одну веру, ибо единость веры то и означает, когда мы все будем едино, когда все одинаково будем понимать этот союз. И до тех пор должно трудиться тебе, если ты получил дар созидать (οικοδομης) других. Когда мы веруем одинаково — это и есть единение веры».
Еще: лежит на вас долг совершения святых; и продолжайте неусыпно трудиться над этим, пока всех и каждого не сделаете мужем совершенным. Всякий верующий вначале, как дитя, несовершен в знании, не тверд в правилах жизни. Поставьте его на ноги в том и другом отношении, сделайте, чтобы все деятельные силы его были в полном развитии, так, чтобы всякий, какое ни встретится дело, умел и силен был сделать его как должно, в совершенстве. Под словом: муж совершенный должно разуметь совершенство, или последний предел деятельной жизни. Определяют его: — в уме — созрение здравых о всем понятий, - в области веры и вне ее — по руководству ее; в воле — утверждение добрых правил и укоренение в сердце истинных христианских расположений — смирения, любви, кротости, воздержания, миролюбия, самоотвержения и всякой другой добродетели; в сердце — воспитание преимущественно вкуса и сочувствия ко всему духовному, истинно христианскому, доведение его до того, чтобы оно не находило ни в чем другом удовольствия, как в круге вещей по делу спасения и жизни в Господе Иисусе Христе. Дальше этого деятельное совершенство идти не может; но оно само не последний предел.
Наконец: на вас лежит дело служения, чтоб молитвенными, освятительными и таинственными священнодействиями, возвесть всех в духовное Богообщение, чтобы Бог был во всех и все в Боге; и продолжайте боголепно совершать сие дело служения, пока, отрешась от всего и совершенно очистившись деятельною предварительною жизнию, все взойдут в состояние совершенного упокоения в Боге и, из себя представив достойное Богу жилище, возымеют Его вселившимся в себе. Это и есть мера возраста исполнения Христова. О Христе Иисусе говорит Апостол, что в Нем живет исполнение Божества телесне. И о христианах Сам Господь говорит: кто возлюбит Меня, и заповеди Моя соблюдет, того возлюбит Отец Мой, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Вот мера возраста, соответствующая исполнению Христову. Деятельная в любви по заповедям жизнь подготовляет к сему. Само же Богообщение совершается в таинствах, при молитвенном успокоении в Боге. Дух молитвенный воспитывается церковными чинами; в тех же чинах — и совершение таинств. Очевидно, как совершение дела служения возводит в меру возраста исполнения Христова. И се — предел совершенства, до коего возводит христианство. Выше его и вообразить нельзя. Ибо если Бог в ком, чего тому еще желать? И сие-то надлежит всякому христианину иметь в цели, к достижению коей и употреблять все усилия, не щадя себя. Если не ложно обетование Господне, если оно несметное число раз уже оправдалось на христианах, разумно ли не устремляться по указанию его?!
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь, и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: «На сем камне создам Церковь Мою» (Мф.16:18). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» (Кол.1:18). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». (Евр.12:23). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...
«Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует».
Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа.
У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный (1Пет.2:5) для созидания самих себя в любви (Еф.4:16).
У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада (1Кор.12:13). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Святого Духа «во все роды, от века и до века» (Еф.3:21) и «во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).
У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Святого Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000.
У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм (Еф.2:20-21;4:11-16; 1Кор.12).
У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).
У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах.
Сектанты говорят: Еф.5:25-27: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Истинная Церковь, – говорят сектанты, – не должна иметь согрешающих членов, а в Православной Церкви только грешники, поэтому она не истинная Церковь.
Православный ответ: Если Церковь должна состоять только из безгрешных, тогда и Церкви на земли не может быть, так как безгрешных нет, ибо «все мы много согрешаем» (Иак.3:2) и «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).
В приводимом сектантами месте из Священного Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви (Еф.4:13-16). В Церкви торжествующей будут они прославлены.
Амвросиаст (†IVв.)
доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова
Павел ободряет их в стремлении к совершенству веры, суть которой в том, чтобы держаться Христа как истинного и совершенного Бога, не мерить Его человеческой меркой, а принимать Его Богом совершенным в полноте Его Божества. Говоря о муже совершенном, апостол не имеет в виду ни возраст, ни сложение человека; он хочет, чтобы мы стали совершенны в полноте понимания Божественности Сына Божия.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова
Деятельность всех этих служителей Церкви и их преемников закончиться может только тогда, когда будет достигнута последняя высшая цель самого существования Церкви, т. е. когда все члены ее будут иметь веру во Христа одинаковой ясности и чистоты и когда, следов., прекратятся всякие споры о вере, не будет ни в ком из членов Церкви никаких колебаний в отношении к самому существенному [Веру в Сына Божия имеют все христиане, но познание о Сыне Божием далеко не у всех одинаковое (ср. I:17)]. Это состояние Ап. определяет как состояние человека совершенного, т. е. с совершенно окрепшим взглядом на жизнь, и еще точнее - как достижение меры полного возраста Христова, т. е. такого состояния, в котором христиане наполнятся всеми благодатными силами, исходящими от Христа (ср. III:19).
См. также Толкование на Еф. 4:1
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
4.11. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
4.12. к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова,
4.13. доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
4.11-13 Из многих даров благодати Апостол прежде всего указывает на дары пастырские, как особенно необходимые для руководства ко спасению. «В слове: дал есть – надо видеть и богоучрежденность руководства и богопоставляемость руководителей». «Чин апостольства в той силе, как он был при первых Апостолах, неповторяем. И не представляется сие необходимым, ибо Апостолы все вложили в Церковь. Ей предали всю истину, ей предали таинства и в ней учредили пастырство, прямое преемство апостольства, которого долг – хранить вложенное Апостолами в Церковь, держать то в действии над всеми и во всем обществе христианском» (Преосв. Феофан). По изъяснению блаж. Иеронима, «не должно думать, что как в словах: овы Апостолы, овы пророки (новые), овы благовестники, Апостол означил разные лица, так разные же лица означил он и словами: пастыри и учители. Ибо не сказал: овы пастыри, овы учители, – показывая тем, что это одни и те же лица, и научая, что кто пастырь, тот должен быть и учителем, и что не должен брать на себя пастырства тот, кто не может учить пасомых. Всякий предстоятель должен быть пастырем овец и учителем человеков». Определяя обязанности пастырей, Апостол указывает их три: усовершение Христиан в вере и жизни, освящение их таинствами и приложение к Церкви новых верующих. Соответственно сему указываются и три цели, к достижению коих должно стремиться пастырю, это – согласие в вере, возможно полное познание Сына Божия и совершеннейшее подражание Ему. «Под словом: муж совершен должно разуметь совершенство, или последний предел деятельной жизни. Определяет его: в уме – созрение здравых о всем понятий; в воле – утверждение добрых правил и расположений; в сердце – воспитание сочувствия ко всему духовному. Наконец, на нас лежит дело служения, чтобы таинственными священнодействиями возвесть всех в духовное богообщение, чтобы Бог был во всех и все в Боге, представив из себя Богу достойное жилище и возымев Его вселившимся в себе. Это и есть мера исполнения Христова» (Преосв. Феофан).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Святой Павел указал три обязанности пастырству, теперь указывает для каждой из них свою цель, свою меру. Он говорит как бы так: на вас лежит обязанность созидать тело Церкви, через присоединение к ней новых верующих. Все больше и больше прилагайте их, пока не останется ни одного неверующего, но чтобы все люди (мы) достигли того, чтобы у всех была одна вера, и одинаковое познание Сына Божия. Одна вера, чтобы не осталось более не христиан, одно познание Сына Божия, чтобы и между христианами не было разномыслия, а все одинаково понимали, что есть Сын Божий, и что дело спасения, совершенное Им на земле, и то, как каждый может и должен его усвоять. Далее лежит на вас обязанность совершения святых, и продолжайте неустанно трудиться над этим, пока всех и каждого не сделаете мужем совершенным, чтобы все, и каждый имел о всем, касающемся веры, здравые понятия и добрые правила, чтобы воспитывал вкус и сочувствие ко всему духовному, истинно христианскому, чтобы в этом преимущественно он находил себе удовольствие. Имея и соблюдая все это, христианин возрастает в мужа совершенного. Наконец, на вас лежит дело служения, чтобы молитвенными, осязательными и таинственными священнодействиями возвести всех в духовное богообщение, чтобы Бог был во всех, и все в Боге, и продолжайте совершать это дело служения, пока все войдут в состояние совершенного успокоения в Боге, и почувствуют Его вселившимся в себя (ср. Ин. 14:23). Это и есть мера возраста исполнения Христова. Само же богообщение совершается в таинствах, при молитвенном успокоении в Боге.
Но указанные пастырские труды достигнут своей цели только при том условии, если и сами пасомые будут ревновать о своем спасении и стремиться ко Христу, о чем святой Павел и говорит далее.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 11-15 И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос.
Он именно, а не кто-нибудь другой, имел полное право учредить в Церкви особые служения, при помощи которых Церковь должна расти и усовершаться в познании Христа. Апостол перечисляет четыре вида этих служений. Это: 1) апостольство, полагающее основание для жизни Церкви; 2) служение пророков, разъясняющих учение, сообщенное апостолами, и применяющих его к различным обстоятельствам жизни верующих; 3) служение евангелистов, распространяющих это учение по разным странам мира, и 4) служение пастырей и учителей (при ποιμένας καὶ διδασκάλους стоит только один член, что указывает в обоих названиях один вид служения), сохраняющих учение апостолов. Цель, для достижения которой Господь учредил эти служения, состоит в том, чтобы святые или христиане были доводимы до совершенного соответствия с предначертанным в их призвании идеалом (προς τὸν καταρτισμὸν τῶν ἁγίων), а дело всех этих служителей Церкви, на которое их поставил Христос, есть дело служения (διακονίας), при помощи которого созидается тело Христово, или постепенно возрастает Церковь, через укрепление прежних ее членов и через присоединение новых (εἰς οἰκοδομὴν τοῦ σώματος τοῦ Χριστοῦ). Деятельность всех этих носителей благодатных даров и, конечно, их преемников закончится только тогда, когда будет достигнута последняя, высшая цель существования Церкви – именно, когда все члены ее будут иметь веру во Христа одинаковой ясности и чистоты, и одинаковые представления о Его величии, когда, следовательно, прекратятся всякие споры о вере, и главное в христианской жизни – учение о лице Христа – для всех будет одинаково ясно. То же самое говорит апостол и далее, определяя эту цель, образно, как вступление в зрелый возраст и достижение меры полного возраста Христова. В последнем определении указывается, очевидно, на такое желаемое состояние Церкви, когда она вся была бы проникнута всеми силами Христовыми. В конце концов, верующие так должны утвердиться в истинной вере и познании, чтобы не позволять себя увлечь никаким лжеучением, как бы коварно оно ни было. Вместо этого, они, пребывая постоянно в истине, не отступая от нее (истинствующе – ἀληθεύοντες), будут при всяком новом шаге на пути христианского развития, совершаемом под действием любви к Богу и ближним (ἐν ἀγάπῃ αὐξήσωμεν), иметь в виду одного Христа, Своего главу и руководителя.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Священники нам не нужны, так как, по слову апостола (1Ин.2:20), мы «знаем все».
Ответ:
Под словом «вы» (1Ин.2:20) апостол разумеет не каждого в отдельности христианина, а всю Церковь Христову, в которой пребывает Дух истины (Ин.16:13, Ин.14:16), поэтому она не нуждается (1Ин.2:27) в каких-либо посторонних учителях и в новых откровениях (1Тим.3:15) и «знает все», что необходимо верующим для спасения, для того, чтобы они могли отличить истину от лжи и не были обольщены лжеучителями. В Церкви есть Господом поставленные пастыри и учителя (Еф.4:11-15, 1Кор.12:28), и есть пасомые различных степеней духовных совершенств и качеств: есть «совершенные», есть «младенцы», несведущие в слове правды, которых нужно учить первым началам слова Божия (Евр.5:12-14, 1Ин.2:13-14 – «отроки», – «юноши», – «отцы»). Понимать данное место (1Ин.2:20) по-сектантски, будто каждому христианину дано уже от Бога познание истины, нет никаких оснований.
«После того, как апостол высказал предшествующее (1Ин.2:19, о появлении антихристов из числа христиан)», – объясняет блаженный Феофилакт, – «чтобы кто-нибудь не подумал, что он присваивает знание это только себе одному и потому хвалится перед прочими верующими, он прилично прибавляет: и «вы имеете помазание». Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? нет, вы сами знаете это, ибо при святом крещении вы приняли священное помазание и через оное – Божественного Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что последнее время сильно действуют антихристы, что все полны лжи».(*)
Если сектанты «знают все», то зачем они имеют библейские институты, семинарии, миссионерские школы, устраивают миссионерские курсы, нанимают проповедников-миссионеров, издают книги, журналы и обращаются в редакции последних за объяснениями мест Священного Писания и за разрешением других вопросов?
----------------------------------------------------------------------------------------
* - Толкования на Собор. посл. 1906 г., стр. 125.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Пастыри и учители нам не нужны (Евр.8:10-11; Иер.31:31-34).
Ответ:
Это пророчество относится к будущему веку (Откр.21:1-3), а в настоящем веке слово Божие сеется пастырями и учителями Церкви (Рим.10:14-15 и др.) и, подобно семени, падает на различную почву и потому дает неодинаковый плод (Мф.13:3-23). Люди познают Господа не разом, а постепенно, по мере распространения благовестия о Христе, Который поставил в Церкви пастырей и учителей, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного» (Еф.4:11-13).
Зачем сектанты имеют на жаловании пресвитеров, проповедников, издателей сект. журналов и книг? Очевидно, нужда есть в научении, но без Церкви православной «никогда они не могут дойти до познания истины» (2Тим.3:7).
Православная Церковь и сектанты
Опровержение сектантских возражений о Церкви.
Сектанты говорят: В Церкви православной нет ныне ни апостолов, ни пророков, ни евангелистов, ни языков (1Кор.12:28,14:26; Еф.4:11).
Ответ:
«Апостолы», – «пророки», – «евангелисты» и «языки» составляют временные чрезвычайные служения и дарования Божии (1Кор.12:4-11,18), свойственные апостольскому времени.
Если теперь нет их в Церкви, то по Божиему изволению: «пророчества прекратятся, и языки умолкнут» (1Кор.13:8).
Дар пастырства и учительства (1Тим.4:14; 2Тим.1:6), как необходимый для всегда пребывающих в Церкви служений слову проповеди и таинствам (Еф.4:11-14; Мф.28:19-20 и др.), есть постоянный, и его имеет Церковь православная.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28; Рим.4:3-8; Гал.2:16), и Церковь не нужна.
Ответ:
а) Под «делами закона» апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа (Гал.3:24-25; Гал.5:3-4; Евр.10:1-4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина (Рим.2:13, 13:8-10; 1Кор.7:19; 2Кор.5:10; Еф.2:10,6:8; Тит.2:11-14). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, – эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру – «ничто» (1Кор.13:1-3). Рассудочную веру апостол Иаков называет «бесовскою» (Иак.2:14-26). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, «но вера, действующая любовью» (Гал.5:6), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (1Фес.5:8; 1Тим.1:14,2:15; 2Тим.1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах (Рим.3:28; Гал.2:16).(1)
При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела – не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые – выражения внутреннего обновления, душевной перемены (Мф.25:33-46).(2)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 - Между учением апостола Павла и апостола Иакова (Рим.3:28;4:25;Иак.2:14,21-24; Евр.11:31;Иак.2:25) нет противоречий. Апостол Павел, имея в виду заблуждения иудействующих о возможности оправдания делами закона (Моисеева), в опровержение их, говорит об оправдании человека верой во Христа без дел закона; он отвечает на вопрос: чем может оправдаться иудей и язычник?
Апостол Иаков, зная, что некоторые из читателей Послания, признав необходимость веры во Христа для оправдания, веру разумел рассудочную, непроявляющуюся в делах любви, внушает им, что такая вера мертва, что, только обнаруживаясь в делах, вера становится живой и совершенной; он отвечает на вопрос: какова должна быть вера христианина?
2 - Сергий архиеп. Православное учение о спасении. 1910 г., стр. 236–239.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) Для нравственного обновления человека (Еф.4:22-24; Кол.3:5-10), для успешной борьбы с грехом и врагами спасения (диаволом, плотию и соблазнами мира) недостаточно ни собственных сил его, ни веры во Христа, а необходимы силы Святого Духа (Ин.15:5; Мф.19:26), подаваемые через Святые Таинства, необходимо пастырское руководство и научение (Еф.4:11-14; 2Тим.4:2) истинному вероучению, которое и хранится только в единой Христовой Церкви (Еф.4:5; 1Тим.3:15). Если же о Церкви в приведенных сектантами местах и не сказано апостолом, то потому, что это не требовалось ходом мыслей, зато в других местах тот же апостол достаточно ясно изображает необходимость для христианина жизни в живом союзе с Церковью (1Кор.5:5,13,12:13-31; Еф.4:11-16,5:23). Не сказал апостол (Рим.3:28; Гал.2:16) и о покаянии, крещении, благодати Божией и др.; даже не указал предмета веры (Рим.3:28), но отсюда не следует, что нужно отвергать все, о чем умолчал, а только следует одно то, что для уразумения истины должно обращаться к другим местам Священного Писания, так как слово апостола «не было то да, то нет» (2Кор.1:18). Путем снесения и сравнения одних текстов с другими уясняется истинный смысл их.(3)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 - Епископ Феофан говорит: «Существо дела спасения состоит из нескольких пунктов: надо веровать, надо заповеди исполнять, надо благодать стяжать и проч. Но в Писании пункты эти не написаны в одном каком-нибудь месте, а в разных: в одном сказано одно, в другом – другое. Чтобы познать истинно весь образ спасения, надобно все эти пункты собрать воедино и собрать все, ни одного не пропуская. Вот в этом деле все претыкающиеся и претыкаются. Начнет иной собирать, не понимая, как это следует, уткнет глаза на один или два пункта, выдернет их из общего Писания и кричит: нашел, вот путь спасения! Иной кричит: веруй, и ты спасен! – а иной: стяжи благодать, и больше тебе ничего не нужно, – иной же: люби, и придешь к блаженному концу. Все такие положения в Писании строго предписываются, но ни одно из них поодиночке не обнимает всего дела спасения. Надо их все совокупить, и тогда получится полное представление настоящего образа спасения». Письма к одному лицу. 1881 г. 5 стр. 11–12.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) В Посл. к Римлянам (Рим.4:3,8) апостол упоминает об Аврааме и Давиде с целью выяснить новозаветное устроение спасения человека. «Когда апостолы начали принимать в Церковь Христову язычников», – замечает епископ Феофан, – «иудеи укоряли их: у вас только все вера, да вера и никаких дел закона; вы и язычников грешных стали принимать. Апостол, предотвращая это, внушает, что у нас все вера, да вера, в том мы берем пример с Авраама, которому вера вменена в правду; а что грешников принимаем в Церковь, правоту этого предуказал пророк Давид, ублажавший тех, коим прощены грехи. Мы принимаем грешников (кающихся), но наперед разрешив все их грехи, по благодати милующего Бога за веру в Оправдывающего».4
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 - Толкование Послания к Римлянам 1890 г., стр. 263.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Младенцы в очищении первородного греха некогда и нуждались, но теперь, после того, как Иисус Христос, явившийся в мир для уничтожения греха, приобрел вечное искупление (Евр.9:11-26), они уже в этом больше не нуждаются... – таковых есть Царствие Божие.(1)
Ответ:
Апостол Павел в Послании к Евреям (Евр.9:11-26,10:10-14) говорит о величайшем превосходстве Голгофской жертвы Иисуса Христа над ветхозаветными жертвами: последние ежегодно приносились, и только для очищения тела (Евр.9:13), а Христос, однажды пострадав, навсегда воссел одесную Бога и приобрел вечное искупление; «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). Через Свою Церковь Господь Духом Святым усвояет людям плоды искупления (Ин.3:5-6; Мф.28:18-20; Мк.16:15-16; Ин.6:53; Еф.1:22-23,4:11-16,5:23,26-27 и др.); другого пути нет. Искупительные блага воспринимаются ищущими их, жаждущими, приходящими ко Иисусу: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения и, уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13; Деян.2:37-39 и др.).
Сектанты из учения апостола Павла (Евр.9:11-26): Иисус Христос «приобрел вечное искупление... явился для уничтожения греха жертвою Своею», – делают такой вывод: поэтому младенцы очищены от первородного греха (?!) Каким же образом очищены? Почему только младенцы, а не весь мир, за который страдал Господь? Зачем Господь основал Церковь Свою, поставил апостолов и их преемников, послал Духа Святого? Ведь Он приобрел вечное искупление для всех.
Апостол Петр, зная, что Господь «приобрел вечное искупление и явился для уничтожения греха», так благовествовал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (вследствие вечного искупления, совершенного Иисусом Христом). Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2:38).
-----------------------------------------------------
(1) - Баптист за 1912 г. № 2-й, стр. 18.