Скрыть
отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-30 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления

Итак, уже не поступайте так, как и язычники в слепоте ума их, ибо свет Нового Завета еще не воссиял в умах их. Вы же не в такой слепоте обрели Христа. Если, поэтому, вы истинно слышали то, что было проповедано у вас, так как истина во Христе, то есть истина совершена была чрез Христа: то отложите ветхаго человека, истлевающаго, то есть поражаемого и сокрушаемого похотьми прелести. Обновитесь же духом ума вашего, то есть в помышлениях ваших, - и облекитесь не в ветхого человека, который сплетается и возникает из дурных дел, в человека новаго, который по Богу создан в правде, чистоте и истинности. Гневайтесь, однако и не согрешайте: (говорю это) потому что попираете заповедь Того, Кто до семижды семидесяти раз повелел оставлять вины друг другу (Мф. 18:22). Посему, если одному человеку повелено было в один день отпускать четыреста девяносто раз, то смотрите опасайтесь того, чтобы солнце не зашло и (чтобы) не оставило нам прегрешение дня. Ведь если наступит тьма и вы дойдете до прегрешения, то и враг овладеет тогда нами и его дух отвратит и отклонит нас от той чистой молитвы ночной, которую мы воссылаем (к Богу). А также своими худыми помыслами не печальте Духа Святаго, в Коем вы крещены в день искупления и очищения вашего.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-22 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях

Учитель должен назидать и исправлять души учеников не только советом и вразумлением, но и страхом и напоминанием о Боге. Ведь когда слова человека, как такого же раба, не в состояние подействовать на душу, тогда уже необходимо напомнить и о самом Господе. Так делает и Павел. Сказавши о смиренномудрии и единении, равно как и о том, что не должно восставать одному против другого, послушай, что (потом) он говорит: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы». Не сказал: «чтобы вы более не поступали» вы ходите, – так как это могло бы уязвить их, – но указал на других, хотя выразил то же самое. Также поступает он и в послании к Фессалоникийцам, когда говорит: «а не в страсти похотения, как и» прочие «язычники» (1Фес. 4:5). Вы оставили, говорит он, их (языческие) верования; но это всецело зависло от Бога; а я требую того, что зависит от вас, – именно: жизни и хождения по Богу. Это ваш долг; а я призываю Господа в свидетели своих слов, – что я не умолчал, но сказал, как вам должно вести себя. «По суетности», – говорит, – «ума своего». Что такое суета ума? Занятие суетными предметами. А что суетно, как не все настоящее, о чем говорит Екклесиаст: «Суета сует, – все суета!» (Еккл. 1:2)? Но скажет кто-нибудь: если (то или другое) суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если при том это – дело Божье, то как же оно может быть суетно? И много возражений касательно этого предмета. Но послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал (Екклесиаст) суетными, – нет; не небо суетно, не земля суетна, – нет; не солнце, не луна, не звезды, не тело наше. Все это – «очень хорошо». Что же суетно? Послушаем, что говорит сам Екклесиаст: «Посадил себе виноградники, сделал себе водоемы, приобрел себе крупного и мелкого скота, собрал себе серебра и золота, завел у себя певцов и певиц. И сказал я в сердце моем, что и это – суета» (Еккл. 2:6 – 11); опять: «Суета сует, – все суета!». Послушай, что говорит и пророк: «Собирает (человек) «и не знает, кому достанется то» (Пс. 38:7). Поэтому суета сует – великолепные здания, обилие и избыток золота, толпы слуг, шумно бегущих по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надменность. Все это – суета, потому что произошло не от Бога, но произведено людьми. Почему, однако ж, это суетно? Потому, что не имеет никакой доброй цели.

Это сказано не ефесянам только, но теперь говорится также вам, и не нами, но Павлом, или лучше, ни нами, ни Павлом, но благодатью Духа. Итак нам должно внимать словам этим, как словам Духа. Что же сказано? Послушай: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их». Итак, если (такое их состояние было следствием) невежества и окаменения, то за что же обвинять их? Несведущего должно научить тому, чего он не знает, но несправедливо подвергать его упреку и взысканию. Но смотри, как (апостол) тотчас же лишает их такого извинения: «Они», – говорит, – «дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа» (ст. 20). Здесь он показывает, что причиной их окаменения была их жизнь; жизнь же их была такой по их собственной беспечности и небрежению. «Они», – говорит, – «дойдя до бесчувствия, предались распутству». Итак, когда ты услышишь, что «предал их Бог превратному уму» (Рим. 1:28), то припомни и настоящее изречение, что они сами «предались распутству». Как же предал их Бог, когда они сами предали себя? Если же предал их Бог, то как они сами себя предали? тебе кажется, что здесь есть противоречие? Но слово – «предал» значит здесь – «попустил». Видишь ли, что где нечистая жизнь, там такого же рода придумываются и догматы. «Ибо всякий, делающий злое», – сказано, – «ненавидит свет и не идет к свету» (Иоан. 3:20). В самом деле, каким бы образом человек нечистый, валяющийся среди тел всяких женщин, гораздо больше, чем сколько свиньи валяются в грязи, жадный до денег и нисколько не любящий целомудрия, мог решиться на такую (добродетельную) жизнь? У них, говорит (апостол), такой образ действий обратился как бы в правило. От этого-то (и происходит) их окаменение, от этого – помрачение ума. И при сиянии света для нас может быть темно, если наши глаза больны; больными же они бывают от прилива дурных соков и излишнего накопления мокрот. «С ненасытимостью», – говорит: этим словом (апостол) преимущественно устраняет от них возможность оправдания. Ведь им можно было бы, если бы они захотели, не предаваться корыстолюбию, не быть беспечными, не служить чреву и не вести изнеженной жизни; можно было бы пользоваться умеренно и деньгами, и удовольствиями, и отдохновением. Но так как они не соблюдали в этом умеренности, то и испортили все. «Делают», – говорит, – «всякую нечистоту». Видишь ли, как (апостол) лишает их извинения, сказавши о делании нечистоты? Не по случайному, говорит, увлечению они грешили, но совершали все эти преступные действия, сами заботясь об них. «Делают всякую нечистоту».

Нечистота всякая – это любодеяние, блуд, сладострастная любовь к отрокам, зависть, всякая страсть и невоздержание. «Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе» (ст. 20 – 21). Выражение: «потому что вы слышали о Нем» – не означает, будто он говорит с сомнением, напротив показывает полную его уверенность: подобным образом он и в другом месте выражается: «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью» (2Фес. 1:6). То есть, вы не для таких дел познали Христа. «Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека» (ст. 22). Познание Христа в том и состоит, чтобы вести праведную жизнь. Кто ведет дурную жизнь, тот не знает Бога и Бог его не знает. Послушай, как об этом (апостол) говорит в другом месте: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1:16). «Так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека», – то есть, вы не на таких условиях заключили договор (чтоб оставаться при прежней жизни). То, что мы имеем, не есть суета, но истина; как наши догматы, так и наша жизнь – истинны. Суета – грех и заблуждения, а праведная жизнь – истина. Она и цель имеет высокую, беспорядочная же жизнь приводить к ничтожному концу. «Истлевающего», – говорит, – «в обольстительных похотях» обольщения его. Как пожелания его истлевают, так и сам он.

Каким же образом истлевают его пожелания? Смерть все разрушает. Так пророк говорит: в день тот погибнут все помышления его (Пс 145:4). Впрочем, не одна только смерть, но есть много и других причин [этого изменения]. Так, красота изменяется, увядает и пропадает от болезни и с наступлением старости. От тех же причин погибает и сила телесная. Чувственные удовольствия в старости уже не так привлекательны… Пагубно для человека славолюбие, многих погубили удовольствия, обманула похоть. Впрочем, все это не удовольствия в собственном смысле, но горечь, обман, подлог и тень. Наружная сторона этих предметов приманчива, но сами по себе они не что иное, как тяжелое бремя, влекущее за собою великую нищету, пустоту и бедность.

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях

Павел называет здесь того ветхого человека, которого следует сложить с себя потому, кажется мне, что он изветшал в злодеяниях. Действительно, в своей прежней жизни, вечно заблуждаясь, следуя обольстительным желаниям и истощаясь в делах распада, он подвергается тлению… Но слово Божие умерщвляет так, чтобы оживить мертвого и чтобы оживший искал Господа, Которого прежде погибели не знал. Оно не подвергает тлению, но умерщвляет ветхого человека… Тление человека внешнего есть обновление внутреннего, и наоборот - тление внутреннего человека есть восстановление внешнего.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Нил Синайский, прп. (†430)

отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях

Спрашивал ты меня, что такое «ветхий человек, тлеющий в похотех», которого божественный Апостол советует «отложити» (Еф. 4:22)? Думаем, что «ветхий человек», хотя и не имеющий существенности, однако же «тлеющий», есть некий кумир пагубы, живописуемый, или слагаемый, или, как сказал бы иной, вытканный из скверных и нечестивых помыслов, из недозволенных беззаконных речей и плотских дел.

Письма на разные темы. Младшему комиту Амфилохию

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Блаженный Павел учит нас, говоря: «Совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового, сотворенного в Боге в святости и праведности истины», — не сказав «поверх этого ветхого облекитесь в нового», ведь он знает, что это невозможно. Смотри, как мудро он заповедует; он не сказал: «Облекитесь в нового человека, обновленного в ведении Бога», — но сначала он говорит «совлекитесь сего», а затем говорит «облекитесь в того нового». Как и в другом месте он ясно сказал: «Плоть и кровь Царствия Божия не наследуют, и также тление не наследует нетление» (1Кор. 15, 50). «Нетлением» он называет ведение того века. «Тлением» и «плотью и кровью» он называет тленные страсти души и тела, место движения которых — в плотском мудровании. «Новым человеком» он называет чистоту. «Царствием Божиим» — возвышенное и умное созерцание благодатных движений сущностных сияний (ṣemḥē Ɂīṯyāyē), войти в которое позволено только святой душе через ее нетленные движения, которые возвысились над тлением и плотью и кровью.

Слово 76. Краткие главы

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека

В таком-то положении находятся язычники; но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, то есть после того, как познали Христа. И не сомневаясь, но вполне уверенно говорит так. Ибо в том и состоит познание Христа, чтобы жить добродетельно; равно как и худо живущий не знает Христа. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1:16). Слова же так как истина в Иисусе понимай так: не как язычники ходят, так бы и вам в том же оставаться. Ибо не суета — дело Христово, но истина, учение и жизнь. Грех есть ложь, так как лишен существенности и не имеет цели; добродетель же — истина, так как устойчива и имеет цель. Чему же вы научились, в чем состоит Христова истина? В том, что вы отложили ветхого человека, то есть обычаи прежней жизни и жизнь ветхую и повинную греху.

истлевающего в обольстительных похотях

Двояко это можешь понимать: или как похоти тлеют, так и сам человек, то есть рассудок, растлевает. Каким же образом похоти тлеют? От болезни и старости увядает красота, и крепость точно так же, и вообще все наконец разрушается смертью. Ибо в тот день, говорит Давид, исчезают все помышления его (Пс. 145:4). Или же: в похотях сказано вместо: от похотей. Так как от них растлевается ваш ветхий человек, как хлопчатая бумага и железо, от чего рождаются, от того и гибнут. Ибо и любовь к славе губит, что касается души — всегда, но бывает иногда и телесно; и удовольствия тоже. Прекрасно же назвал и обольщением наслаждение, происходящее от них. Ибо все это есть подлог и обман, потому что удовольствием только представляется, а в сущности есть горечь. Обольщение в том и состоит — казаться одним, и быть другим.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных

Поелику в крещеных уже совершилось сие отложение, и ветхий человек умер, то отложити надо понимать не как заповедь, а как извещение о совершившемся деле. Та истина о Иисусе, - что вы отлагаете ветхого человека, как только приступаете к Нему и крещаетесь.

В сем отношении первые слова: вы же не тако познаете Христа… будут значить еще: вы же не без ничего познали Христа, не ведение только о Нем приняли и не имя только от Него заимствовали, но вы совсем изменились, совсем стали новы; тот ветхий человек, по коему вы жили, умер в вас, вы отложили его. И, кажется, это прямая мысль Апостола, идущая еще от того обязательства, чтобы возращать все во Христа. Ибо, сказавши об этом, он тотчас и навел: сие же глаголю, — не жить вам по-язычески. Почему же? — Ибо та жизнь, говорит, уже умерла в вас, как только приступили к Христу. Вы познали Христа не так-таки — без всего, - а с вами вот что произошло: вы отложили.

Но это совершается не как-нибудь механически. Тому предшествует решение воли, которое и запечатлевается благодатию; отсюда нравственное обновление, сознаваемое и чувствуемое. Чувствующий это уже не покорствует похоти, а попирает ее и отревает, как нечто для него чуждое. Апостол говорил ефесянам: это вы уже испытали в Нем. Урок нравственный отсюда все же выходил: видите, как не пристало вам касаться прежней жизни, ибо свобода не отнимается новым рождением.

Что именно отложили, понятно из предыдущего. Две черты новые прилагаются: тление и прелестность. Или и третья — ветхость. Ветхий человек определяется прежним житием. Житие αναστροφη — все, в чем прежде вращались, и внутренне, и внешно, как изобразил пред сим святой Павел. Если б Апостол сказал только: совлекаетесь ветхого человека, то мог бы иной недоумевать, что это за ветхий человек, а когда при этом слове стоит: по прежнему житию, — тому, в котором всякий из слышавших то слово сам вращался, — то для всех понятно было, что это за ветхий человек. Понятно для них и то, что значит: отложити, ибо сознавали и чувствовали, как отпала сия ветхость от них, - отпала, как проказа чешуею спадает с исцеленного прокаженного, и понятия, и вкусы, и позывы, и планы — все прежнее отпало, как бы того не было. Озирались назад и смотрели на это, как на сброшенную одежду — чужую будто.

Прежнюю жизнь в язычестве определил святой Павел так, что это была жизнь в суете ума, в слепоте, нерадении и бесчувствии, и в полном рабстве страстям, особенно похоти плотской. Это и есть ветхий человек. Говорит еще теперь, что такой человек тлеет. Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое. Ибо тогда человек бывает не в своей атмосфере. Как зараженным воздухом дышащий все более и более истлевает жизнь свою, так губит естество свое живущий во грехе и страстях. Но тлеет он, а никогда не истлеет. Разъедающая тля все более и более проникает его, точит и снедает. Так всю жизнь, так и всю вечность, если не покается и не обновится во Христе.

Тлеет в похотях ветхий человек. Похоть дает мысль только о плотских сластях, которые в ветхом человеке ярче других слабостей выдаются. Но под сим словом можно разуметь и все страсти, в коих живет обычно самоугодливый человек. Похоть будет всякое самоугодливое пожелание, в удовлетворении которого ничего не имеется в виду, как только себя утешить и усладить. Прелестны сии похоти, потому что манят, обещая горы счастия, а ничего не дают, когда действуют по их влечению; прелестны еще и потому особенно, что умеют прикрыть свой обман, так что неудовлетворенный не похоть винит в обмане, а себя укоряет в неумении попользоваться ею как следует. Это прельщение и держит всякого во власти похотей без замечания и чувства пагубности такого рода жизни и без чувства тяготы ига рабства, налагаемого страстями. Святой Златоуст говорит: «Похоть растлевает и губит самое существо человека. Пагубно славолюбие, многих погубили удовольствия, обманула похоть. Впрочем, все это не составляет удовольствия в собственном смысле, но есть горечь, обман, подлог и тень. Наружная сторона этих предметов приманчива, но сами в себе они не что иное, как тяжелое бремя, влекущее за собою великую нищету, пустоту и бедность. И если ты снимешь с них эту личину, откроешь их настоящее лицо, то увидишь обман. Ибо в том и состоит обман, когда что-нибудь показывается нам не тем, что оно есть, но Представляется тем, чего в нем нет, что и бывает причиною ложных суждении о том или другом предмете».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях

Мы не должны жить так, как магометане или язычники. Нет, мы должны совсем отложить этого ветхого, греховного человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновляться умным духом своим и, так сказать, одеться в нового человека, созданного по подобию Божию в правде и святости истины. Прежнюю, греховную жизнь должны мы снять и отложить в сторону, как ветхую, негодную одежду, и надеть новую одежду добрых дел.

Дневник. Том II. 1857–1858

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-24 Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины

Ефесские христиане из проповеди евангельской должны знать, что подобная жизнь в христианстве не мыслима (но вы не так познали Христа). - Потому что … правильнее: если только (εἴ γε) - а это для Апостола является несомненным - они научились как должно тому, что нужно знать о Христе [Выражение «как вы слышали» точнее должно перевести «если вы слышали» (εἴ γε αὐτὸν ἠκούσατε ). А если так - говорят некоторые толкователи, - то, значит, Ап. пишет не для Ефесян, относительно которых он, конечно, не мог бы говорить в таком предположительном, как будто неуверенном тоне, что они знают о смысле его призвания… Но здесь речь идет не о вообще призвании Ап. Павла на служение язычникам, а о том, что составляло внутреннюю, таинственную сторону его призвания и, как указано в объяснении стиха 3-го, об особенном чудесном явлении ему Самого Христа… Об этом, т. е. о всех этих таинственных подробностях призвания Апостола он мог говорить, что они могли быть и известны, и неизвестны Ефесянам. Сам он, очевидно, в бытность свою в Ефесе, эти подробности избегал сообщать, и Ефесяне могли узнать о них от других проповедников]. - Так как истина во Иисусе. Эти слова нужно поставить в начало следующего стиха, в котором показывается содержание этой «истины во Иисусе». Поэтому их и следующие слова 22-го стиха следует передать так: «так как истина или истинное учение о жизни, предложенное Иисусом, состоит в том, чтобы отложить прежний образ жизни…». Ветхий человек, т. е. их прежний языческий строй жизни должен быть отложен в сторону, как старая, износившаяся одежда, которая уже не подходит к положению человека, занявшего новое очень высокое положение. Этот ветхий человек еще жив, но он истлевает постепенно в обольстительных похотях, т. е. сам стремится к смерти, поддаваясь похотям, которые только дают вид счастья, а на самом деле отдаляют от него. - Обновиться духом ума вашего. Свое обновление христианин должен начать с того, что составляет, так сказать, самую сердцевину его внутренней жизни (духом ума). - Облечься в нового человека. Старая одежда снята и нужна новая, вполне приличная новому состоянию человека. Такою и является для новосозданного человека праведность (в отношении к людям) и святость (в отношении к Богу). - Истины. Это прибавление показывает, что праведность и святость человека должны иметь основу в истине абсолютной, евангельской.

См. также Толкование на Еф. 4:17

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4.20. Но вы не так познали Христа,

4.21. потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, –

4.22. отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,

4.23. а обновиться духом ума вашего

4.24. и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

4.20-24 Возбуждая к жизни Христианской, Апостол предлагает оставить язычество, как бы истлевшую одежду, и облечься в новую, даруемую чрез Христа, как нового человека, исполненного праведности, святости и истины. «Выражение: аще убо слышасте Его – не означает, будто он говорит с сомнением, напротив, показывает его полную уверенность; подобным образом он выражается и в ином месте: аще убо праведно у Бога воздати скорбь оскорбляющим вас (2Сол. 1:6). Познание Христа в том и состоит, чтобы вести праведную жизнь. Ибо, кто ведет дурную жизнь, тот не знает Бога и Им не знаем. О сем Апостол говорит: Бога исповедают ведети, а делы отмещутся Его (Тит. 1:16)» (Златоуст). «Речение: слушать Его – не различается от того, как если бы кто сказал: слушать мудрость, правду, мужество, воздержание и прочее, чем Христос именуется. Кто таким образом выслушал Христа и изучил Его, тот не станет ходить в суете ума своего, не будет отчужден от жизни Божией; но будет иметь ведение, и вся слепота спадет с очей его сердца, потому что впущенный во внутренний мрак свет разгонит в нем всякое неведение... Будем же учиться у Христа и слушать Его. Христос говорит нам в Церкви чрез слово Свое и пастырей Церкви. Но не должно отчаиваться и того, что Он некогда и Сам возглаголет в сердцах наших, и Сам лично научит нас» (Блаж. Иероним). «Истина во Иисусе не теория, а жизнь и дело. Кто отложил ветхого человека и облекся в нового, тот имеет и истину в Иисусе. Это совершается в крещении. Кто воспринял силу крещения, тот самым дедом испытывает, что прежнее все в нем умерло, а живет новое. После сего предлежит хранить данное и давать простор ему действовать и осуществляться, как долг в отношении к раю был – делати и хранити. Но это совершается не как-нибудь механически. Тому предшествует решение воли, которое и запечатлевается благодатию; отсюда нравственное обновление, сознаваемое и чувствуемое... Если у Апостола похотная, страстная телесно-духовная жизнь составляет ветхого человека, то, очевидно, под обновлением духом ума он указывает восстановление духа нашего в его правах по созданию, высвобождение его из-под ига страстей и возвращение ему власти над всеми силами человеческого существа, под тем условием, что он теперь в Господе Иисусе Христе воссоединяется с Богом... Восстановляет же его благодать Святого Духа, чрез сочетание с Господом» (Преосвящ. Феофан) Блаж. Иероним говорит, что «облещися в нового человека – есть облещися в Иисуса Христа (Рим. 13:14); ибо Он есть истинно новый человек. Итак, кто подражает Его жизни и все Его добродетели в себе показывает (бывает кроток, полагает душу за други своя), тот облекся в нового человека и может говорить с Апостолом: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (1Кор. 11:1)».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О служении Богу.
 

Лк.1:74-75. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22-24; а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28. Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26;17:24-26; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

4:20 Но вы не так познали Христа;
4:21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, –
4:22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
4:23 а обновиться духом ума вашего
4:24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.


Но не к такого рода жизни обязывает христиан их жизненно-опытное познание Христа, потому что оно сообщается Им Самим душе, уверовавшей в Него, а в таком знании, как в Иисусе Христе, заключается сама истина (см. 1Ин. 2:27). В этом знании во Христе, они уже научились (в крещении) отложить прежний образ жизни – языческий, ветхого человека, в суете ума, в слепоте, нерадении и бесчувствии и в полном рабстве страстям, особенно похоти плотской. Эгоистическая жизнь, в самоугодии и страстях (в обольстительных похотях), истлевает – разлагает, истощает и съедает человека в самом его существе. Эта разъедающая тля все более и более проникает его, точит и съедает, во всю жизнь и во всю вечность, и в то же время, она временными успехами обольщает человека, и тем держит его в рабстве, потому что ум его осуетился, и омрачился смысл. Во Христе же Иисусе, уверовавши в Него, христианин обновляется духом ума своего, то есть, уму, или духу его, во Христе Иисусе снова возвращаются существенные, характерные, Богом дарованные свойства, как-то – истинное богопознание, жизнь в Боге и власть над всеми силами природы человеческой, утраченная им в падении. И наконец, облечение христианина в нового человека, по которому с уверовавшего во Христа Иисуса, как одежда, снимается все ветхое, греховное, страстное – в таинстве крещения, миропомазания и покаяния, и он облекается благодатью Святого Духа в нового человека, созданного по Богу и по образу Божию (см. Кол. 3:10). Как вначале создан человек по образу Божию, так теперь вновь верующий воссоздается в том же образе. Живя в этом настроении, он пребывает в праведности и святости истины, потому что из купели крещения выходит на свет уже новый человек с таким внутренним строем, чтобы ревностно исполнить всякую правду – всякое определение воли Божьей, чувствуя на это в себе благодатные силы, чтобы быть святым перед Богом. И все это не призрак, как в ветхом человеке, в его стремлениях, но чистая истина – самая жизнь. Выше святой Павел сказал, что христианину должно отложить ветхую греховную жизнь, и жить по новому человеку – в правде и святости, а теперь, вслед за этим, указывает, в частности, как жить и чего не делать христианину.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible