Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-16 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви

Итак умоляю вас я, узник в Господе, то есть за Господа и за вас, достойно ходить звания, в которое призваны, чтобы то есть ходили вы во всякой кротости и долготерпении, стараясь сохранять согласие Духа Святого, то есть в постоянном союзе мира. Будьте одно тело и один дух, как призваны. Одна вера и одно крещение, а не многие. И над всеми (один Бог) чрез промысл, и со всеми и во всех нас пребывает от крещения. Но каждому из нас дана благодать, не безразлично и поровну, но с различием, по мере дара Христова. Посему сказано (есть): возшел в высоту, то есть на небо, – и пленил плен, ибо Он обратил (к истине) плен, плененный заблуждением лжи, – и, раздавая, дары дал людям (Пс. 67:19), разумеется раздаяние даров Духа Святого ученикам во время Пятидесятницы (Деян. 2:1 сл.). Но слово возшел что означает, говорит, если не то, что телом Своим чрез смерть низшел в преисподнюю, ибо это и означает преисподняя страна земли? Тот, Кто низшел, Он есть и Тот, Кто возшел превыше всех небес, то есть выше всех высот небесных, – дабы исполнить все, что сказал, а говорил Он вот что: Которого (Духа Святого) получаете вы не после многих дней, но даже до Пятидесятницы (Лк. 24:49; Деян. 1:4, 8). И Он, говорит, дал одних Апостолами, Двенадцать и Семьдесят двух, – других же Пророками, предрекающими наперед будущее, как Агав, предвозвестивший об имевшем быть по всей земле голоде (Деян. 11:28 и 21:10), и иных Евангелистами, то есть проповедниками, – а иных Пастырями для водительства народом, и иных Учителями для воспитания разума верующих. Все же сие дело служения дано было в домостроение тела Христова, которое есть Церковь Христова. Доколе достигнем и мы все до единства веры, то есть чтобы объединились мы сообща в вере и владычестве Божием, – до мужа, говорит, совершеннаго, до меры возраста совершенства (полноты) Христова, то есть чтобы быть нам подражателями Христа, да достигается чрез Него мера возраста человека нашего внутреннего. И как скоро Господь наш стал нашим знаменем совершенства, то уже да не будем как младенцы, смущаемые в умах своих, (не будем) волнующиеся и увлекающиеся всяким ветром от истинного учения Божия в учения лживых людей, кои в лукавстве своем (лукавством своим) стараются соблазнить нас посредством коварства обольщения. Но да будем тверды и, истинствуя в любви, таким именно образом утверждаемся в учении Христовом. Итак, в сей любви да возрастаем и преизбыточествуем. И Сам Христос есть Глава и Совершитель всего, Он соустрояет и соединяет тело Церкви чрез всякое восприятие и чрез всякое сочленение по мере даров добродетели в отдельных частях, то есть: дары Духа суть как бы члены, кои бывают в возрастание тела Церкви, чтобы в любви совершалось домостроение его (тела Церкви), – то есть: взаимная нужда членов Церкви друг в друге великую всевает любовь между ними.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова

«Каждому же из нас дана благодать». Для чего же, говорят, и почему дарования различны? Это именно всегда приводило, как их самих (ефесян), так и коринфян и многих других, то к гордости, то к малодушию и зависти. Потому-то (апостол) и указывает нам везде на пример тела. Потому и теперь он предложил этот (пример), что хотел говорить о различных дарованиях. Впрочем подробнее он исследует это в послании к Коринфянам, так как там особенно господствовал этот недуг. А здесь он теперь сделал на это только намек, – и смотри, что он говорит. Не сказал – по вере каждого, – чтобы не повергнуть в печаль тех, которые не получили великих (даров); но – что? «По мере дара Христова». Что, говорит, всего главнее, то общее всем, как-то: крещение, спасение через веру, (право) иметь Бога Отцом и всем иметь причастие в Том же Духе. Если же иной имеет нечто большее в (своем) даровании, то ты этим не огорчайся, потому что и трудов у него больше; помни и то, что с получившего пять талантов пять и взыскано было, а тот, кто получил два, два и принес, и отнюдь не получил за то воздаяния меньше первого. Потому и здесь от того же доказательства он заимствует утешение для слушателя: «К совершению», – говорит, – «святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). Потому и сам он говорил: «горе мне», – как и всякому, кто получил дар апостольства, – «если не благовествую!» (1Кор. 9:16). Но потому и горе ему, что он получил; а ты свободен от подобной опасности. «В меру». Что такое – «в меру»? То есть, не за наши заслуги, так как (за заслуги) никто не получил бы того, что получил; но все мы (что получили, то) получили как дар.

Для чего же один (получил) больше, а другой – меньше? Это, говорит он, не имеет никакого значения, но дело безразличное: каждый (из получивших) способствует к созиданию. И потому показывает, что не ради собственного достоинства один получил больше, а другой меньше, но – для других, сколько кому сам (Христос) распределил. Так и в другом месте он говорит: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1Кор. 12:18). И не говорит о причине (такого распределения), чтобы не смутить мысли слушателей.

Беседы на Послание к Ефесянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

Сим утешает приявших, по-видимому; меньшие дарования и показывает, что раздает их Владыка Христос, как бы так говоря: «Не огорчайтесь, потому что Сам Христос, как ведомо Ему, отмерил каждому благодать»

Толкование на послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова

Если все, как говоришь, общее, почему же один имеет больше дар, а другой меньше? Ибо это возбуждало в них, в коринфянах и многих других, зависть. Разрешая это, апостол говорит, что каждому дан дар в той мере, как определил Даровавший. Посему, так как это дар, будь доволен, потому что ты все-таки его получил, а не дан он тебе как нечто должное. А так как эту меру определил Бог, то не любопытствуй. Ибо если Бог определил, то, конечно, это сделал вполне соответственно. Итак, необходимое и без чего нельзя быть христианину — это обще для всех, а если кто-то имеет несколько больший дар, то ты не скорби, потому что и больший труд соединяется с ним, как об этом скажет впереди. И не сказал: по мере веры каждого, чтобы не предались малодушию те, которые имеют мало ее, но в хотении Дающего полагает меру, чтобы вовсе даже и не дерзали рассуждать.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова

Как в теле разные члены и всякий член свое особое имеет назначение, исполняя которое работает на все тело, так и в теле Церкви, коей глава — Христос Господь. Но в естественном теле голова не производит членов и не раздает им назначение, а в теле Церкви Господь Иисус Христос, глава его, есть и производитель его, производитель и каждого члена. Каждый член от Него получает духовное бытие; от Него же назначается ему место в теле Церкви и дается дар благодати на служение Ему. Вот о сем-то и поминает здесь Апостол. Всякий получил от Господа благодать и дар Святого Духа в той мере, в какой угодно было Господу. Служи тем другим, — и будешь находиться в живом и деятельном со всеми общении.

Такова, думается, цель, с которою говорит сии слова здесь святой Павел, так как и впереди говорил он все о теле, вслед за сим будет говорить о теле же, и именно с той стороны, как оно созидается стройным взаимодействием всех членов (15, 16).

То, что обще всем должно быть, чем условливается самая жизнь христианская, как то: принадлежание телу Церкви, вера, упование, крещение, то, чтоб иметь Бога Отцем и Господа — главою своею, то все одинаково имеют. Но эта одинаковость не производит совершенного во всех равенства и не уничтожает различий. Каждый все имеет, что и другой, но в разной степени, и сверх того всякий особую получает благодать и дар. Под условием такой разности, и при сей разности взаимодействия и общения, и устрояется едино многосоставное тело, стройно сочетанное. Совершенное равенство не даст составиться телу, ибо, если бы все были один уд, где тело? Ныне же мнози убо удове, тело же едино (1Кор. 12, 19 — 20).

Но разная благодать и разное дарование всякому дается не для него самого, а для тела Церкви. Потому иметь в этом повод к тому, чтобы особиться от других или выситься над ними, когда дар больше, или завидовать им, когда он меньше, совершенно бессмысленно. Святой Златоуст говорит: «Что один получил больше, а другой меньше, это не имеет никакого значения, но дело безразличное, ибо каждый из получивших способствует к созиданию. Не ради собственного достоинства один получил больше, а другой меньше, но для других, сколько кому Сам Христос распределил. Так и в другом месте говорит: положи Бог уды, единаго коегождо их в телеси, якоже изволи (1Кор. 12, 18). Если иной имеет нечто большее в своем даровании, то ты этим не огорчайся, потому что и трудов у него более. Помни и то, что с получившего пять талантов и (прибыли) взыскано было пять, а тот, кто получил два, два и (прибыли) принес и, однако ж, не получил за то воздаяний меньше первого. Апостол говорит о себе: горе мне, как и всякому, кто получил дар Апостольства, аще не благовествую (1Кор. 9, 16). Но потому и горе ему, что он получил, а ты свободен от подобной опасности». Подобно сему рассуждает и Экумений: «Каждому дана благодать, то есть дар Святого Духа, по мере дарования Христова. Апостол говорит как бы: если Он (Христос) отмерил, то, конечно, отмерил хорошо, так, как для тебя благопотребно и полезно. И если все есть дар, то за то, что получил, благодари, а чего не получил, тому не завидуй, ибо и то дар. Раздаятель и Дарователь знает, как лучше и полезнее: так и сделал».

Когда дается сей особый каждому дар? — В таинстве миропомазания. В сем таинстве и естественные способности получают печать благодатную, а некоторые из них восходят на такую высоту, до которой по естественному порядку взойти бы не могли, но особенность его та, что в нем дается дар на потребу Церкви. Совершитель всех таинств Господь есть. От Него и дар, в миропомазании всякому сообщаемый. Христианские общества, лишившие себя сего таинства, суть бездарные.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова

Призывая к смиренномудрию, долготерпению и прочему, Павел объясняет это тем, что каждый страдающий должен быть великодушен, ибо каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. Но так как разные дары даны разным людям, не следует ни завидовать, ни отрицать, ни огорчаться из-за того, что другой обладает даром, ни отказывать другому в том, что имеешь сам. Итак, если дар Христов дан каждому по мере благодати, мы все должны принимать друг друга с любовью, великодушно и терпеливо, со всяким смиренномудрием и кротостью (Еф 4:2).

Комментарий на Послание к Ефесянам

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

Но  как состоит едино тело, един дух и едино упование (Ефес.4:4), и прочее, когда толикое между людьми неравенство? Тот богат, а сей беден, тот вельможа, а сей простолюдин, тот премудр, а сей невежда. Один Апостол, а другой Пророк, один Учитель, а другой Чудотворец, один врач, а другой многих языков сведец, как тот же Апостол изъявил (1Кор.12:29-30). Как убо может сохраниться единство среди толикого неравенства? О сем сомнении умалчивает Апостол, но предлагает токмо решение оного, говоря: дана благодать по мере дара Христова. Измеряет же Бог величество дара мерою силы, какую имеет приемлющий оной. «И одному дал он, - сказал Господь, - пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился» (Мф.25:15). Но сие ли, ты скажешь, есть разрешение сомнения оного? Так, ибо по учению сему таковое неравенство не по случаю бывает, ни от естества происходит, но «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». Пoелику убо неравенство даров происходит от Бога, то оно не разрушает, но составляет единство, Богом устроенное. Почему же ты говоришь, что сие неравенство разрушает узы единства? Не видишь ли различие сил в членах тела нашего? Глаз видит, уши слышат, уста говорят, руки делают, ноги ходят: однако различие сил в членах наших не разрушает, но укрепляет узы единства тела. Таким же образом и различие дарований в членах тела Церкви не разрушает, но укрепляет духовные узы единства тела Церкви, которая есть исполнение верных. «Брат от брата помогаемь, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основаное царство» (Притч.18:20).

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II


Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

Какая есть мера дара Христова? Добродетель; она определяет меру дара Христова. Чем более добродетель наша, тем более бывает мера дарования Христова нам даемого. Научил сему сам Господь, сказав: «дайте, и, дастся вам: меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам» (Лк.6:38). Но сие, скажешь ты, не есть дар, а воздаяние. Дар есть, во-первых, потому, что добродетель есть дело Божия помощи, пoелику мы без Него никакой добродетели не можем соделать. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). Во-вторых, потому, что дарование Божие никакого сравнения не имеет с добродетелию нашею, и несравненно превосходит оную. Како убо добродетель мера есть дара Христова, никакого с оным не имея сравнения? Добродетель дает только Богу случай к излиянию милости Его на нас, великая величайший, а малая малейший; посему и добродетель бывает мерою большего или меньшего дара Христова, хотя никакого не имеет с оным сравнения. А благодатию по дару Христову назвал Апостол церковные степени и дарования, как явствует то из нижеследующих его слов. Заметь же сие, дана, дабы удостовериться тебе, что таковые дарования не изобретены от вымысла человеческого, но даны от благодати Божией: и чтобы сие доказать, предлагает потом Псаломническое пророчество, говоря: Ефес.4:8

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова

Этот стих представляет возражение, которое предполагает со стороны некоторых читателей Апостол. «Единству членов Церкви - могли сказать ему - мешает то обстоятельство, что одному из одаренных благодатными дарованиями членов общины Ефесской дано одно - высшее - дарование, другому - низшее. Где же тут единство?»

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла


Еф. 4:1-16
Призывая читателей к сохранению единения духа, Апостол выясняет основания, на каких должно основываться это единение, и говорит при этом, что разнообразие духовных дарований и служений, существующих в Церкви, нисколько не мешает ее единству, а, даже напротив, содействует достижению общей для всех членов Церкви цели - возможного совершенства.

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст. 7-10 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Пс. 67:19).  А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

     Научая взаимообщению, Апостол заповедует служить друг другу по мере дарования, полученного каждым чрез Христа, причем приводит таинственное пророческое предсказание Давида о снисхождении Сына Божия на землю для раздаяния благодатных даров и восшествии Его на небо после победоносного совершения дела спасения на земле. «Но верующих Он не оставил сирыми, а послал им Духа Святого – источник всех благодатных даров. Не было Духа, пока Господь не был прославлен. А как прославился, принял славу, которую имел у Отца прежде мир не бысть, вслед за тем нисшел на землю и Дух Святой источник даров благодати; но как Господь – глава, Сам Себе созидает тело Церкви, то и меру дарования определяет Он Сам, кому один, кому пять талантов. Это действование Божие во спасение наше очевидно само собою из строя веры. Но св. Павел сопоставляет его с ветхозаветными указаниями и тем придает ему силу предвечного предопределения» (Преосв. Феофан). Св. Златоуст вопрошает: «О каком говорит Апостол плене И отвечает: «О плене диавола. Ибо Господь пленил этого тирана, и смерть, и клятву, и грех». А блаж. Иероним пишет: «Нисходил Он до ада, и восшел на небеса, да исполнит тех, кои были в тех странах». «Сидя на престоле славы, Он все исполняет властию Своею, обилием благодатных даров, знамений и чудес» (Преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
 

     Как в теле разные члены, и всякий член имеет свое назначение, исполняя которое работает на все тело, так и в теле Церкви, глава которой Христос, каждый член должен служить другим и всему телу – Церкви, кто чем может, и кто на что получил дарование. В теле, Церкви каждый член, чрез Господа, становится членом, от Него получает духовное бытие, от Него же назначается ему место в теле – Церкви, и дается дар благодати на служение Ему. Всякий христианин получил от Господа благодать и дар Святого Духа в той мере, в какой угодно было дать Господу. Служи тем даром, и будешь находиться в живом и деятельном со всеми общении.

     Когда же дается каждому дар? В таинстве миропомазания. В этом таинстве все природные силы духа получают благодать, которая некоторые из них поднимает на такую высоту, куда ни одна из них по естественному не могла бы подняться. Совершитель же всех таинств Господь. От Него сообщается всякому и дар в миропомазании. Что раздаятель благодатных даров есть Господь Иисус Христос, это Апостол доказывает в следующих стихах.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

Но, хотя благодать или, вернее, источник ее для всех христиан один и тот же, однако они из этого источника получают различные дарования, которые, впрочем, Христос разделяет не по каким-либо заслугам людей, а по Своему собственному рассуждению. Что Христос имеет полное право и возможность так поступать – это было сознаваемо еще святыми мужами Ветхого Завета, ибо в Пс. 67 (мессианском) было предуказано, что Мессия Христос завладеет пленниками, которых имел враг Его, и потом поведет их за Собою в триумфальном шествии, а затем этим людям раздаст дары, какие Он для них приобрел.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

Хотя предмет речи здесь вводится новый: о благодати или благодатных дарованиях, которые мы получаем по мере дарования их Христом, чрез таинства; но мысль апостолом развивается та же самая, что высказана и раньше: Церковь Христова должна представлять собой стройное, целое во главе со Христом тело (Еф.4:4), не смотря даже на то, что верующие не в одинаковой мере получают благодатные дары от Христа, Который один только есть раздаятель их, и каждый получает их столько, сколько дарует их Христос, один получает от Христа более, другой менее. Самая неодинаковость меры раздавания дарований христианам, как бы так говорит апостол, не должна служить к разрушению гармоничного единения между верующими. Даже, напротив, разнообразие это должно вести к стройному единству, ибо каждый должен по мере данного дарования трудиться на создание одного и того же единого здания Церкви Христовой. Эти благодатные дары даруются нам не за какие-либо особые заслуги наши, а по мере дара Христова, т. е. даром, сколько кому благоволил дать Христос. Что раздаятель благодатных даров есть только один Христос, подтверждение этой мысли апостол видит в псалме Давида.

Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Т. 2. Послания св. апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible