Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 19-32 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви

Говоря себе самим, то есть каждый в душе своей сам с собою. Говорите в псалмах, - это то же, что говорит: песнями духовными хвалите в сердцах ваших Бога (ср. Кол. 3:16). Жены мужьям своим как Господу да подчиняются, как и Церковь подчинена Христу. Как любовь Церкви есть дело сердца, а не вида (внешнего, или лица), так и жена да любит своего мужа, - и как Церковь не имеет иного Христа вместо (Истинного) Христа, так и жена да не имеет иного мужа вместо своего мужа (законного). Равно и мужья да любят жен своих, как и Христос возлюбил Церковь Свою: ибо если любит ее и попечение имеет о ней, то истинную эту любовь не может переменить на что-либо другое. Брак у святых (христиан) Апостол соделал (ст. 32) таинством Христа и Церкви, то есть: как истинная, учрежденная от Адама до Господа нашего, любовь эта была таинством совершенной любви Господа нашего. Как Церковь оставила идолов и преданность прежней жизни на подобие отца и матери: так и Христос Сам оставил Отца на небесах и мать на земле, и умер за Церковь, дабы Церковь, которую возлюбил, оживотворить Своею смертью и, превознесенную, ввести ее в Свое царство.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-21 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием

«Итак», – говорит, – «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля» Господня. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство», – так как невоздержание и в этом делает нас вспыльчивыми и дерзкими и стремительными, раздражительными и несносными. Вино дано для веселья, а не для пьянства. А ныне не напиваться – считается делом женоподобным и смешным. Какая же надежда на спасение? «Смешно, говоришь ты, не напиваться», тогда как пьянство более всего должно быть осмеяно. Весьма хорошо и частному человеку быть чуждым пьянства; а гораздо более – воину, который имеет дело с оружием, с кровью, со смертоубийствами; гораздо более – военачальнику, когда, и без того, гнев его воспламеняется от власти, от управления, от того, что он постоянно живет среди засад и битв. Хочешь знать, где вино хорошо? Послушай слов Писания: «Дайте секиру погибающему и вино огорченному душой» (Прич. 31:6). И справедливо: оно ведь имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Как же от вина происходит пьянство? Ничто не может производить противоположных действий. Значит пьянство не от вина, но от неумеренности. Вино дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела; но и этому препятствует невоздержание. Послушай же и того блаженного, который пишет и говорит Тимофею: «Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим. 5:23).

Для того Бог и сотворил тела наши соразмерными, требующими немногого для своего насыщения, чтобы отсюда уже научить нас, что мы созданы для другой жизни. Такую жизнь Он и хотел даровать нам сначала; но так как мы сами сделались недостойными ее, то Он отсрочил ее и во время отсрочки не позволяет нам наслаждаться без меры. Небольшого стакана вина и одного хлеба достаточно для наполнения желудка человеческого. Владыку всех бессловесных (Бог) создал нуждающимся гораздо менее сравнительно с ними, и дал небольшое тело, указывая этим не иное что, как то, чтобы мы стремились к другой жизни. «Не упивайтесь», – говорит, – «вином, от которого бывает распутство». Оно не спасает, а губит не только тело, но и душу. «Но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе» Христовом (ст. 18 – 21). Хочешь, говорит, веселиться? Хочешь провести день? Я даю тебе питье духовное. Пьянство уничтожает благозвучие речи, заставляя наш язык заикаться; равным образом извращает и глаза, и все. Учись петь псалмы, и увидишь сладость этого дела, – потому что поющие псалмы исполняются Духа Святого, а поющие сатанинские песни – духа нечистого. Что означают слова: «В сердцах ваших Господу»? Это значит – со вниманием приступай к этому делу, потому что невнимательные поют без пользы, произнося только слова, тогда как сердце их блуждает в другом месте. «Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе» Христовом. То есть: пусть восходят к Богу прошения ваши с благодарением; ничто так не радует Бога, как то, когда кто-нибудь благодарит Его. Преимущественно же мы можем выражать свою благодарность удалением нашей души от вышесказанного, очищением ее от того, о чем сказал (апостол). «Но исполняйтесь», – говорит, – «Духом». В нашей ли это власти? Да, в нашей. Когда будем очищать душу свою от лжи, жестокости, блуда, нечистоты и любостяжания, когда сделаемся добродушны, сострадательны, заботливы о себе, когда не будет в нас кощунства, когда сделаем себя достойными, – тогда что воспретит Св. Духу приблизиться и прилететь к нам? И Он не просто приблизится, но наполнит сердце наше. Когда же внутри нас будет такой свет, то после того добродетель не будет уже нам трудна, но – легка и приятна. «Благодаря», – говорит, – «всегда за все». Как же? Должно благодарить за все, что ни случится? Подлинно так, – хотя бы то была болезнь, хотя бы бедность. Если и в ветхом завете некоторый мудрец советовал, говоря: «Все, что ни приключится тебе, принимай» радостно, «и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» (Сир. 2:4), то тем более это должно быть в новом.

Беседы на Послание к Ефесянам


Что поющие их [псалмы] с разумением призывают на себя благодать Духа, о том, послу­шай, как говорит Павел: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом»; далее указывает и способ испол­нения Духом: «поя, говорит, и воспевая в сердцах ваших Господу». Что значит: «в сердцах ваших»? Зна­чит: с разумением, не так, чтобы уста произносили слова, а душа блуждала где-то по внешним предметам, но чтобы душа внимала тому, что произносит язык.

Беседы на псалмы. На псалом 41

Иероним Стридонский, блж. (†420)

назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными

Славословия провозглашают крепость и величие Божие и всегда удивляются Его действиям или благодеяниям. Это и содержат все псалмы, которые или начинаются, или оканчиваются возгласом «Аллилуйя». А собственно псалмы касаются нравственного деяния, так что мы через посредство тела познаем, что следует делать и чего - избегать. Но кто рассуждает о вещах возвышенных и, как утонченный толкователь, разъясняет согласие в мире, порядок и стройность всего сотворенного, тот поет духовную песнь. Но, впрочем (чтобы более простым людям яснее высказать то, что мы хотим), псалом относится к телу, а песнь - к душе. Итак, и воспевать, и восхвалять Господа мы должны более духом, чем голосом.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Нил Синайский, прп. (†430)

назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

Иные из братий, скучая трудностью, частым повторением и продолжительностью молитвы и песнопения, по обладающей ими лености, сидят, привязанные к одной книге, зевают, часто потягиваются, дремлют, а тем нарушают заповедь, повелевающую «прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения» (1Тим. 2:1), и потом поучаться «во псалмех, и пениих, и песнях духовных» (Еф. 5:19). Посему, кто держит всегда в руках книгу, тот может ли чрез исполнение одной заповеди, как бы из одного камня, выстроить совершенный духовный дом? А я знаю несколько духовных братий, которые молятся, и поют псалмы, и просят о подании им с неба неких дарований, и прислуживают ближним, и усердны к рукоделиям, между тем как не нерадивы и к чтению в определенные на то часы, и во всем украшаются и обилуют различными добродетелями.

Письма на разные темы. Авве Афанасию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.18-19 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 

Апостол, отвергнув упоение вредное, ввел на место его духовное. Сие разумел, сказав: исполняйтеся Духом, то есть: непрестанно песнословя Бога, углубляясь в самих себя и возбуждая всегда помысл. Ибо поет сердцем, кто не только приводит в движение язык, но и ум возбуждает к уразумению произносимого.

Толкование на послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И не упивайтесь вином.

И еще обуздывает гнев, потому что и неумеренность в вине делает гневливыми и дерзкими. А что порицает неумеренность, это ясно: ведь не сказал: не пейте, но: не упивайтесь. Но пьянство происходит от неумеренности, так как умеренное употребление вина доставляет и здоровье (как сам апостол говорит в послании к Тимофею — (1Тим. 5:23), и веселье, как свидетельствует Давид (Пс. 103:15). И Писание к тому же говорит (Притч. 31:6): дайте вина огорченному душою, то есть увеселение находящимся в скорби. Ибо оно смягчает огорчение и тоску. Посему и Бог создал наши тела умеренными, чтобы они довольствовались немногим и стремились к другой жизни.

от которого бывает распутство (άσωτια)

То есть неумеренное употребление. Ибо пьянство не здоровье приносит, но губит не только тело, но и душу. Это и значит άσωτια — трата здоровья. Или же словом άσωτια в простонародном его употреблении, обозначает здесь плотскую невоздержанность. Ибо от пьянства происходит разврат.

но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

Хочешь, говорит, веселиться? Избегай наполнять себя вином, а исполняй себя Духом Святым. И этого ты достигнешь, если научишься псалмопению. Ибо поющие псалмы исполняются Святого Духа, равно как и распевающие сатанинские песни исполняются нечистого духа. Петь псалмы в сердце — это значит петь разумно и без развлечения. Ибо тот поет псалмы в сердце, кто внимает тому, что поет. И заметь, после того, как очистил душу от горечи и прочих страстей, тогда убеждает нас исполняться Святым Духом. И не просто придет Святой Дух, но исполнит наши сердца. А при существовании такого света в нас и всякая другая добродетель будет легка и удобоисполнима.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви

В каком сочетании принять слова сии, в таком ли: когда исполнитесь Духом, тогда и пойте устами и сердцем? Или в таком: если хотите исполниться Духом, то пойте? — Предлагаемое пение устами и сердцем сказывается ли как следствие исполнения Духом, или указывается как средство к тому?

Наитие Духа не в нашей власти, оно приходит, как благоволит Сам Дух. И когда приходит, приводит в сильное возбуждение силы нашего духа. Песнь Богу тогда сплетается сама собою. Свобода возможна лишь в том, оставить ли песнь сию петься в сердце, или выражать ее и языком гласно для всех. В последнем случае законом положено у Апостола, чтобы в церкви все шло благообразно и по чину.

Отсюда видно, что как исполнение Духом, так пение под действием и наитием Его не может быть предметом предписания, а лишь предметом желания и искания, с употреблением соответствующих средств. Указание же на благоразумное обнаружение образовавшегося внутри пения не входит в содержание настоящего текста. Следовательно, слова сии должно принять не в первом, а во втором сочетании. Исполняйтеся Духом; и для того пойте. Пение возбудит Дух, или приведет в состояние наития Духа, или ощутительного Его воздействия. Блаженный Феодорит пишет, что Апостол вводит духовное упоение, когда говорит: исполняйтеся Духом, и показывает, как достигнуть до сего, именно: «непрестанно песнословя Бога, углубляясь в самих себя и возбуждая всегда помысл». Это то же, что сказать: посредством пения языком и сердцем.

Не трудно понять, что в сем деле главное — не благозвучие пения, а содержание поемого. Оно же воздействует так же, как с воодушевлением написанная речь воодушевляет читающего ее. Чувство, вложенное в слово, чрез слово переходит в душу слышащего или читающего. Так и в песнях церковных. Псалмы, гимны (пения) и оды (песни) церковные суть духодвижные излияния благоговейных чувств к Богу. Дух Божий исполнял избранников Своих, и они полноту своих чувств выражали в песнях. Поющий их как должно, обратно, может войти в выраженные в них чувства и, исполнясь ими, приблизить себя к состоянию, способному принять воздействия благодати Духа или приспособить себя к нему. Таково именно и есть назначение церковных песней, чтоб посредством их возгревать и раздувать кроющуюся в нас искру благодати. Искру сию дают таинства. Чтобы раздуть ее и превратить в пламень, для этого введены псалмы, пения (гимны) и песни (оды) духовные. Они действуют на искру благодати так же, как ветер на искру, внедрившуюся в горючее вещество.

Но припомним, что такое действие принадлежит им под тем условием, если вместе с употреблением их идет и очищение сердца, как сказал святой Златоуст, руководствуясь ходом речи самого святого Апостола Павла. Другие условия указываются в этом самом месте, именно: первое, чтоб они были духовные, и второе, чтобы пелись не языком только, но и сердцем.

Апостол указывает три рода песней: псалмы, пения — гимны и песни — оды. Верно, все они употреблялись в апостольское время и чем-нибудь разнились между собою. Не имея образчиков, не беремся определять, что за песни были церковные песни, носившие сии названия, и будем разуметь по всяким из них песнь церковную. А что это точно были песни церковные, то есть песни, поемые в собрании христиан, это видно из того, что Апостол заповедует глаголать их себе «εαυτοις», что все толковники понимают: друг другу взаимно.

Итак, для того, чтобы пение песней церковных вело к исполнению Духом, требует Апостол, чтобы песни сии были духовны, под чем надо разуметь не то только, что они должны быть духовны по содержанию, но чтоб были духодвижны, сами были плодом Духа, или излились из сердец, исполненных Духа. Иначе они не будут вести к исполнению Духом. Это по тому закону, что что вложено в песнь, то она и даст поющему. Вложена туда человеческая мысль, человеческую мысль и породит; вложен туда элемент благодатный, благодать возбудит она и в поющем. Но если она — простой набор слов, то ничего и не породит.

Второе требование Апостолово то, чтобы песни пелись не языком только, но и сердцем. Не понимать только песнь надобно, но войти в сочувствие с нею, или восприять содержание ее в сердце, и петь ее уже так, как бы она исходила из нашего сердца. Из снесения настоящего места с другими видно, что в апостольское время те только и пели, которые бывали в таком настроении, другие входили в подобонастроение с ними — и все церковное собрание воспевало и пело Господу не иначе как в сердце. Что дивного, если вследствие того все оно исполнялось и Духом? Какое сокрыто сокровище в церковных песнопениях, если они совершаются как должно!

Святой Златоуст говорит: «Что означают слова: поюще в сердцах ваших Господеви? — Это значит со вниманием приступай к этому делу, ибо невнимательные поют без пользы, произнося только слова, тогда как сердце их блуждает в другом месте». Блаженный Феодорит к этому прибавляет: «Поет сердцем, кто не только приводит в движение язык, но и ум возбуждает к уразумению произносимого». Другие святые отцы, пиша о молитвенном к Богу обращении, полагают, что оно наилучшим образом совершается, когда совершается умом, в сердце утвержденным.

То, что здесь у Апостола говорится о церковном собрании, идет и к частному псалмопению, которое всякий совершать может особо в доме. И плод от сего может быть тот же, когда оно совершается как должно, то есть со вниманием, пониманием, сочувствием, из сердца.

Заметим также, что хотя слова Апостола говорят о пении, но мысль его указывает на молитвенное к Богу обращение. И оно, собственно, есть возбудитель Духа.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Диаконы, избранные в Иерусалимской Церкви были уже «исполнены Духа Святого» (Деян.6:5), значит они и не нуждались в Духе Святом, будто, получаемом чрез рукоположение, а если их рукополагали, то, естественно, не думали давать благодать.

Православный ответ: Каждый христианин имеет Духа Святого от крещения и миропомазания. Если рассуждать по-сектантски, не нужно никаких священнодействий и молитв. Апостолы же рассуждали иначе, говоря: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф.5:19). Под «исполнением Духом Святым» в Писании разумеется благодатная святая жизнь и совершенствование христианское, посему и сказано: ученики исполнялись радости и Духа Святого (Деян.13:52). Однако, кроме этого благодатствования молитвой и подвигами есть еще рукоположение с даром Духа Святого (2Тим.1:6).

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

поя и воспевая в сердцах ваших Господу

Разумную жизнь любит Дух Святой: когда мы живем праведно, мы исполняемся Им, чтобы, как Павел напоминает, назидать себя и воспевать дар Божий, дабы хвала Богу раздавалась на всяком языке. В ком обитает Дух, тот всегда помышляет о духовном; оно не только на устах, но исходит из самого сердца…

На Послание к Ефесянам

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст.19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
Ст.19 (церк-сл) Глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви.

     Вот способ, каким исполняемся мы благодати Всесвятого Духа. Псалмы Царе-Пророка Давида называет: пения же, провозглашенные святыми мужами по различным обстоятельствам. Об этих пениях Давид произнёс: «посреде церкви воспою Тя» (Пс.21:23): Матфей, говоря об Апостолах, по принятии ими таинственного Божественного причащения: «воспевше изыдоша в гору Елеонску» (Мф.26:30), Лука о Павле и Силе, когда находились они в темнице: «в полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога» (Деян.16:25). А песнями напоминает две песни Моисеевы, песнь Девворы и Варака, и песнь Давидову (Исх.15:1; Втор.31:22; 2Цар.22:1). Добре же рек «в песнех духовных», ибо есть песни и светские, кои возбуждают срамные плотские желания. И так это «глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных», означает то, что, уча и наставляя себя словами, содержащимися во Псалмах и в пениях, и в песнях духовных, как то и к Колоссаям писал, говоря: «учаще и вразумляюще себе самех во Псалмех и пениих и песнех духовных» (Кол.3:16). А этим - «воспевающее и поюще в сердцах ваших Господеви» - учит, что должно не только устами и языком петь, но вместе и умом, и душою приносить Богу пения, Псалмы и песни.

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Псалтирь 

Псалтирь (хвала, хваление, хвалебная песнь, у евр. – книга хвалений) – одна из книг Ветхого Завета, причисляемая к разряду учительных. Называется так потому, что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит в себе хваление, благодарение Богу. Свое название получила от греческого слова – psallo, пою, так как псалмы в Иудейской Церкви были петы и разыгрывались на музыкальных инструментах. Книга Псалтирь состоит из 150 псалмов и еще одного CLI, которого нет на евр. языке и который переведен с греческого.

Кроме Давидовых псалмов, содержащихся в Псалтири, которых никак не менее 78, есть еще один (Пс.89), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов (41–48, 83, 84, 86) левитов, сынов Кореевых, двенадцать (49, 72–82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (Пс.87) Емана и один (Пс.88) Ефама, современников Давида. Все означенные псалмы, по мнению толкователей Свящ. Писания, собраны в одну книгу первосвященником Ездрой.

О Псалтири особенно должно примечать следующее: она, вместе с учением благочестия, содержит также и многие пророчества о Христе Спасителе, как, напр., в пс. XXI Давид изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, как бы оный псалом был писан у самого креста. Означенная священная книга есть превосходное руководство к молитве и к прославлению Бога и потому непрестанно употребляется в церковном богослужении. Ап. Павел увещевал верующих заниматься псалмопением (Еф.5:19, Кол.3:16).

И действительно, верующие в первые времена постоянно занимались пением псалмов и тем воодушевляли себя в подвигах благочестия; псалмами услаждали тяжелые дни гонений и возбуждали себя к мужественному перенесению страданий; псалмы служили им приятным отдохновением во время различных трудов и занятий и назидательным развлечением во время отдыха. «Земледелец, – пишет бл. Иероним к Марцелле (пис. 44), – идя за плугом, поет аллилуия; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезывая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида».

Так для всех и во всякое время жизни и во всех обстоятельствах Псалтирь служила в древности приятнейшим и полезнейшим занятием. Она, по самому содержанию своему, никогда не теряет своего значения и для всякого благомыслящего человека. «Я думаю, – пишет св. Афанасий Вел., – что в словах этой книги измерена и обнята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе в Божественных псалмах наставление. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны» (письмо к Марк. о Псал.).

«Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид, – пишет св. Григорий Нисский. – Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбы палестрою, для победителей венцом, на пиршествах веселием, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк?» (Слово на д. Вознесения.) По своему великому значению Псалтирь и в нашем православном отечестве издревле пользовалась особенным уважением, и не только при богослужении, но и в быту житейском.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

Каким способом достигнуть этой полноты истинной христианско-духовной радости? Во-первых, обращаясь друг к другу (по-русски неправильно: «назидая себя») в различных формах христианской поэзии: псалмах - вернее всего, новозаветных, которые сочиняли тогдашние христиане (см. 1Кор. XIV:26), славословиях или гимнах - тоже новозаветных и песнопениях духовных или, точнее, одах, которые названы духовными по своему происхождению от Духа Святого (пример таковой - XIII-я глава 1-го пос. к Кор. (1Кор 13) [В первенствующей христианской Церкви много пели, как об этом можно заключать из многочисленных отрывков христианских гимнов, встречающихся хотя бы, например, в посланиях Апостола Павла. Плиний в письме к Траяну говорит, что христиане собираются до восхода солнца и взаимно поют песнь Христу, как Богу (Богдашевский, стр. 623). Такие песнопения весьма полезны были для поддержания христианской радости в душах людей гонимых языческим правительством. Нет сомнения, что и в наши дни хорошее пение религиозных и патриотических, а равно и других светских песней сослужили бы хорошую службу в деле нравственного воспитания нашего народа, согласно поговорке: «где поют, там ты можешь оставаться спокойным - злые люди не поют»]. Во-вторых, такое настроение достигается воспеванием Господа Иисуса Христа в своих сердцах и, наконец, в третьих, постоянным вознесением благодарности Богу во имя Христа. Последнее, т. е. благодарение, особенно полезно потому, что сам благодарящий, воспоминая о благодеяниях Христа, держится, так сказать, в той сфере, в какой пребывает Сам Христос.

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла


Еф. 5:1-21
В конце IV-й главы Ап. выяснил достаточно, что он понимает под «праведностью», к которой он призывал своих читателей (Еф.4:24). Теперь он дает наставления касательно «святости» (см. тот же стих). Именно он предостерегает читателей от увлечения пороками, противными христианской святости (Еф. 5:1-10), а потом приглашает обличать эти пороки (Еф. 5:11-14), требуя, чтобы и сами христиане не подавали своим поведением повода к соблазну (Еф. 5:15-17). Наставления о христианской чистоте Ап. заключает приглашением читателей исполняться Духом Божиим (Еф. 5:18-21).

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

5.18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

5.19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

5.20. благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,

5.18-20 Отвергнув языческие увеселения и особенно источник их (пьянство), Апостол указывает, что для Христиан наилучшее утешение это молитва, источник которой – Дух Божий, а пособия – псалмы и разного рода церковные (духовные) песнопения. По поводу этих слов Апостола св. Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь, говорит, веселиться, хочешь провести день? Я даю тебе пение духовное. Пьянство уничтожает благозвучие нашей речи, заставляя заикаться, равным образом извращает глаза и все. Учись петь псалмы – и увидишь сладость этого дела, потому что поющие псалмы исполняются Духа Святого, а поющие сатанинские песни – духа нечистого». Псалмы, гимны и оды (песни) церковные суть духодвижные излияния благоговейных чувств к Богу. Назначение их – возгревать и раздувать кроющуюся в нас искру благодати. Искру сию дают таинства. Чтобы раздуть ее и превратить в пламень, для этого введены псалмы, пения (гимны) и песни (оды) духовные. Они действуют на искру благодати так же, как ветер на искру, внедрившуюся в горючее вещество. Псалмы, гимны, оды предполагают преимущественно богохваление – изображение бесконечных совершенств Бога, необъятных дел Его творения, промышления, искупления и совершения всяческих. Ибо все у нас Божие. Бог устрояет и наше спасение. Живая вера все так и признает и располагает за все благодарить» (Преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

5:18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
5:19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
5:20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,

 

На горькой земле естественно человеку искать увеселений, ибо душа его знает, что она создана для жизни райской. Он их и ищет, но находит их всякий по-своему. Наиболее развеселяющее средство есть вино. Но оно чувственное, поэтому и веселье дает чувственное, а в излишестве употребленное, возбуждает плотские похоти, ведет к распутству, разгульной жизни и разврату. Для христиан, рожденных Духом для духовной жизни, не идет чувственное развлечение, и тем более ведущее к разврату. Им свойственна духовная радость о Духе Святом. Это утешение и заповедует христианам святой Павел – исполняйтесь Духом. Дух Святой обитает в христианах. Но проявление Его в них бывает не одинаково, в зависимости от их жизни, то как бы угасание Его (см. 1Фес. 5:19), то яркое возгорание. Когда бывает это последнее, тогда христианин сознает себя в необыкновенном состоянии, выражающемся тихою, глубокою, сладостною радостью, восходящей иногда до взыграния Духа.

Как же приобрести себе такое радостное действие Духа? Вкусившие этого святые отцы указывают два, особенно требующиеся для этого от человека дела – очищение сердца от страстей, и молитвенное обращение к Богу. Это же средство указывает и святой Павел. Раньше указал, как очистить сердце от страстей, а здесь указывает на молитву. Если хотите исполниться Духом, то пойте. Пение возбудит Дух, или приведет в состояние наития Духа, или ощутительного Его воздействия.

Каким образом пение может произвести такое действие? Пение предлагает Апостол духовное, не духовного только содержания, но чтобы песни были плодом Духа, или изливались из сердец, исполненных Духа. Иначе песни не будут вести к исполнению Духом, потому что, что вложено в песнь, то она и даст поющему. Вложена туда человеческая мысль, человеческую мысль и возбудит песнь, а вложенный туда благодатный элемент, благодать возбудит и в поющем. Но для этого требуется по Апостолу, не простое, приятное для слуха созвучие, но участие сердца. Пойте, говорит Апостол, в сердцах ваших. Не понимать только нужно песнь, но войти в ее настроение, или воспринять содержание ее в сердце, и петь ее уже так, как бы она исходила из нашего сердца. В апостольские времена те только и пели, которые бывали в таком настроении, а другие уже, под влиянием песни, петой от сердца, входили в то же настроение, присоединялись к поющим, и все церковное собрание воспевало и пело Господу не иначе как в сердце. Что удивительного, если вследствие такого пения все собрание исполнялось Духом?

Песни, которые они пели, святой Павел называет псалмами, гимнами и одами. Какое их различие – неизвестно. Содержанием же их, по Апостолу, было изображение бесконечных совершенств Бога, в Троице поклоняемого, и необъятных дел Его творения, искупления, которое уже наступило и действует, поскольку дается верующим вкусить отчасти обещанного им блаженства, в наитии Святого Духа. Понятно, что главным содержанием этих песней было благодарение о имени Господа Нашего Иисуса Христа, спасшего всех и спасающего каждого, Богу и Отцу, Который усыновил Себе всех верующих, и даровав благодать Святого Духа, всех, всеми случайностями жизни, привлекает к Себе, хотя мы этого и не замечаем. Как же Его не благодарить?

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 17-19 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Получая указания от мудрости относительно нравственной цели жизни, христианин должен также сделаться рассудительным т. е, изыскивать практические средства для достижения указанной ему цели и, прежде всего, сделать для себя ясным то, что требует от него Господь. Но для успеха в этом исследовании нужно устранить все, что мешает человеку сосредоточиться мыслью, и, прежде всего, страсть к вину, от которой (ἐν ᾧ относится не к одному οἴνῳ, а к μὴ μεθύσκεσθε οἴνῳ) человек впадает в совершенную нравственную распущенность (ἀσωτία). Вместо мгновенного возбуждения духовных сил, которое бывает следствием опьянения, апостол убеждает христиан к исполнению себя Духом Божиим, которое необходимо для полного развития духовной жизни христианина. И, если следствием частого опьянения вином бывает распущенность, то следствием исполнения Духом – святое, христианское одушевление: христиане будут обращаться друг к другу (λαλοῦντες ἑαυτοῖς указывает на взаимостороннее, переменное пение — антифоны) с псалмами, т. е. христианскими песнопениями, составленными по образцу ветхозаветных псалмов (1Кор. 14:15,26), с гимнами или хвалебными песнями и одами духовными, т. е. по конструкции похожими на прежние мирские песни, но по Духу, их вдохновляющему, отличными от тех. Таким образом, полнота духа выражается в полноте песней. При этом слова песней должны находить себе отклик и в сердцах поющих, которые должны все свои мысли устремлять к Господу Иисусу Христу.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят: Христиане могут научать и наставлять друг друга (Евр.3:13; Кол.3:16).
 

Ответ:  
а) В Послании к Евреям (Евр.3:13) слово «наставляйте» читается по-славян. «утешайте» (παρακαλεῖτε от παρακαλέω – призывайте, приглашайте, поощряйте, ободряйте, «утешайте»). Речь идет, очевидно, не об учительстве, а о взаимном братском утешении и ободрении христианина в борьбе с грехом («чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго» – Евр.3:7-8 и Евр.3:12).

б) В Послании к Колоссянам (Кол.3:16) апостол говорит не о том, кому принадлежит право проповеди, а о том, какими последствиями должно сопровождаться воспринимаемое христианином слово Божие ( Мф.13:19-23). В сердце колоссян вселяли слово Божие: Епафрас, «возлюбленный сотрудник» апостола (Кол.1:7), Архипп, поставленный апостолом на «служение» (Кол.4:17) и сам апостол ( Кол.1:28-29), написавший послание. «Да вселяется в вас обильно» (по слав. «да вселяется в вас богатно» – ἐνοικείτω ἐν ὑμῖν πλουσίως), «со всякою премудростью», т.е. словом Божиим нужно премудро обогащать себя, чтобы оно воздействовало на духовно-нравственное состояние человека, и он, уразумевая «слово», жил по нему (Рим.2:13,18-23); тогда как извращение «слова Божия» сектантами не обогащает их во спасение, а ведет к погибели (2Пет.3:16).

Во второй половине стиха 16-го (Кол.3:16) апостол увещевает христиан научать и вразумлять друг друга духовными песнопениями (очевидно, в богослужебных христианских собраниях – Еф.5:19), а не хулениями Святой Церкви и ее священноначалия, что обычно бывает среди сектантов.

Православная Церковь и сектанты

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Чтобы быть достойными Духа Божия, сделаться храмом Духа Святого, и быть способными ощутить сердцем своим наитие Духа Святого, для сего лучшим средством служит назидание себя не мирскими, светскими, греховными пениями, что особенно часто делают люди, когда упьются вином, а псалмами, славословиями и песнями духовными, Ибо что лучше может расположить к молитвенной настроенности как не псалмы? Чем лучше выразить свой восторг к Богу, как не славословиями? И чем лучше выразить молитвенные порывы своего духа к Богу, как не песнями духовными, ничего земного в себе не заключающими и которые сами являются плодом воздействия на человека Духа Божия? При пении псалмов, славословий, песней духовных нужно сердцем своим гореть к Богу, проникнуться их содержанием, смыслом, а не услаждаться только внешней их стороной, стройностью их и музыкальностью

Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Т. 2. Послания св. апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka