Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской.

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Кедр, Ливан

Кедр
 – одно из наиболее ценных и величественных деревьев восточных лесов, из породы хвойных, или вечнозеленых. Оно растет в высоту от 70 до 80 английских футов (21 - 24 метра). Ветви его густы, длинны и поднимаются почти горизонтально от самого ствола, имеющего иногда в обхвате до двух метров (Иез.31,3,6,8). Ствол кедра красноватого цвета, и дерево несколько горьковато на вкус, отчего насекомые редко портят его и вследствие чего оно отличается особой твердостью и по свидетельству естествоиспытателей растет иногда свыше 2 000 лет. Кедры всегда употреблялись для богатых и ценных построек.

Горы Ливанские славились некогда своими кедрами высокими. Но как удивительно исполнилось пророчество пр. Исаии относительно кедров Ливанских! И остаток дерев леса его, говорит он, так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись (Ис.10,19). Кедры преимущественно растут в настоящее время в так называемой кедровой роще, в двух днях пути от Бейрута, и затем в различных частях Ливанских гор.
Каждый читатель Библии нередко может встретить в ней частые и весьма поэтические указания на кедры, на этих поистине величественных представителей царства растительного. Они невольно поражают его воображение впечатлением громадной высоты, симметрии, толщины и благовония. Насыпаются древа Господа, говорит Псалмопевец, кедры Ливанские, которые Он насадил. Кедр принадлежит к разряду хвойных вечнозеленых деревьев: Праведник цветет, как пальма, свидетельствует он в другом месте, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс.91,13). Длинные ветви кедра придают ему величественный вид и доставляют обильную тень и прохладу. Кедр от своей благовонной смолы издает особенное благоухание и наполняет оным все горы Ливанские. Потому-то пр. Осия и говорит следующее о Господе: Я буду росою для Израиля, он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него как от Ливана (Ос.14,6,7).

Эта слава кедров Ливанских далеко превосходила славу прочих лесных деревьев, и потому они сделались эмблемой человеческого величия: И на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся и на все дубы Васанские грядет день Господа Саваофа, пророчествует пр. Исаия (Ис2:13). Когда усталый путешественник ложится под сенью кедра, он естественно находит себе покой и освежение; но в пустыне, конечно, нельзя пользоваться подобным тенистым покровом: потому-то какая великая и неожиданная благость Иеговы к своему народу представляется в Свящ. Писании под образом насаждения кедра в пустыне!

Кедры Ливанские, в счастливые дни Сирии и Палестины, когда ранние и поздние дожди обильно изливались на горы Израильские, казались особенно величественными. Они издавали сильное благоухание, наполнявшее собой все горы Ливанские.
Некоторые из свящ. писателей употребляли слово кедр в смысле поэтической фигуры, как, напр., как кедры при водах (Чис.24,6); выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские (Суд.9,15); Господь сокрушает кедры Ливанские (Пс.28:5), и многие другие. Современные иудеи даже доселе употребляют слово кедр для означения выдающихся и замечательных мужей своего племени.
Главным материалом при постройке Иерусалимского храма, равно как дворцов Давида, Соломона и других, служило кедровое дерево (2Цар.5:11,7:73Цар.5:6-10). Оно употреблялось также и для кораблестроения (Иез.27:5).

Со времен опустошения Палестины число кедров на горах Ливанских постепенно уменьшалось и уменьшается, и теперь их остается очень немного, так что, по слову пророка, дитя в состоянии сделать им опись (Ис.10:19). Величественно возвышают и простирают кедры Ливанские свои ветви к небу, как последние представители и вековые свидетели того, как славны и величественны были за тысячелетия тому назад исторически знаменитые кедровые леса на горах Ливанских.

Библейская энциклопедия 1891г


Чермное море, или Красное море 

Чермное море, или Красное море (Исх.10:19,13:18,23:31; Чис.14:25,33:10,11
Втор.1:40,2:1,11:4; Нав.2:10,4:23,24:6; Суд.11:163Цар.9:26; Неем.9:9;  Иудиф.5:13;  
Пс.105:7,9,135:13,15;  Прем.10:18,19; Деян.7:36; Евр.11:29) – длинный узкий залив Индийского моря, отделяющий Аравию от Египта и Азию от Африки, идущий от Аравийского Адена чрез пролив Бабэль-Мандебский на северо-запад до Синайского полуострова и здесь на южной оконечности полуострова разделяющийся на два рукава: один простирающийся на северо-восток до Акабы, другой на северо-запад до Суэца.

Название этого моря Красным объясняют различно. Одни производят сие название от морской травы, сообщающей будто бы воде красный цвет, хотя вода этого залива на самом деле светлая, но не красная, иные производят от имени идумеев, живших подле этого моря, так как идумеи происходят от Эдома, как назывался Исав, родоначальник их, а Эдом значит в переводе красный. Другие, наконец, производят название Красного моря от красных кораллов, которых в этом море издавна было много, и они были очень ценны (Иов.28:18) и были предметом торговли финикиян (Иез.27:16). На восточном рукаве Чермного моря и на северной его оконечности, примыкающей к Елафу, был приморский порт, не раз упоминаемый в Библии, – Ецион Гавер. См. Ецион-Гавер.

Особенное значение в Свящ. Писании представляет Чермное море по чудесному переходу израильтян по выходе их из Египта. Событие это в Библии передается в следующем виде: когда фараон отпустил народ (израильский), Бог не повел его по дороге земли Филистимской, а обвел дорогою пустынною к Чермному морю. Царю египетскому возвестили, что народ бежал. Фараон взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы египетские, всадников и войско и начальников над всеми ними и погнался за израильтянами и уже настиг их у моря, при Пигахирофе пред Ваал-Цефоном. Погоня была уже в виду израильтян – и гибель их неизбежна. Но Господь особенным чудом спас их. Он сказал Моисею: подними жезл твой, и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. Простер Моисей руку свою на море, и расступились воды, воды были стеною по правую и по левую стороны, и сделалось море сушею. Когда израильтяне достигли уже противоположного берега, за ними по дну морскому погнались египтяне. Моисей по повелению Божию снова простер руку свою на море, и вода к утру возвратилась на свое место и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, так что не осталось ни одного из них.

Это чудесное событие, так подробно описанное св. бытописателем, многократно помянутое во всей ветхозаветной истории и в Новом Завете (что видно из приведенных выше цитат), некоторые желают объяснить естественным путем, а именно – обыкновенным морским отливом и песчаной мелью, через которую израильтяне могли перейти вброд. Но известно, что прилив воды в море продолжается 6 часов и отлив тоже, переход же возможен только во время самого сильного понижения воды и, следовательно, не более как два или три часа. Возможно ли допустить, чтоб в столь короткое время такое множество людей, 600 000 мужей, кроме жен и детей, а всего от 2 до 3 миллионов, с множеством навьюченных животных и другого крупного и мелкого скота, перешли море не по гладкой дороге, а по дну морскому, вброд? С другой стороны, египтяне знали, без сомнения, время и продолжительность приливов и отливов: как же они решились вступить в море, зная, что после отлива вода должна идти на прибыль?

Трудно объяснить естественным путем и то, что из всей многочисленной погони египетской с царем фараоном во главе, вступившей в море за израильтянами, никто не спасся, а все погибли под водой, хотя по длине занятой линии одни должны были уже переправиться на противоположный берег, а другие, задние, имели еще только вступить на дно морское. Притом переход через море был в конце залива, и для израильтян, не знакомых с местом, был вынужден натиском погони, но египтяне, знакомые с местом, удобно и без всякого риска обходом могли догнать их на другой стороне.

Ясно, что спасение израильтян от египтян в переходе через Чермное море совершилось по особенному действию Промысла Божия, как сказали и египтяне, когда вступили на дно морское: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян. Естественным же путем переход этот необъясним.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное; море; не осталось ни одной саранчи во всей земле Египетской.
Ст. 19 Буквально ветер назван по Еврейски «морским». В Палестине, он соответсвовал западному ветру, и в этом смысле слово это употреблялось у Евреев. Но Англ. Комм. Библия справедливо замечает, что в книге Исхода это выражение должно было быть употреблено еще в первоначальном истинном значении. В Египте морской ветер есть ветер северо-западный, который, подняв саранчу, действительно должен был ее унести и потопить в Чермном море.
Девятая казнь

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 Моисей вышел от фараона и помолился Господу. И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых

С минованием бедствия исчезает в душе фараона чувство смирения, сознание своей виновности (17).

Олег Стеняев, протоиерей

И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской
 

Но что происходит далее? Казалось бы, теперь уже не только придворные понимают, что Египет гибнет, но и фараон это понимает!

Подобное происходит и в нашей стране, и во многих других странах: правители не замечают, что гибнет экономика, все разваливается, от армии ничего не осталось, люди живут на какие-то копейки, пенсия не обеспечивает возможность даже платить за жилье, не то, что за продукты! Иногда они вдруг ни с того ни с сего начинают вести переговоры с Думой, например, или с другими структурами об улучшении условий существования населения, но потом вдруг неожиданно опять ожесточаются сердцами и отпускают цены, чтобы они продолжали расти, поднимают коммунальные тарифы…

Египет гибнет, но этот правитель, который в какой-то момент бросается в объятия к Моисею и Аарону, чуть ли не кается перед Богом, просит молиться за него, снова ожесточается:

Беседы на Книгу Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka