Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота;
Святые отцы
Прочие
- Олег Стеняев, протоиерей
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Григорий Нисский, свт. (†394)
и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота
Сам Моисей, и всякий, подобно ему возвысившийся добродетелью, как скоро долговременным попечением о правой высокой жизни и озарением свыше укрепил душу, почитает для себя утратой для единоплеменных ему не быть руководителем к свободной жизни. И пришедши к ним, представлением тяжких страданий влагает в них сильнейшее пожелание свободы, готовясь избавить соплеменников от бедствий, предает смерти всякого египетского первенца. А это делает, узаконивая нам уничтожать первое зарождение зла, потому что иначе невозможно избегнуть египетской жизни.
…Несправедливо поступает египтянин, и за него терпит наказание недавно родившийся младенец, которому по несовершенству возраста неизвестно и различие между добром и злом, которого жизнь не причастна порочной страсти, потому что младенчество его не дает в себе и места страсти; не знает он разности между правой и левой рукой, к одной кормилице обращает взоры; одно у него телесное ощущение скорбного - слеза; а если получит то, чего желает природа, выражает удовольствие улыбкой. И он-то удовлетворяет правосудию за отеческий грех. Где же правда? Где благочестие? Где святость? Где Иезекииль, который взывает: Душа согрешающая, та умрет: не возмет неправды отца своего рожденный им (Иез. 18:20)? Почему история узаконивает противное слову Писания? Поэтому согласнее с разумом будет, держась смысла, возводящего выше, если и совершилось что преобразовательно, верить, что Законодатель в описании совершившегося излагает правило. Излагаемое же здесь правило таково: при помощи добродетели борющемуся с каким-либо пороком должно уничтожать в себе первые начала злых дел, ибо с истреблением начала уничтожается вместе и следующее за ним, как Господь учит в Евангелии, едва не ясными словами, говоря об умерщвлении первенцев египетских зол, когда повелевает умертвившим в себе похоть и гнев не бояться уже ни скверны прелюбодеяния, ни ужасов убийства, потому что и то и другое не бывает само собою, если гнев не породит убийства и похоть - прелюбодеяния. Поэтому если чреватый грехом прежде прелюбодеяния рождает похоть и прежде убийства - гнев, то убивающий первенца, без сомнения, убивает и последующее за первенцем поколение, как и поразивший голову змеи умерщвляет целый ее состав, какой влачит она за собою сзади.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 22. Почему Бог предал смерти первородных египетских?
Пoелику фараон крайне жестоко поработил первородного Божия, Израиля, что сказал и Сам Владыка Бог: «сын Мой первенец Израиль» (Исх.4:22), - то весьма справедливо предал смерти первородных египетских. Должно же знать, что первородный имеет и братьев. Ибо первородный, или первенец, есть первый из многих. Посему да познает Израиль, что хотя наименован он первым народом Божиим, однако же и уверовавшие язычники не только улучили спасение, но и воспользовались правом первородства. Ибо сказано: «и людие людий превзыдут, и больший поработает меньшему» (Быт.25:23).
Исидор Севильский, свт. (†636)
и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота
В конце уничтожаются первенцы египетские, или принципат, и сила и правители этих сумерек мира, или основатели и изобретатели ложных религий этого мира, которые уничтожила истина Христа вместе с их основателями.
Изъяснения мистических таинств
Олег Стеняев, протоиерей
Итак, суды Божии приобретают уже конкретный вид, характер в глазах египтян, они начинают ощущать мощь Бога! Они как бы оказываются под Его десницей, и им предъявляется этот последний ультиматум. Здесь говорится о том, что великие кары будут, и пострадает даже первенец, который сидит на троне. Сразу мы не можем понять: наказание первенцев обрушится на самого фараона, который, как мы можем предположить, был первенцем – ведь именно первенцев ставили наследниками, или речь идет о первом сыне самого фараона? Не понятно было и само предупреждение-ультиматум, переданное фараону через Моисея. Этот человек, правитель Египта, был поставлен перед реальностью, которая грядет, и отвратить ее уже никак нельзя! Как, например, космические объекты – они пролетают совсем рядом, и мы ничего не можем с ними поделать, мы никак не можем отвратить этот гнев Божий, который однажды может обрушиться на землю!
И вот фараону уже не оставлена возможность что-то изменить, что-то исправить. До этого Бог при совершении каждой казни, снова и снова предъявляя ультиматум, все-таки давал возможность остановить грядущую беду: или день на раздумье, или некие условия были поставлены перед фараоном, которые он должен был исполнить, и тогда казнь не произошла бы! Но вот эта последняя казнь – она страшна! Она страшна во всех отношениях, потому что это – уже неотвратимый гнев Божий, справедливо движимый на грешный Египет, на богов Египта, на это гнусное идолопоклонство, язычество, на те ритуалы, которые они совершали, служа своим идолам, то есть бесам, которые в них обитают, по словам апостола Павла.
Любой человек, даже тот, кто находится на самой низкой иерархической ступени, оказывается в одинаково жутком с другими положении! Женщина, которая обмолачивает зерна – она тоже потеряет своего первенца! Эту тяжелую работу – обмолачивать зерна – в Египте выполняли, как правило, рабы, захваченные в плен египтянами.
Но почему наказываются и все первенцы скота? Это связано с тем, что египтяне поклонялись животным. Слово «микне» означает «мелкий рогатый скот», но тут стоит слово «техема», то есть «крупный рогатый скот». О мелком скоте мы читали ранее: «Рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая» (Исх.9:3). И дальше остаток этого скота пострадает от града, внутри которого был огонь. А крупный скот, который всегда позднее выгоняется на пастбище, он мог пострадать от этих казней не в такой мере, как мелкий. Но теперь наказание распространяется на всех первенцев каждой твари, каждого животного! Ведь этим животным воздавались божеские почести!
Исидор Севильский поясняет: «В конце уничтожаются первенцы египетские, или принципат, и сила и правители этих сумерек мира, или основатели и изобретатели ложных религий этого мира, которые уничтожила истина Христа вместе с их основателями». Действительно Бог ведет борьбу с ложными религиями этого мира, выступает против тех или иных суеверий. Поэтому каждый православный человек должен изгонять любое суеверие из своего сердца! Если есть привязанность к каким-то языческим традициям, от них нужно решительно отказываться! Гадания, приметы – это все совершенно недопустимо для верующего человека! Какие-то амулеты, обереги и так далее! Православный человек – это человек, который стремится правильно прославлять своего Бога, совершать искреннее служение перед Создателем Вселенной!
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 5 Работа при жерновах не только считалась самою трудною, но ее считали притом и унизительною, потому что к ней употребляли людей, ни на что другое неспособных по тупости своей. Обыкновенно к этой работе употребляли негритянок. «Первородное от скота», умирающее в тоже время, давало понять Египтянам, что не простой случай уносил в могилу старших их сыновей, которые, по обыкновению древнего мира, пользовались особою любовию родителей, и особенными преимуществами. Кроме того, смерть животных поражала Египтян и в религиозных их натуралистических верованиях.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-6 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более
См. ниже толкование 31–32 ст. 12 гл.