и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота;

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота

Сам Моисей, и всякий, подобно ему возвысившийся добродетелью, как скоро долговременным попечением о правой высокой жизни и озарением свыше укрепил душу, почитает для себя утратой для единоплеменных ему не быть руководителем к свободной жизни. И пришедши к ним, представлением тяжких страданий влагает в них сильнейшее пожелание свободы, готовясь избавить соплеменников от бедствий, предает смерти всякого египетского первенца. А это делает, узаконивая нам уничтожать первое зарождение зла, потому что иначе невозможно избегнуть египетской жизни.

…Несправедливо поступает египтянин, и за него терпит наказание недавно родившийся младенец, которому по несовершенству возраста неизвестно и различие между добром и злом, которого жизнь не причастна порочной страсти, потому что младенчество его не дает в себе и места страсти; не знает он разности между правой и левой рукой, к одной кормилице обращает взоры; одно у него телесное ощущение скорбного - слеза; а если получит то, чего желает природа, выражает удовольствие улыбкой. И он-то удовлетворяет правосудию за отеческий грех. Где же правда? Где благочестие? Где святость? Где Иезекииль, который взывает: Душа согрешающая, та умрет: не возмет неправды отца своего рожденный им (Иез. 18:20)? Почему история узаконивает противное слову Писания? Поэтому согласнее с разумом будет, держась смысла, возводящего выше, если и совершилось что преобразовательно, верить, что Законодатель в описании совершившегося излагает правило. Излагаемое же здесь правило таково: при помощи добродетели борющемуся с каким-либо пороком должно уничтожать в себе первые начала злых дел, ибо с истреблением начала уничтожается вместе и следующее за ним, как Господь учит в Евангелии, едва не ясными словами, говоря об умерщвлении первенцев египетских зол, когда повелевает умертвившим в себе похоть и гнев не бояться уже ни скверны прелюбодеяния, ни ужасов убийства, потому что и то и другое не бывает само собою, если гнев не породит убийства и похоть - прелюбодеяния. Поэтому если чреватый грехом прежде прелюбодеяния рождает похоть и прежде убийства - гнев, то убивающий первенца, без сомнения, убивает и последующее за первенцем поколение, как и поразивший голову змеи умерщвляет целый ее состав, какой влачит она за собою сзади.

О жизни Моисея законодателя

Феодорит Кирский, блж. (†457)

и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота;

Вопрос 22. Почему Бог предал смерти первородных египетских?
 


Пoелику фараон крайне жестоко поработил первородного Божия, Израиля, что сказал и Сам Владыка Бог: «сын Мой первенец Израиль» (Исх.4:22), - то весьма справедливо предал смерти первородных египетских. Должно же знать, что первородный имеет и братьев. Ибо первородный, или первенец, есть первый из многих. Посему да познает Израиль, что хотя наименован он первым народом Божиим, однако же и уверовавшие язычники не только улучили спасение, но и воспользовались правом первородства. Ибо сказано: «и людие людий превзыдут, и больший поработает меньшему» (Быт.25:23).

Толкование на книгу Исход

Исидор Севильский, свт. (†636)

и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота

В конце уничтожаются первенцы египетские, или принципат, и сила и правители этих сумерек мира, или основатели и изобретатели ложных религий этого мира, которые уничтожила истина Христа вместе с их основателями.

Изъяснения мистических таинств

Олег Стеняев, протоиерей

и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота;

   Итак, суды Божии приобретают уже конкретный вид, характер в глазах египтян, они начинают ощущать мощь Бога! Они как бы оказываются под Его десницей, и им предъявляется этот последний ультиматум. Здесь говорится о том, что великие кары будут, и пострадает даже первенец, который сидит на троне. Сразу мы не можем понять: наказание первенцев обрушится на самого фараона, который, как мы можем предположить, был первенцем – ведь именно первенцев ставили наследниками, или речь идет о первом сыне самого фараона? Не понятно было и само предупреждение-ультиматум, переданное фараону через Моисея. Этот человек, правитель Египта, был поставлен перед реальностью, которая грядет, и отвратить ее уже никак нельзя! Как, например, космические объекты – они пролетают совсем рядом, и мы ничего не можем с ними поделать, мы никак не можем отвратить этот гнев Божий, который однажды может обрушиться на землю!
   И вот фараону уже не оставлена возможность что-то изменить, что-то исправить. До этого Бог при совершении каждой казни, снова и снова предъявляя ультиматум, все-таки давал возможность остановить грядущую беду: или день на раздумье, или некие условия были поставлены перед фараоном, которые он должен был исполнить, и тогда казнь не произошла бы! Но вот эта последняя казнь – она страшна! Она страшна во всех отношениях, потому что это – уже неотвратимый гнев Божий, справедливо движимый на грешный Египет, на богов Египта, на это гнусное идолопоклонство, язычество, на те ритуалы, которые они совершали, служа своим идолам, то есть бесам, которые в них обитают, по словам апостола Павла.
    Любой человек, даже тот, кто находится на самой низкой иерархической ступени, оказывается в одинаково жутком с другими положении! Женщина, которая обмолачивает зерна – она тоже потеряет своего первенца! Эту тяжелую работу – обмолачивать зерна – в Египте выполняли, как правило, рабы, захваченные в плен египтянами.
   Но почему наказываются и все первенцы скота? Это связано с тем, что египтяне поклонялись животным. Слово «микне» означает «мелкий рогатый скот», но тут стоит слово «техема», то есть «крупный рогатый скот». О мелком скоте мы читали ранее: «Рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая» (Исх.9:3). И дальше остаток этого скота пострадает от града, внутри которого был огонь. А крупный скот, который всегда позднее выгоняется на пастбище, он мог пострадать от этих казней не в такой мере, как мелкий. Но теперь наказание распространяется на всех первенцев каждой твари, каждого животного! Ведь этим животным воздавались божеские почести!
  Исидор Севильский поясняет: «В конце уничтожаются первенцы египетские, или принципат, и сила и правители этих сумерек мира, или основатели и изобретатели ложных религий этого мира, которые уничтожила истина Христа вместе с их основателями». Действительно Бог ведет борьбу с ложными религиями этого мира, выступает против тех или иных суеверий. Поэтому каждый православный человек должен изгонять любое суеверие из своего сердца! Если есть привязанность к каким-то языческим традициям, от них нужно решительно отказываться! Гадания, приметы – это все совершенно недопустимо для верующего человека! Какие-то амулеты, обереги и так далее! Православный человек – это человек, который стремится правильно прославлять своего Бога, совершать искреннее служение перед Создателем Вселенной!

Беседы на Книгу Исход

Георгий Константинович Властов (†1899)

 И умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца Фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах и все первородное из скота.
Ст. 5 Работа при жерновах не только считалась самою трудною, но ее считали притом и унизительною, потому что к ней употребляли людей, ни на что другое неспособных по тупости своей. Обыкновенно к этой работе употребляли негритянок. «Первородное от скота», умирающее в тоже время, давало понять Египтянам, что не простой случай уносил в могилу старших их сыновей, которые, по обыкновению древнего мира, пользовались особою любовию родителей, и особенными преимуществами. Кроме того, смерть животных поражала Египтян и в религиозных их натуралистических верованиях.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более

См. ниже толкование 31–32 ст. 12 гл.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible