Antiguo Testamento:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Nuevo Testamento:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;

Прочие

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о знамении Честного Креста

Прообразом Креста была кровь агнцев в Египте, которой повелел Бог жидам [иудеям] помазывать пороги своих домов и оба косяка (Исх.12,21-23). Эта кровь, по учению святого Киприана [Карфагенского], прообразовала Святой Крест, так как мазали сначала над дверями, потом порог, потом оба косяка.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Исх.12:5-27

Ст. 5. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,

Ст. 7. и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;

Ст.27. скажите [им]: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился.

Какое церковно-богослужебное значение имели заклание пасхального агнца и вкушение его мяса? 

Все главнейшие обряды, совершаемые над агнцем пасхальным, были богослужебным, литургическим («служением», см. Исх.12:5-26) действием и имели значение жертвоприношения (Исх.12:27). В двух действиях: заклании агнца и помазании его кровью косяков и верхней перекладины дверей дома, где собрались воедино верующие, выражалось значение пасхи, как жертвы умилостивительной, жертвы о грехе, при чем агнец служил выкупом для домохозяина, который закалал его за себя и за свое семейство. Затем вкушение мяса пасхального агнца с опресноками имело значение, как в жертвах мира и спасения, блаженного единения верующих с Богом за трапезою Господнею в качестве членов семейства Божия, сынов Божиих. Такова существенная идея ветхозаветной пасхи. Вообще же все частные постановления о пасхальной жертве указывали на идею единства и целости, совершенства и непорочности, выражая тем требование нравственной чистоты и духовного единения членов Церкви чрез Бога и в Боге. Так и в новозаветной таинственной пасхе, в евхаристии «един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся» (1Кор.10:17).

Какое таинственно-прообразовательное значение пасхи ветхозаветной? 

По изъяснению Священного Писания Нового Завета, агнец пасхальный, как жертва Богу, прообразовал Иисуса Христа, который есть «Агнец Божий, вземляй грехи миpa» (Ин.1:29), от сложения мира «заколенный» (Апок.13:8); Он, как агнец, явился кротким и смиренным в Своих страданиях за людей (Ис.53:7). Как древле агнец пасхальный был закалаем в память избавления Евреев от рабства в Египте, так Иисус Христос принес Себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти (1Кор.5:7). Как кровь ветхозаветного агнца, чист и непорочного по закону, спасла от действия погубляющего Ангела; так «честная кровь агнца непорочна и пречиста Христа» избавляет нас от вечной гибели (1Пет.1:18-19). Заклнише агнца и спасительное вкушение его были прообразами страдания и смерти Иисуса Христа и нашего спасительного вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Самые частные обряды вкушения ветхозаветного агнца прообразовали события новозаветные, так напр. несокрушение костей агнца прообразовало непребитие голеней Иисуса Христа на кресте (Ин.19:33-36), и пр.
 

Какое значение имел праздник опресноков?

 Во-первых, историческое 
– то, что опресноки, вкушаемые в течение шести дней, были для Евреев «хлебом озлобления» (Вт.16:3), т. е. напоминанем той тревожной поспешности, с которою выходили Евреи из страшного Египта, и того страха, в котором они находились вплоть до гибели Фараона в Чермном море. Во-вторых, нравственное – то, что Евреи должны бежать из Египта, не занявши закваски языческой (ср. (Мф.16:6) Феодорит). В-третьих, таинственное – то, что христиане чрез пасху – Христа будут очищены от ветхой закваски греха, и должны праздновать новую пасху «в бесквасии чистоты и истины» (1Кор.5:7-8).

Примечание. – Праздник опресноков неразрывно соединен с праздником пасхи, но в первую пасху он не был совершен Евреями, что видно из следующих ст. (Исх.12:21-27) и из самых событий.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых, исказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху.
Ст. 21 Исх. 12:1-27 Моисей передает словесно сынам Израилевым только что полученные им от Иеговы приказания. Кук видит в самом этом повторении, явный признак руки Моисея; позднейший комментатор не имел бы допустить его; Моисей же, как деятель, записывал полученные им откровения и образ их исполнения.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-21 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых - пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб. И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху

Сообразно с повелением 3-го ст. Моисей объявляет народу закон о Пасхе. Возвещая волю Божию, он делает некоторые добавления.

Олег Стеняев, протоиерей

19. Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых – пришлец ли то, или природный житель земли той.
20. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.
21. И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;
22. и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.

   Вот это предостережение для тех, кто приходит только на крестный ход и в храме находится не до утра: постояли на службе, стали зевать и побежали домой. 22-ой стих 12-ой главы Книги Исход запрещает выходить из храма во время пасхальной службы до окончания богослужения.
   Иоанн Златоуст поясняет: «Что же Моисей? Он говорит: Принесите в жертву чистого агнца и кровью его намажьте двери. Что ты говоришь? Он знал, что кровь неразумного животного спасает людей разумных? Да, – говорит он. – Но не потому, что это кровь, а потому что образ крови Господской. Ибо как статуи императора, будучи бездушными и бесчувственными, спасают прибегающих к их помощи чувствующих и одушевленных людей не потому, что они – медь, но потому, что образ императора, так же и эта кровь, бесчувственная и бездушная, спасла имеющих душу людей не потому, что кровь, но потому, что была образом той крови».
   Так вот и крестное знамение, и крестик, который мы носим – это тоже образы того самого креста, который был на Голгофе! И когда мы осеняем себя крестным знамением правой рукой, кто-то может сказать: «Ну и что? Ты махнул рукой, а что это значит?» Это образ! Этот знак креста, который мы на себе запечатлеваем, указывает на тот единственный крест, даровавший спасение всему миру!

Беседы на Книгу Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka