Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 12:25
Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение.
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст. 5. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
Ст. 7. и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
Ст.27. скажите [им]: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился.
Какое церковно-богослужебное значение имели заклание пасхального агнца и вкушение его мяса?
Все главнейшие обряды, совершаемые над агнцем пасхальным, были богослужебным, литургическим («служением», см. Исх.12:5-26) действием и имели значение жертвоприношения (Исх.12:27). В двух действиях: заклании агнца и помазании его кровью косяков и верхней перекладины дверей дома, где собрались воедино верующие, выражалось значение пасхи, как жертвы умилостивительной, жертвы о грехе, при чем агнец служил выкупом для домохозяина, который закалал его за себя и за свое семейство. Затем вкушение мяса пасхального агнца с опресноками имело значение, как в жертвах мира и спасения, блаженного единения верующих с Богом за трапезою Господнею в качестве членов семейства Божия, сынов Божиих. Такова существенная идея ветхозаветной пасхи. Вообще же все частные постановления о пасхальной жертве указывали на идею единства и целости, совершенства и непорочности, выражая тем требование нравственной чистоты и духовного единения членов Церкви чрез Бога и в Боге. Так и в новозаветной таинственной пасхе, в евхаристии «един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся» (1Кор.10:17).
Какое таинственно-прообразовательное значение пасхи ветхозаветной?
По изъяснению Священного Писания Нового Завета, агнец пасхальный, как жертва Богу, прообразовал Иисуса Христа, который есть «Агнец Божий, вземляй грехи миpa» (Ин.1:29), от сложения мира «заколенный» (Апок.13:8); Он, как агнец, явился кротким и смиренным в Своих страданиях за людей (Ис.53:7). Как древле агнец пасхальный был закалаем в память избавления Евреев от рабства в Египте, так Иисус Христос принес Себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти (1Кор.5:7). Как кровь ветхозаветного агнца, чист и непорочного по закону, спасла от действия погубляющего Ангела; так «честная кровь агнца непорочна и пречиста Христа» избавляет нас от вечной гибели (1Пет.1:18-19). Заклнише агнца и спасительное вкушение его были прообразами страдания и смерти Иисуса Христа и нашего спасительного вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Самые частные обряды вкушения ветхозаветного агнца прообразовали события новозаветные, так напр. несокрушение костей агнца прообразовало непребитие голеней Иисуса Христа на кресте (Ин.19:33-36), и пр.
Какое значение имел праздник опресноков?
Во-первых, историческое – то, что опресноки, вкушаемые в течение шести дней, были для Евреев «хлебом озлобления» (Вт.16:3), т. е. напоминанем той тревожной поспешности, с которою выходили Евреи из страшного Египта, и того страха, в котором они находились вплоть до гибели Фараона в Чермном море. Во-вторых, нравственное – то, что Евреи должны бежать из Египта, не занявши закваски языческой (ср. (Мф.16:6) Феодорит). В-третьих, таинственное – то, что христиане чрез пасху – Христа будут очищены от ветхой закваски греха, и должны праздновать новую пасху «в бесквасии чистоты и истины» (1Кор.5:7-8).
Примечание. – Праздник опресноков неразрывно соединен с праздником пасхи, но в первую пасху он не был совершен Евреями, что видно из следующих ст. (Исх.12:21-27) и из самых событий.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 25 Т. е. Пасху, см. Исх. 12:26-27.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 24-29 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился. И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота
В полночь с 14 на 15-е нисана. В 5 ст. 11 гл. для обозначения объема казни употреблено другое выражение: «от первенца фараона до первенца рабыни, которая при жерновах». И то, и другое выражение ясно говорит об истреблении всех первенцев, и в самых высших, и в самых низших классах народа. Пленный раб также хорошо может служить образом самого низкого положения в обществе, как и рабыня, занимающаяся размалыванием хлеба жерновами.
Олег Стеняев, протоиерей
24. Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки.
25. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение.
Бог так строго говорит, что надо хранить это служение о Пасхе, особенно же соблюдать его тогда, когда народ Израиля войдет в ту землю, которую дает Господь! Но парадокс заключается в том, что когда после периода Судей у евреев начался монархический период, цари были настолько заняты самими собой, о чем говорится в окончаниях Книг Царей, что во все их дни Пасха не праздновалась! Эти правители и Израиля, и Иудеи забыли о Пасхе! Только один из последних царей (предпоследний) вспомнил о том, что это устав, обязательный для всех, и он возобновил пасхальную службу. Но было уже поздно: они были уже обречены на уничтожение.
Так и мы, христиане! Если мы пренебрегаем нашими праздниками, то рано или поздно Бог спросит с нас! Вот и апостол Павел пишет, что все, случившееся с евреями и описанное в Ветхом Завете – это для нас, христиан, достигших последних времен, прообразы!