Скрыть
Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте , было четыреста тридцать лет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня

Ст. 37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей

Ст. 40 Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет

В полночь умерли все первенцы египетские, и всякий в доме своем плакал о первенце своем, начатке сынов своих. Как река наполнялась первенцами еврейскими, так гробы египетские наполнились первенцами египетскими. И призвал Фараон Моисея и бывших с ним, и сказал им: идите взяв все, что есть у вас, благословите же и мене. Моисей говорил о рабах Фараоновых, что будут просить его об исшествии; но на деле видно больше того, что сказал он, потому что вместо рабов сам Фараон просит его идти, даже понуждают идти Египтяне, не потому что раскаялись, но из опасения так же погибнуть, как погибли их первенцы. Воздвигошася же сыны Израилевы от Рамессы шесть сот тысящ мужей, и остановились в Сокхофе. Обитание же сынов Израилевых, иже обиташа в земли египетстей, лет четыреста тридесять. Сие число лет должно считать не со времени вшествия Иаковлева во Египет, но со дня, в который Бог постановил завет с Авраамом. Народ еврейский взял с собою корысти египетские, а Моисей кости Иосифовы, и вышли они из Египта вооруженные. С сего времени Бог осенял их во дни облаком, а в ночи столпом огненным.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Георгий Константинович Властов (†1899)

Времени же, в которое сыны Израилевы (и отцы) обитали в Египте (и в земле Ханаанской), было четыреста тридцать лет.
Ст. 40 Мы видели, что Иосиф по всей вероятности жил и действовал при царе ХII дин. Аменемха III. В 3Цар. 6:1, сказано что 480 лет протекло от исхода до четвертого года царствования Соломона, который, на основании многих данных, относят к 1012 году до Рождества Христова. Таким образом определяется время исхода 1492–1491 г. до Рождества Христова, а время Авраама на основании стиха 40 этой главы отнесется к 1922 году до Рождества Христова, что, по-видимому, согласуется с нашими историческими сведениями о древнейших государствах Мессопотамии, Сирии и Малой Азии, и не противоречит Египетской истории, на сколько мы знаем ее, ибо владение нижним Египтом Гиксосами при существовании Египетских параллельных с ними династий в верхнем Египте, не могло долго продолжаться в виду ненависти Египтян к чужеземцам, кланявшимся притом Тифону (Сутеху). Принимая таким образом цифру семидесяти, которая имеет за собою авторитет лучших и многочисленных рукописей, имевшихся у них в руках, мы полагаем, что 430 лет раскладываются от откровения Божия Аврааму (Быт. 15:13) таким образом. Двадцать пять лет после поселения Авраама в Палестине родился Исаак; Исааку было шестьдесят лет, когда родился Иаков; Иаков входит в Египет ста тридцати лет, таким образом составляется 215 лет до входа в Египет. С другой стороны, сорок лет, которые проводит Моисей в пустыне Мадиамской и сорок лет от рождения которые он провел в Египте, заключают в себе 80 лет гнета ХVIII династии, начиная Аамесом I, при Нефертари, Аменхотепе I и Тотмесе I и Тотмесе II. Но надо думать, что изгнание Гиксосов и угнетение Израиля начались несколько ранее рождения, Моисея, поэтому мы полагаем, что Гиксосы владели всею Дельтою лишь несколько более ста лет, и тогда от Иосифа и ХII династии до ХVIII должно было протечь 115 лет, а собственно угнетение Израиля продолжалось сто лет, т. е. с 1591–1491 до Рождества Христова. Заметим еще, что Апостол Павел, знавший хорошо Иудейское предание, говорит в послании к Галатам (Гал. 3:17), что закон дан 430 лет после обетования Аврааму.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 39-41 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу. Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью

Продолжительность пребывания евреев в Египте определяется в 430 лет: «времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было 430 лет». В тексте же LXX в это число включены и годы обитания патриархов народа еврейского в земле Ханаанской: и обитания сынов Израилевых, сколько они и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было 430 лет. И так как Авраам, переселившись в Ханаан 75 лет (Быт. 12:4), через 25 лет пребывания в нем родил Исаака (Быт. 17:1, 21), Исаак 60-ти лет от роду родил Исава и Иакова (Быт. 25:26), а Иаков переселился 130 лет (Быт. 47:9), то, складывая 25, 60 и 130 получаем 215, т. е. 215 лет жизни, по греческому тексту, патриархи в земле Ханаанской, и 215 лет пребывали их потомки в Египте. В зависимости от разногласия текстов и последующая литература не отличается единством взгляда на продолжительность жизни евреев в Египте. Иосиф Флавий, Юлий Африкан, Евсевий Кесарийский, из русских митр. Филарет следуют счислению LXX; Феофил же Антиохийский, равно и Климент Александрийский — счислению евреев.

Описание жизни патриархов бытописатель закончил в книге Бытия. Вся книга Исход, в частности, предшествующие данному месту главы, имеют дело с переселившимся в Египет Израилем. По ходу речи естественно ожидать, что бытописатель и при хронологических исчислениях будет иметь в виду только египетскую жизнь евреев. А что имеет в виду ее, то это видно из следующего. Подлежащий хронологическому определению период называется у него словом «мошав» (отглагольное имя существительное от глагола «иасав» — сидеть), т. е. представляется временем оседлой, а не кочевой жизни еврейского народа, каковой может быть названа только жизнь в Египте, но ни в каком случае не в Ханаане, где патриархи вели жизнь странническую (Быт. 47:9). В пользу еврейского счисления говорит далее Быт. 15:13: «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их 400 лет».

Под землей, в которой потомки Авраама будут пришельцами 400 лет, ни в каком случае нельзя разуметь Ханаан. Согласно обетованиям (Быт. 12:7; 13:17; 15:18; 17:8; 18:13) он был отдан патриархам и их потомкам, являлся для них землею «своею», а потому и не мог быть назван «чужою», «не своею». Но если под землею «не своею» нельзя разуметь Ханаан, то и в число 400 лет пребывания в ней невозможно включать годы странствования патриархов в Палестине. Свидетельствуя против всего греческого счисления, приведенное место говорит, в частности, и против разделения периода в 430 лет на две части, считая в каждой по 215 лет. По ст. 13, пришельцами будут потомки Авраама; следовательно, из 215 лет жизни патриархов в Ханаане приходится исключить 25 лет странствования самого Авраама (см. выше), и первая часть всего периода будет равняться 190 а не 215 годам. Не противоречит еврейскому счислению происшедшая в Египте смена лишь четырех поколений (Левий, Кааф, Амрам и Моисей) и свидетельство Апостола Павла (Гал. 3:16–17). Как видно выше (см. объяснение 14–25 ст. 6 гл.), между Каафом и Моисеем сменилось более четырех поколений, Амрам, отец Моисея, не сын Каафа, а позднейший потомок Левия. Что же касается свидетельства Апостола Павла, то прежде всего, не видно с какого момента он начинает счисление 430 лет. С другой стороны, выражение «говорю по рассуждению человеческому», дает понять, что Апостол Павел следует общераспространенному при нем счислению.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible