а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее;

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Обрезание

Обрезание
 (Быт.17:10-12, Ин.7:22) было замечательным обрядом иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом. Повеление об обрезании было повторено Моисею (Исх.12:44, Лев.12:3, Ин.7:22,23).

Евреи всегда с особой точностью соблюдали обряд обрезания. Как оказывается из несомненных свидетельств, обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что он был в употреблении между народом амакосою, составляющим очень значительную часть южноафриканского народонаселения. Кафры доселе совершают оный, и, вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской, потому что филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными. От евреев многие другие восточные народы приняли означенный обряд, и он составляет главное условие вступления в религию Магомета, хотя в настоящее время считается магометанами не более как делом обычая и иногда не совершается над детьми до их пятилетнего или шестилетнего возраста.

Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва и даже острый каменный нож (Исх.4:25, Нав.5:3). Приводят много физических причин, объясняющих установление означенного обряда, на которых, впрочем, мы не останавливаемся за неимением места и времени; но среди иудеев он соблюдался как религиозный обряд для отличия естественных потомков Авраама (Рим.4:9-12).

Иудеи времен апостольских, обратившиеся в христианство, продолжали приписывать этому физическому отличию столь великую важность, что считали соблюдение оного существенно необходимым для спасения. Это религиозное заблуждение произвело сильное несогласие среди членов Церкви Галатской, и поэтому ап. Павел торжественно писал им: Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа; еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон (Гал.5:2-3), и для того чтобы показать отличительное свойство новозаветного домостроительства, он прибавляет: Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал.6:15).

Слово обрезание часто употребляется в иносказательном смысле; слова необрезанный и необрезание употребляются вообще для выражения злобы и нечестия, и обрезать себя для Господа значит сделаться верным и послушным Ему (Иер.4:4). Иудеи, отказавшиеся от иудейской религии во время преследования со стороны римлян, нередко старались изглаживать знак обрезания, и, вероятно, на это-то указывает ап. Павел в I Послании к Коринфянам (1Кор.7:18).

Новейшие иудеи доселе совершают этот обряд с большой торжественностью: дитя приносят в синагогу, и известное лицо, называемое Баал-Берифом, принимает его на свои руки, и раввин совершает над ним обрезание со многими обрядностями, которые было бы излишне приводить здесь.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее.
А всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее.
Поселенец и наемник не должен есть ее.
В одном доме должно есть ее (не оставляйте от нее до утра), не выносите мяса вон из дома, и костей ее не сокрушайте.

Ст. 43 Вместе с Израилем выступает из Египта, как мы видели в Исх. 12:38, толпа разноплеменных людей. Отто Герлах замечает, что дополнительные постановления о Пасхе, включенные вслед за исходом, имели важное значение Израиль в Египте утратил почти сознание национального единства. Из него надо было создать народ с строго очерченным национальным характером: вот почему, повторяя главные уставы Пасхи, Господь через Моисея постановляет, кто именно может и должен быть причислен к семье Израильской. Участие в совершении Пасхи, ясно определяет кто входит в состав народа.
Ст. 43–46 Иноплеменник не может есть пасху, доколе не примкнет обрезанием к семье Израильской. Чрезвычайно замечательно, что «раб, купленный за серебро», если он принял обрезание, причислялся к народу Израильскому, и становился этим выше почетного даже гостя, не принявшего обрезание. Из этого ясно, что раб в Израиле делался членом семьи, и характер рабства, посреди народа Израильского, носил совсем другой оттенок, чем у языческих народов. В приказании Господнем о рабах лежит семя той проповеди, которая признавала раба и свободного совершенно равными перед Господом в церкви Христовой. Под именем поселенца, вероятно, разумелись лица из иноплеменников или арендовавшие землю, или же живущие на каких-либо условиях на земле, принадлежавшей Израильтянину, и стало быть находящиеся с ним в близких отношениях. Но и эти люди стоят вне общины Израиля, в суть Гоимы, а обрезанные раба считались братьями. Наемник есть поденщик, временно живущий по найму в семье.
Ст. 46 Ин. 19:36, заметим что при всех других жертвоприношениях кости разделялись и жертва рассекалась по частям.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 42-49 Это - ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь - бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их. И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее; а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее; поселенец и наемник не должен есть ее. В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте. Все общество Израиля должно совершать ее. Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами

Пасха — национальный праздник народа еврейского, установленный в воспоминание избавления от рабства египетского. И если иноплеменнику чужды вызываемые этим событием чувства, то, конечно, странно и его участие в данном празднике: «иноплеменник не должен есть ее».

Олег Стеняев, протоиерей

Ст.44. а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее;
Ст.45. поселенец и наемник не должен есть ее.
Ст.46. В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте».

   Когда Господь был на кресте, Его костей тоже никто не сокрушил, потому что когда перебили голени двум распятым разбойникам, собрались уже также поступить и со Христом, но увидели, что Он уже умер. То есть на Нем, как на Пасхальном агнце, исполнилось предписание не сокрушать костей.

Беседы на Книгу Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible