Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 12:51
В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их.
Прочие
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 51 Т. е. по племенам. Что Израиль не забыл своего происхождения от сынов Иакова и держался этого разделения, видно из устройства его в пустыне. Вероятно, однако, и при самом выходе из Египта вооруженные чем могли мужи каждого племени, составляли ополчения для зашиты своих семейств и стад (Исх. 13:18).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
VI. Паримия на праздник Сретения (Исх. 12:51, 13:2–3, 10–12, 14–16). В сей паримии излагается заповедь Божия об освящении первородных, с присовокуплением из книг Левит и Числ заповедей Божиих об очищении родильницы и замене первородных левитами.
12:51, 13:2 Глагола Господь к Моисею в день он, в оньже изведе сыны Израилевы от земли Египетския, глаголяй: освяти Мне всякого первенца перворожденного, разверзающего всякая ложесна в сынех Израилевых
В то время, когда Евреи по заповеди Божией, вкушали пасхальную жертву, Ангел-губитель прошел землю Египетскую и поразил смертию всех первородных Египетских мужеского пола, от первенца фараонова до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных от скота, пощадив первородных в домах Еврейских, отмеченных кровию пасхального агнца, намазанною на дверях. По всему Египту разносились вопли скорби и ужаса. Фараон и Египтяне, дотоле упорствовавшие в желании не отпускать Евреев, так поражены были этою казнью, что стали понуждать Евреев немедленно выходить из Египта и с охотою дарили им драгоценные вещи, желая поскорее выпроводить их. Израильтяне, уже заблаговременно приготовленные к этому, немедленно, в числе шестисот тысяч человек, кроме жен и детей, собрались в главном городе земли Гесемкой Рамессе, и отсюда в военном порядке двинулись по направлению к Чермному морю. На сем пути первым станом их был «Сокхоф», город, или местечко, «Кущей», так называемое от дорожных палаток, в которых Евреи расположились здесь. Это происходило в 15 день первого вновь установленного церковного месяца «авив» (Числ. 33:5). В тот же день, когда Евреи еще стояли в Сокхофе, Господь для того, чтобы увековечить в памяти народа избавление его первенцев от Ангела-губителя, имевшее последствием окончание Египетского рабства, поспешил обнародовать закон об освящении первородных. Он сказал Моисею: «Освяти Мне всякого первенца перворожденного, разверзающего всякая ложесна в сынех Исраилевых». Освяти Мне, т.е. объяви сынам Израилевым, чтобы они посвящали Мне, отделяли для Меня на священное, в честь Мою, употребление. Господь повелевает освятить первенцев в сынех Исраилевых, т.е. принадлежащих Израильскому народу, от человека до скота (как сказано в Библии), разверзающих ложесна, следственно, первенцев не отца, который мог иметь старшего по рождению сына от вдовы или одной из двух жен, но матери, впервые разрешающейся от бремени, и притом первенцев одного мужеского пола. Первенцы отца, начатки силы отца (Быт. 49:3), хотя бы родились от нелюбимой отцем матери, имели преимущество пред братьями в наследстве и в чести им принадлежала сугубая часть наследства и власть над братьями по смерти отца (Быт. 47:28–29; Втор. 21:15–17), но в посвящении Богу имели преимущество первенцы матери, если в тоже время они не были первенцами отца, так что, если у кого были две жены, первенцы от обеих должны быть посвящены Богу. В чем именно состояло священное назначение первородных, увидим после.