Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупа́ю;
Прочие
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-16 И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: сегодня выходите вы, в месяце Авиве. И когда введет тебя Господь в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу; пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта. Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год. И когда введет тебя Господь в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, – отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, – Господу, а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта
Моисей предпосылает объявлению законов о празднике опресноков и посвящению первенцев указание причин их возникновения. События, вызвавшие их к жизни, должны быть знаком на руке еврея и «памятною повязкою пред глазами» (13:16), т. е. должны быть ясны, живы, можно сказать, осязательны в такой же степени, в какой обязателен знак на руке, повязка на глазах. Мыслью о них должно быть проникнуто все сердце еврея (Втор. 6:8 и д. 11:18–19), а потому и самые законы никогда не предадутся забвению. Памятование дня исшествия из Египта будет сопровождаться исполнением закона об опресноках, так как вкушение «хлеба бедствия» — опресноков и есть наглядное выражение воспоминания об этом событии (Втор. 16:3).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
VI. Паримия на праздник Сретения (Исх. 12:51, 13:2–3, 10–12, 14–16; Лев. 12:1–4, 6, 8; Чис. 8:15–17). В сей паримии излагается заповедь Божия об освящении первородных, с присовокуплением из книг Левит и Числ заповедей Божиих об очищении родильницы и замене первородных левитами.
Егда бо ожесточи фараона не отпустити нас, изби Господь всякого первенца в земли Египетстей, от первенца человеча, до первенца скотия. Сего ради аз в жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу и всякого первенца сынов моих искуплю
Ожесточи (Господь) фараона. Это не так должно понимать, будто Сам Бог был виновником того ожесточения, того непреклонного упорства, с каким фараон старался удержать под игом неволи Израильтян, а так, что казни, какими Господь поражал Египет за несогласие фараона отпустить их, – вместо того, чтобы смирить его, только ожесточали его, или смиряли лишь на краткое время, пока продолжалась та или другая казнь. Что вина ожесточения фараона падает на него одного, а не на Бога (было бы богохульно обвинять в сем Святейшее существо), это видно из многих ясных свидетельств о сем Моисея. Так, после казни наслания на Египет песьих мух сказано: «Фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа» (Исх. 8:32). По прекращении казни побития полей градом сказано: «И ожесточилось сердце фараона и рабов его и он не отпустил сынов Израилевых» (Исх. 9:35). Сам Христос сказал о Себе, что Он не мир пришел принести но меч, ибо пришел разделить человека с отцем его и дочь с матерью ее (Мф. 10:34–35). Смысл слов Христа Спасителя тот, что учение Его будет служить поводом к разделению между людьми самыми близкими, ибо не одинаково будет принято ими, одни из них уверуют во Христа и за то вооружат против себя других, которые не уверуют. Следственно, не Сам Христос, именуемый князем мира и даже миром (Ис. 9:6; Еф. 2:14–16), является виновником разделения между людьми близкими даже по крови, а те духовные расположения, которые пробуждаются в них вследствие учения Христова, в одних благоприятные ему, в других враждебные. Что мудреного после сего, если и казни, какие Господь наводил на Египет с целью смирить фараона, только ожесточали, раздражали его? Виною тому был не Господь, а худой нрав фараона. – Последняя казнь, состоявшая в избиении первородных Египетских от человека до скота чистого и нечистого, и имевшая последствием отпущение Израильтян из Египта, не коснулась первенцев Еврейских. Сего ради, т.е. в память этой пощады первенцев Еврейских, аз, так должен был говорить отец семейства сыну своему, жертву Господу приношу, всякого отвергающего ложесна мужеска полу. Идет речь о первородных домашних животных – чистых агнцах, козлах, тельцах. Что же касается нечистых домашних животных – ослов, коней, верблюдов, которых нельзя было приносить в жертву, их велено было заменять для жертвы агнцами или выкупать, если недодавало агнца. И всякого первенца сынов моих искуплю, возьму за него выкуп, ибо человеческих жертв Господь не требует. Мать каждого первородного должна была в 40-й день явиться вместе с ним к святилищу и заплатить за него жрецу выкуп в 5 сиклей (около 2 р. 50 к.). Это представление к святилищу составляло то посвящение Господу, которое предписывалось для каждого первородного. Что же касается до выкупа, то он служил знаком освобождения первенцев от той повинности, которая, вскоре после обнародования закона о первенцах, возложена была на левитов, – повинности, состоявшей в служении при скинии и в храме. Левиты, как увидим, заменили собою первенцев в этом отношении, и от лица их исполняли свои обязанности в скинии и потом в храме.
Олег Стеняев, протоиерей
Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю.
В этом стихе говорится главное: говорится о том, что не своей волей отпустил фараон евреев, но только в результате десяти казней, десятая из которых окончательно понудила его дать согласие на Исход Израиля. И это должно научить нас тому, что ничто не происходит без Божественного вмешательства! Но не стоит светской власти испытывать терпение Бога, издавая антицерковные законы, иначе и они испытают на себе крепкую руку Божию!
«Поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;
и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;
рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его;
разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;
и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;
и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;
провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его» (Пс.135:10-16).