Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда.
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 19 О. Герл. замечает, что Иосиф не мог быть похоронен в Ханаане, как отец его Иаков (Быт. 50), потому что он был визирь Египетский, и по-видимому принадлежал Египту, хотя завещание его показывает, что он душой принадлежал своему племени и обетованию. Он вероятно был набальзамирован, и мумия его хранилась в одной из многочисленных пещер, выкопанных в горах долины Нила.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Одного ли Иосифа кости вынесены были Моисеем? Нет, весьма вероятно, что кости и других патриархов, братьев Иосифа, тоже были вынесены, ибо в Деяниях Апостольских говорится, что все они перенесены в Палестину и погребены в Сихеме (Деян.15:16); но ниоткуда не известно, чтобы это произошло когда-нибудь в другое время, а не при исходе из Египта. Упоминается о костях одного только Иосифа, конечно, потому что он заклял своих братьев вынести его кости при общем выходе из Египта (Быт.50:25; Нав.24:32).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда
Ср. Быт. 50:25–26
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Хотя и было чудо от костей пророка Елисея, но не видно из Писания, чтобы их почитали евреи, как теперь православные почитают святые мощи.
Ответ: В ветхозаветное время, когда мир не был еще искуплен (Гал.4:4-5; Рим.3:24-25), праведники не сподобились прославления (Евр.11:39-40), почему не могло быть религиозного чествования останков их, какое установлено православною Церковью. Как свидетельствует Священное Писание, евреи почитали останки праведников хранением их и сооружением над ними памятников и гробниц (Быт.35:20; Исх.13:19; 4Цар.23:17-18; Мф.23:29).