Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.
Святые отцы
- Василий Великий, свт. (†379)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Петр Хрисолог, свт. (†450)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Максим Туринский, свт. (†Vв.)
- Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- Олег Стеняев, протоиерей
Василий Великий, свт. (†379)
И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря
Море и облако, в настоящем приводили к вере изумительностью события, относительно же к будущему, как прообразования, прознаменовали будущую благодать. «Кто премудр, и уразумеет сия» (Ос 14:10), каким образом море прообразовательно служит крещением, отлучая от Фараона, как и сия купель отлучает от мучительства диавольского? Море умертвило в себе врага, и здесь умирает вражда наша на Бога. Народ вышел из моря, не потерпев вреда, и мы восходим от воды как бы из мертвых ожившие, будучи спасены благодарю Призвавшего нас. А облако есть сень дара, подаваемого Духом, и чрез умерщвление членов угашающего пламень страстей.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа
По Божией силе народом предводительствовало облако, не по общему закону естества образовавшееся (так как не из паров каких или курений был состав его в воздухе, сгущаемом парами по причине туманного их сложения, сгнетаемого или сжимаемого в себя самого ветрами), - напротив того, это облако, по свидетельству Писания, как нечто высшее человеческого понятия и его превосходящее, такое было чудо, что, освещаемое палящими лучами солнца, служило народу стеной, оттеняя что было над ним и топкой росой увлажняя знойный воздух, а ночью обращалось в огонь, с вечера до утра собственным своим светом озаряя израильтян. На это облако взирал и сам Моисей, и народ научал следовать за его появлением.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа
Также и здесь кто бы стал сомневаться, что Бог явил Себя смертным очам посредством все того же подвластного Ему телесного творения, а не Своею сущностью? Однако подобным же образом не ясно, был ли то Отец или Сын, или Святой Дух, или Сама Троица единый Бог. И также остается неопределенным то место, где сказано: Слава Господня явилась в облаке. И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых (Исх. 16:10-12).
Петр Хрисолог, свт. (†450)
Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа
И ныне Он огнем блистает пред тобой в кусте, чтобы тебя, хладного от неверия, возжечь жаром веры. Ныне Он пламенем сверкает в небесном столпе, чтобы рассеять мрак твоего неведения и чтобы ты смог в пустыне мира сего идти по пути спасительного знания. Ныне Он же для тебя облекается в столп облачный, чтобы ослабить зной твоих стремлений, ныне Он, как орел, покрывает тебя крылами премудрости, чтобы побудить к небесному полету, ибо Моисей говорит: «Как орел покрывает гнездо свое и над птенцами своими бдит».
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ветхозаветное было образом новозаветного; закон Моисеев – тень, а благодать – тело. Итак, пoелику египтяне преследовали евреев, перешедши же чрез Чермное море, евреи освободились от горького владычества египтян, то море прообразует купель Крещения, а облако – Духа, Моисей же – Спасителя Христа, жезл есть образ Креста, фараон – диавола, египтяне – демонов, манна – Божественной Пищи, а вода из камня – спасительной Крови. Ибо как евреи по переходе чрез Чермное море вкусили необычайной пищи и чудного питья, так и мы по спасительном Крещении приобщаемся Божественных Таин.
Максим Туринский, свт. (†Vв.)
Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа
Совершивший все это – Тот же, что и теперь, Господь Иисус Христос, Который как тогда прошел перед сынами Израиля через Красное море в огненном столпе, так и теперь проходит перед христианами через крещение в столпе Своего тела. Я говорю, что это тот столп, который тогда давал свет глазам тех, кто следовал за ним, а сейчас предоставляет свет сердцам верующих. Тогда Он проложил путь в потоках волн, теперь же в омовении укрепляет следы веры. Тот, кто, как сыны Израиля, смело пойдет через эту веру, не испугается египетского преследователя.
Проповеди
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа
Также верно, что народу, идущему по пустыне, столп огненный указывал путь ночью и столп облачный – днем. Ибо в огне страх, а в облаке – мягкое и утешительное видение, при этом день – это жизнь праведника, а ночь понимается как жизнь грешника. Поэтому и обращенным грешникам Павел говорит: Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе (Еф. 5:8).
Стало быть, днем столп показался в облаке, ночью - в огне, ибо Всемогущий Бог явится милостивым для праведных и страшным для неправедных. Тех Он, начав судить, ублажает мягкой кротостью, этих же устрашает строгостью правосудия.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа
Что означает столп облачный, указывающий путь днем, и столп огненный, светящий ночью?
Оба означают слово Божие. Для идущих путем делания оно становится столпом облачным, который смягчает жару искушений; а для идущих путем познания оно становится столпом огненным, который светит и рассеивает тьму невежества.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа
В действительности египтяне, которые подавляли народ Божий, толкуются как мрак или мучение, прямо как преследующие нас грехи, которые, впрочем, уничтожаются в крещении, а освобождение сынов израильских и приведение к некогда обещанному отечеству соответствует таинству нашего искупления, благодаря которому мы стремимся к свету небесного отечества с помощью благодати Христовой, просвещающей и ведущей нас. Свет же благодати Христовой являет тот столп дыма и огня, который на протяжении всего путешествия защищал евреев от ночного мрака и верными тропами привел к обещанным отеческим местам.
Толкования на семь канонических посланий
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Как Бог путеводил Евреев в пустыне?
Из Ефама Израильтяне пошли по тому необычайному пути, который ввел в заблуждение Фараона и заставил его погнаться за заблудившимися будто Евреями; но они не блуждали в пустыне, а водимы были столпом облачным, который ночью принимал огненный вид и освящал стан Израильский (Исх.13:20-22). Явление этого столпа, его движение и направление при движении зависели от высшей силы, именно от «Ангела Божия», присутствующего в нем, как это видно из главы (Исх.14:19-20). Этот же Ангел в (Исх.14:24) стихе той же главы называется Господом, а в (Исх.33) главе говорится, что Бог во гневе за нарушение Евреями завета при Синае не хотел сам путеводить ими, а хотел послать ангела Своего, но по молитве Моисея благоволил остаться в столпе облачном и беседовать с Моисеем лицом к лицу (Исх.33:2-5 и Исх.33:9-11). Из всего этого видно, что в столпе облачном присутствовал и путеводил Евреев «Ангел завета», сам Сын Божий, спасителя Своей Церкви.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Облака, столп облачный
Облака, столп облачный (Исх.13:21). Когда израильтяне вышли из Египта с разрешения фараона и вступили в пустыню Аравийскую, Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь. В дневное время столп походил на облако темное, тяжелое, а во время ночи – на светлое и пламенеющее, как огонь. Некоторые думают, что были два облака: одно для того, чтобы осенять их, а другое для того, чтобы осветить шествие. Оно служило также знаком для остановки и нового похода (Чис.9:17-23).
Облако служило обычным символом присутствия Божия среди своего народа. Оно часто останавливалось над покрышкой Кивота Завета или наполняло Скинию свидения.
Когда Исаия зрел в видении славу Божию в храме Его, то дом наполнился курениями, или густым облаком (Ис.4:5).
Когда Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне на горе Преображения, то облако светлое осенило их (Мф.17:5).
Пророк Исаия предсказывает присутствие Божие в Церкви во все времена в следующих живых и выразительных образах: И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи, ибо над всем чтимым будет покров (Ис.4:5).
Облако представляется иногда образом численности, множества, как, напр., в Послании к Евреям (Евр.12:1), где встречается выражение: такое облако свидетелей; равным образом в кн. пр. Исаии (Ис.60:8) читаем следующие слова: кто это летят как облака, и как голуби к голубятням своим? и далее: изглажу беззакония твои, как туман и грехи твои как облако (Ис.44:22).
Слово «облако», принимаемое в иносказательном смысле, представляет также величие Божие. Се грядет с облаками, говорит о Господе Иисусе св. тайновидец и еванг. Иоанн (Откр.1:7).
Сказываю вам, сказал Господь первосвященнику на суде, отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф.26:64).
Сверх того облако служит образом обилия и довольства. Царское благоволение представлено в книге Притчей Соломоновых облаком с поздним дождем (Притч.16:15).
Господь наш Иисус Христос, как передает св. ев. Лука, сказал однажды народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, то тотчас говорите: дождь будет, и бывает так (Лк.12:54). Сими словами Он, несомненно, указывал на явление природы, которое было хорошо известно народу, и потому Он называет его облаком – облаком, восходящим с запада, или с Ливанских гор, что служило верным признаком обильного проливного дождя.
Вслед за появлением подобного облака на западном горизонте неизменно начиналась дождливая погода (3Цар.18:44). В означенной цитате говорится, что слуга Илии увидал небольшое облако, величиною в ладонь человеческую, но прозорливец Божий знал, что это облако служило верным провозвестником обильного дождя. Вслед за появлением его небо сделалось мрачно от туч и от ветра и пошел большой дождь (ст. 45).
Столп облачный и огненный
Столп облачный и огненный (Исх.13:21). Когда евреи начали свое странствование по пустыне, сам Бог шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. Облако служило также знаком для дальнейшего шествия израильтян по пустыне и остановки их (Чис.9:17-23). Это было чрезвычайное, чудесное проявление присутствия Божия среди народа Своего. Облако нередко останавливалось над Чистилищем и покрывало Скинию.
Пр. Исаия видел славу Божию в храме наполненном дымом, или светлым облаком. Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне ученикам на горе Преображения, и светлое облако осенило их. Пр. Исаия обещает присутствие Божие в Его Церкви в следующих выразительных словах: и сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями его облако и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи (Ис.4:5). Облако служит иногда символом численности или множества, как, напр., в послании к Евреям (Евр.12:1), где встречается следующее выражение: имея вокруг себя такое облако свидетелей; равно как у пр. Исаии (Ис.60:8): кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя, говорит пророк в другом месте (Ис.14:22).
Облако, взятое иносказательно, выражает и величие Божие: Се грядет с облаками, говорит св. Тайновидец (Откр.1:7). Кроме того, облако служит образом обилия. Милость царя сравнивается с облаком, ибо оно изливает свежие и обильные потоки на землю (Притч.16:15). Господь наш Иисус Христос, по свидетельству ев. Луки, сказал народу следующее: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет; и бывает так (Лк.12:54). Сими словами Господь указывает на физическое явление, с которым народ был хорошо знаком, т. е. Он указывает на облако, поднимающееся с запада или с гор Ливанских, которое было несомненным предвозвестником обильного дождя.
За появлением такого облака на западе неизменно следовала дождливая погода, ср. (3Цар.18:44). В означенной цитате говорится, что слуга пр. Илии увидал то же самое небольшое облако, величиной с ладонь человеческую; но провидец уразумел, что оно служит верным провозвестником дождя, потому что вслед за тем небо стало мрачно от бури и ветра, и пошел большой дождь. Особенное было явление Божие в столпе облачном и огненном у Чермного моря, когда египтяне с войском догнали здесь евреев и им предстояла неминуемая гибель. Тогда ангел Божий и столп облачный и огненный стал позади израильтян и им светил, а египтян омрачал (Исх.14:12-20,24).
Косматые (Ис.13,21). Означенное слово в книге Левит (Лев.17) переведено словом: идолы, а в IV главе, 24 стихе той же книги словом козел. Это баснословное измышление греческой мифологии, именно – животное составленное из человека и козла и считавшееся божеством лесов и тенистых рощ. Буквально это слово означает волосатых и косматых чудовищ, а выражение: И косматые будут скакать там, – собственно означает, что местность сделается пустой, дикой, необработанной.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 21 Этот столп облачный и огненный служил признаком присутствия Господня в стане, и должен был отнять всякий страх от Израиля; но народ был малодушен (Исх. 14:11-12), чем и объясняется, что Господь не повел его прямо в Ханаан. Везде, даже при чудесах Божиих, человеку предоставляется известная доля нравственной свободы и деятельности: необходимо, чтобы он имел веру и нравственную силу, и этого-то воспитания недоставало Израильтянам при вступлении в Синайскую пустыню. В стихе этом есть еще замечательное сказание «дабы идти им днем и ночью». Мы понимаем это место так, что Израильтяне, двигавшиеся по коленам с семьями и пожитками, должны были идти непрерывным движением огромной колонны, при чем передние части после известного времени останавливались на отдых, пропуская мимо себя задние части, и снова пускались в путь после прохода всех других частей.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа
Трудность путешествия по пустыне (Ефам в конце пустыни) вызвала особенное божественное покровительство: днем столп облачный охранял евреев от жары, а ночью, делаясь огненным, освещал им путь. Отождествление этого явления с караванными огнями не имеет для себя никаких оснований. По указанию Исх. 40:34, 38 и Чис. 9:15–23, отправление евреев в путь и остановка в пути определялись движением облака и его остановкой; отношение же между движением караванных огней и народа обратное. Равным образом в Пятикнижии нет ни одного места, на основании которого можно было бы разуметь под огненным облачным столпом естественный дым или огонь. Наоборот, повсюду (Исх. 13:21–22; 14:19–20; 33:9–10; Чис. 9:15–16; Пс. 77:14; 104:39) данное явление изображается как знак присутствия Всевышнего.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.
Бог же вождаше их, в день убо столпом облачным показати им путь, нощию же столпом огненным свети им
Бог же вождаше их. Сам Господь, или иначе Ангел Господень, под каковым именем известен Сын Божий (Ис. 9:6), был вождем Израильтян. Он указывал им направление пути посредством столпа облачного и огненного, в котором сокрывал Свое присутствие. Они сообразовали свое движение с движением этого столпа, и останавливались, когда он останавливался (Чис. 9:17). Что под столпом облачным и огненным должно разуметь не два отдельных столпа, а один и тот же столп в двух его видах, – в виде темного облака днем и светлого ночью, – это видно из того, что в других местах он называется столпом облачным или просто облаком, когда идет речь о времени ночи (Ис. 14:19; Чис. 9:21), следственно о времени излияния света от столпа. – Некоторые не признают чуда в явлении столпа, предводившего Еврейское ополчение. Они сравнивают это явление с тем сигналом, который употребляем был в древности при движении торговых караванов, также в военных походах. Этот сигнал состоял в том, что в небольшом подвижном горне разводили огонь и поднимали этот горн на высоком шесте, так чтобы ночью виден был пламень от этого огня, а днем дым. И пламень и дым служили указателем пути для караванов и для войск. Но это сходство караванных и военнопоходных огней со столпом облачным слишком ничтожно, чтобы можно было не видеть ничего чудесного в столпе облачном. В тексте Моисеева повествования нет никакого повода к тому, чтобы видеть в этом явлении обыкновенный человеческий сигнал. Прямо говорится, что Бог, Сам Бог, предводительствовал Израильтянам в столпе, что Он присутствовал в нем, давал из среды его слышать Свой голос (Чис. 16:20), подобно тому, как Он открывал Свое присутствие в огне купины (Исх. 3:2) и на Синае в облаке и дыме (Исх. 19:16–18). Кроме того, столп облачный принимал такие размеры, подобных которым не могли иметь караванные и военно-походные огни. При переходе Израильтян чрез Чермное море он занял все пространство между ними и Египтянами и препятствовал сближению их (Исх. 14:20). О чудесном характере его свидетельствует также то, что он не только служил путеуказателем для путешествующих Израильтян, но вместе осенял их, и сенью своею защищал их днем от необычайного пустынного зноя (Пс. 104:39; Прем. Соломона 10:17), для чего потребно было, чтобы он широко раскидывал сень свою над громадным ополчением Израильским. Могло ли что-нибудь подобное придумать искусство человеческое?
Толкование на паремии из книги Исход.
Олег Стеняев, протоиерей
20. И двинулись [сыны Израилевы] из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни.
21. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.
22. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица [всего] народа.
Беда Достопочтенный писал: «В действительности египтяне, которые подавляли народ Божий, толкуются как мрак или мучение, прямо как преследующие нас грехи, которые, впрочем, уничтожаются в крещении, а освобождение сынов израильских и приведение к некогда обещанному отечеству соответствует таинству нашего искупления, благодаря которому мы стремимся к свету небесного отечества с помощью благодати Христовой, просвещающей и ведущей нас. Свет же благодати Христовой являет тот столп дыма и огня, который на протяжении всего путешествия защищал евреев от ночного мрака и верными тропами привел к обещанным отеческим местам». Таким образом, мы видим, что это один и тот же столп, который днем был осеняющим облаком, а ночью – освещающим огненным столпом. И, более того, для египтян он был в ночи мраком, а для верующих – светилом! Днем для египтян – буря пыльная, а для верующих – осеняющие облако!
Поистине, блага, даруемые верующим в Бога, всегда оборачиваются наказанием для гонителей Церкви! Сказано: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим.12:19-20).