Скрыть
Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря

Море и облако, в настоящем приводили к вере изумительностью события, относительно же к будущему, как прообразования, прознаменовали будущую благодать. «Кто премудр, и уразумеет сия» (Ос 14:10), каким образом море прообразовательно служит крещением, отлучая от Фараона, как и сия купель отлучает от мучительства диавольского? Море умертвило в себе врага, и здесь умирает вражда наша на Бога. Народ вышел из моря, не потерпев вреда, и мы восходим от воды как бы из мертвых ожившие, будучи спасены благодарю Призвавшего нас. А облако есть сень дара, подаваемого Духом, и чрез умерщвление членов угашающего пламень страстей.

О Святом Духе

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа

По Божией силе народом предводительствовало облако, не по общему закону естества образовавшееся (так как не из паров каких или курений был состав его в воздухе, сгущаемом парами по причине туманного их сложения, сгнетаемого или сжимаемого в себя самого ветрами), - напротив того, это облако, по свидетельству Писания, как нечто высшее человеческого понятия и его превосходящее, такое было чудо, что, освещаемое палящими лучами солнца, служило народу стеной, оттеняя что было над ним и топкой росой увлажняя знойный воздух, а ночью обращалось в огонь, с вечера до утра собственным своим светом озаряя израильтян. На это облако взирал и сам Моисей, и народ научал следовать за его появлением.

О жизни Моисея законодателя

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа

Также и здесь кто бы стал сомневаться, что Бог явил Себя смертным очам посредством все того же подвластного Ему телесного творения, а не Своею сущностью? Однако подобным же образом не ясно, был ли то Отец или Сын, или Святой Дух, или Сама Троица единый Бог. И также остается неопределенным то место, где сказано: Слава Господня явилась в облаке. И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых (Исх. 16:10-12).

О Троице

Петр Хрисолог, свт. (†450)

Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа

И ныне Он огнем блистает пред тобой в кусте, чтобы тебя, хладного от неверия, возжечь жаром веры. Ныне Он пламенем сверкает в небесном столпе, чтобы рассеять мрак твоего неведения и чтобы ты смог в пустыне мира сего идти по пути спасительного знания. Ныне Он же для тебя облекается в столп облачный, чтобы ослабить зной твоих стремлений, ныне Он, как орел, покрывает тебя крылами премудрости, чтобы побудить к небесному полету, ибо Моисей говорит: «Как орел покрывает гнездо свое и над птенцами своими бдит».

Собрание проповедей

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Вопрос 27. Как должно разуметь сказанное апостолом: «вси в Моисея крестишася во облаце и в мори; и вси тожде брашно духовное ядоша; и вси тожде пиво духовное пиша, пияху бо от духовного последующего камене; камень же бе Христос» (1Кор.10:2-4)?


Ветхозаветное было образом новозаветного; закон Моисеев – тень, а благодать – тело. Итак, пoелику египтяне преследовали евреев, перешедши же чрез Чермное море, евреи освободились от горького владычества египтян, то море прообразует купель Крещения, а облако – Духа, Моисей же – Спасителя Христа, жезл есть образ Креста, фараон – диавола, египтяне – демонов, манна – Божественной Пищи, а вода из камня – спасительной Крови. Ибо как евреи по переходе чрез Чермное море вкусили необычайной пищи и чудного питья, так и мы по спасительном Крещении приобщаемся Божественных Таин.

Толкование на книгу Исход

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа

Совершивший все это – Тот же, что и теперь, Господь Иисус Христос, Который как тогда прошел перед сынами Израиля через Красное море в огненном столпе, так и теперь проходит перед христианами через крещение в столпе Своего тела. Я говорю, что это тот столп, который тогда давал свет глазам тех, кто следовал за ним, а сейчас предоставляет свет сердцам верующих. Тогда Он проложил путь в потоках волн, теперь же в омовении укрепляет следы веры. Тот, кто, как сыны Израиля, смело пойдет через эту веру, не испугается египетского преследователя.

Проповеди

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа

Также верно, что народу, идущему по пустыне, столп огненный указывал путь ночью и столп облачный – днем. Ибо в огне страх, а в облаке – мягкое и утешительное видение, при этом день – это жизнь праведника, а ночь понимается как жизнь грешника. Поэтому и обращенным грешникам Павел говорит: Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе (Еф. 5:8).

Стало быть, днем столп показался в облаке, ночью - в огне, ибо Всемогущий Бог явится милостивым для праведных и страшным для неправедных. Тех Он, начав судить, ублажает мягкой кротостью, этих же устрашает строгостью правосудия.

Сорок бесед на Евангелия

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа

Что означает столп облачный, указывающий путь днем, и столп огненный, светящий ночью?

Оба означают слово Божие. Для идущих путем делания оно становится столпом облачным, который смягчает жару искушений; а для идущих путем познания оно становится столпом огненным, который светит и рассеивает тьму невежества.

Вопросы и затруднения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа

В действительности египтяне, которые подавляли народ Божий, толкуются как мрак или мучение, прямо как преследующие нас грехи, которые, впрочем, уничтожаются в крещении, а освобождение сынов израильских и приведение к некогда обещанному отечеству соответствует таинству нашего искупления, благодаря которому мы стремимся к свету небесного отечества с помощью благодати Христовой, просвещающей и ведущей нас. Свет же благодати Христовой являет тот столп дыма и огня, который на протяжении всего путешествия защищал евреев от ночного мрака и верными тропами привел к обещанным отеческим местам.

Толкования на семь канонических посланий

Георгий Константинович Властов (†1899)

Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.
Ст. 21 Этот столп облачный и огненный служил признаком присутствия Господня в стане, и должен был отнять всякий страх от Израиля; но народ был малодушен (Исх. 14:11-12), чем и объясняется, что Господь не повел его прямо в Ханаан. Везде, даже при чудесах Божиих, человеку предоставляется известная доля нравственной свободы и деятельности: необходимо, чтобы он имел веру и нравственную силу, и этого-то воспитания недоставало Израильтянам при вступлении в Синайскую пустыню. В стихе этом есть еще замечательное сказание «дабы идти им днем и ночью». Мы понимаем это место так, что Израильтяне, двигавшиеся по коленам с семьями и пожитками, должны были идти непрерывным движением огромной колонны, при чем передние части после известного времени останавливались на отдых, пропуская мимо себя задние части, и снова пускались в путь после прохода всех других частей.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа

Трудность путешествия по пустыне (Ефам в конце пустыни) вызвала особенное божественное покровительство: днем столп облачный охранял евреев от жары, а ночью, делаясь огненным, освещал им путь. Отождествление этого явления с караванными огнями не имеет для себя никаких оснований. По указанию Исх. 40:34, 38 и Чис. 9:15–23, отправление евреев в путь и остановка в пути определялись движением облака и его остановкой; отношение же между движением караванных огней и народа обратное. Равным образом в Пятикнижии нет ни одного места, на основании которого можно было бы разуметь под огненным облачным столпом естественный дым или огонь. Наоборот, повсюду (Исх. 13:21–22; 14:19–20; 33:9–10; Чис. 9:15–16; Пс. 77:14; 104:39) данное явление изображается как знак присутствия Всевышнего.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.

Бог же вождаше их, в день убо столпом облачным показати им путь, нощию же столпом огненным свети им

Бог же вождаше их. Сам Господь, или иначе Ангел Господень, под каковым именем известен Сын Божий (Ис. 9:6), был вождем Израильтян. Он указывал им направление пути посредством столпа облачного и огненного, в котором сокрывал Свое присутствие. Они сообразовали свое движение с движением этого столпа, и останавливались, когда он останавливался (Чис. 9:17). Что под столпом облачным и огненным должно разуметь не два отдельных столпа, а один и тот же столп в двух его видах, – в виде темного облака днем и светлого ночью, – это видно из того, что в других местах он называется столпом облачным или просто облаком, когда идет речь о времени ночи (Ис. 14:19; Чис. 9:21), следственно о времени излияния света от столпа. – Некоторые не признают чуда в явлении столпа, предводившего Еврейское ополчение. Они сравнивают это явление с тем сигналом, который употребляем был в древности при движении торговых караванов, также в военных походах. Этот сигнал состоял в том, что в небольшом подвижном горне разводили огонь и поднимали этот горн на высоком шесте, так чтобы ночью виден был пламень от этого огня, а днем дым. И пламень и дым служили указателем пути для караванов и для войск. Но это сходство караванных и военнопоходных огней со столпом облачным слишком ничтожно, чтобы можно было не видеть ничего чудесного в столпе облачном. В тексте Моисеева повествования нет никакого повода к тому, чтобы видеть в этом явлении обыкновенный человеческий сигнал. Прямо говорится, что Бог, Сам Бог, предводительствовал Израильтянам в столпе, что Он присутствовал в нем, давал из среды его слышать Свой голос (Чис. 16:20), подобно тому, как Он открывал Свое присутствие в огне купины (Исх. 3:2) и на Синае в облаке и дыме (Исх. 19:16–18). Кроме того, столп облачный принимал такие размеры, подобных которым не могли иметь караванные и военно-походные огни. При переходе Израильтян чрез Чермное море он занял все пространство между ними и Египтянами и препятствовал сближению их (Исх. 14:20). О чудесном характере его свидетельствует также то, что он не только служил путеуказателем для путешествующих Израильтян, но вместе осенял их, и сенью своею защищал их днем от необычайного пустынного зноя (Пс. 104:39; Прем. Соломона 10:17), для чего потребно было, чтобы он широко раскидывал сень свою над громадным ополчением Израильским. Могло ли что-нибудь подобное придумать искусство человеческое?

Толкование на паремии из книги Исход.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible