Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
сегодня выхо́дите вы, в месяце Авиве*. //*В месяце колосьев.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
сегодня выходите вы, в месяце Авиве
Если же душа воздохнет и возопит к Богу, то Он ниспошлет ей духовного Моисея, избавляющего ее от египетского рабства. Но прежде пусть вопиет и стенает, и тогда увидит начало избавления. И она получает избавление в месяц новых цветов, во время весны, когда душевная нива может произрастить прекрасные цветоносные отрасли правды; по миновании жестокой зимы потемненного неведения и великого ослепления – следствия срамных дел и грехов.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Почему здесь именно Моисей сообщает закон о празднике, опресноков, данный ему Богом прежде?
Потому что самые события вызывали этот закон и объясняли его значение и цель, с какою он дан был Богом, именно: быстрое бегство из Египта не дало времени вскиснуть тесту, так, что в Сокхофе Евреи принуждены были есть «хлеб озлобления», с ужасом вспоминая рабство, из которого они только-что освободились (Исх.12:34-39 ср. Исх.13:3-7). Кроме того, оба закона, об опресноках и о посвящении Богу первенцев (Исх.1-2,11-16), имели то сходство, что должны были напоминать Евреям чудодейственное изведение их из Египта «рукою крепкою» Иеговы (Исх.13:3,9,16) и быть видимым, внешним знаком их внутренней, нравственной обязанности в чистоте сердца служить единому истинному Богу – Иегове, удаляась от мерзостей языческих (Египта).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 4 В месяце колосьев. Примечание нашего текста есть перевод Еврейского слова Авив, которое, по мнению Египтологов, имеет сродство с Египетским названием апреля. Епифи, по Арабски Аббон означает зеленые травы. И то и другое указывает на время исхода в апреле.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст. 4 сегодня выхо́дите вы, в месяце Авиве.
Ст.5 И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце;
Ст. 6 семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу;
Ст. 7 пресный хлеб до́лжно есть семь дней, и не должно́ находиться у тебя квасного хлеба, и не должно́ находиться у тебя квасного во всех пределах твоих.
Ст. 8 И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта.
С какой целью Господь повторяет здесь закон о пасхальных опресноках (Исх.23:15) и издает новый закон о первенцах? С той, без сомнения, чтобы, поставив в связи оба эти закона и притом дав им одинаковое историческое значение (Исх.13:8,14), сообщить им одинаковую обязательность и важность для Евреев. А с другой стороны, здесь Господь нечто дополняет к своему закону о Пасхе и об опресноках, имея собственно в виду предстоящее 40-летнее странствование Евреев в пустыне. Именно Он говорит, что закон об опресноках (точно также и о первенцах) (Исх.13:11,12) свою полную силу и обязательность должен возыметь уже тогда, когда удобно можно будет Евреям исполнять его, т.е. когда они уже войдут в землю Ханаанскую (Исх.13:5).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-10 сегодня выходите вы, в месяце Авиве. И когда введет тебя Господь в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу; пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта. Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год
Исполнение закона об опресноках относится ко времени прочного поселения в земле обетованной. Согласно с этим и в другом месте Моисей говорит: «там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным» (Втор. 12:8). И действительно, если в течение всего периода странствования до границ земли обетованной у евреев не было муки, хлебом служила манна (Исх. 16:35; ср. Нав. 5:11–12), то само собой понятно, что до времени поселения в Ханаане евреи не имели материала для приготовления опресноков, не могли исполнять и закон о них.
См. также Толкование на Исх. 13:3
Олег Стеняев, протоиерей
Сегодня выходите вы, в месяце Авиве.
Месяц Авив – это месяц весенний. В понимании преподобного Макария Египетского: время духовной весны. «Если же душа воздохнет и возопит к Богу, то Он ниспошлет ей духовного Моисея (то есть Христа, – О. С.), избавляющего ее от египетского рабства (т.е. власти дьявола, греха и смерти, – О. С.). Но прежде пусть вопиет и стенает и тогда увидит начало избавления. И она получает избавление в месяц новых цветов, во время весны, когда душевная нива может произрастить прекрасные цветоносные отросли правды; по миновании жестокой зимы потемненного неведения и великого ослепления – следствия срамных дел и грехов».
Как зима отличается от весны, так и живая вера отличается от мертвой. То есть если душа не расцветает добродетелями, то она мертва для плодов покаяния. А, значит, и для самого покаяния, без которого никому из живущих на земле не обрести спасения. Сказано: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3:8).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Авив
Авив (месяц колосьев) (Исх.13:4) – первый месяц священного и седьмой гражданского года у евреев, соответствующий нашему марту и апрелю. В этом месяце Бог вывел евреев из Египта. Назван так потому, что в этом месяце начинал колоситься хлеб. Впоследствии его стали называть нисаном, т. е. месяцем цветов.