Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце;
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Олег Стеняев, протоиерей
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Почему здесь именно Моисей сообщает закон о празднике, опресноков, данный ему Богом прежде?
Потому что самые события вызывали этот закон и объясняли его значение и цель, с какою он дан был Богом, именно: быстрое бегство из Египта не дало времени вскиснуть тесту, так, что в Сокхофе Евреи принуждены были есть «хлеб озлобления», с ужасом вспоминая рабство, из которого они только-что освободились (Исх.12:34-39 ср. Исх.13:3-7). Кроме того, оба закона, об опресноках и о посвящении Богу первенцев (Исх.1-2,11-16), имели то сходство, что должны были напоминать Евреям чудодейственное изведение их из Египта «рукою крепкою» Иеговы (Исх.13:3,9,16) и быть видимым, внешним знаком их внутренней, нравственной обязанности в чистоте сердца служить единому истинному Богу – Иегове, удаляась от мерзостей языческих (Египта).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 5 Англ. Комм. Библия делает замечание, что чтение Семидесяти вероятно основано на лучших и древнейших манускриптах.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст. 4 сегодня выхо́дите вы, в месяце Авиве.
Ст.5 И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце;
Ст. 6 семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу;
Ст. 7 пресный хлеб до́лжно есть семь дней, и не должно́ находиться у тебя квасного хлеба, и не должно́ находиться у тебя квасного во всех пределах твоих.
Ст. 8 И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта.
С какой целью Господь повторяет здесь закон о пасхальных опресноках (Исх.23:15) и издает новый закон о первенцах? С той, без сомнения, чтобы, поставив в связи оба эти закона и притом дав им одинаковое историческое значение (Исх.13:8,14), сообщить им одинаковую обязательность и важность для Евреев. А с другой стороны, здесь Господь нечто дополняет к своему закону о Пасхе и об опресноках, имея собственно в виду предстоящее 40-летнее странствование Евреев в пустыне. Именно Он говорит, что закон об опресноках (точно также и о первенцах) (Исх.13:11,12) свою полную силу и обязательность должен возыметь уже тогда, когда удобно можно будет Евреям исполнять его, т.е. когда они уже войдут в землю Ханаанскую (Исх.13:5).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И когда введет тебя Господь в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце
См. Толкование на Исх. 13:3-4
Олег Стеняев, протоиерей
И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце;
Тертуллиан писал: «Иисус Христос второй народ, которыми являемся мы (т.е. христиане, – О. С.), племена, ранее влачившие существования в пустыне века сего, должен был ввести в землю обетования, источающую мед, то есть в обладание жизнью вечной, которой нет ничего слаще. И это не чрез Моисея, то есть изучение Закона, но чрез Иисуса, то есть благодатью Нового Завета, должно было произойти, если мы совершим обрезание острием каменным, то есть заповедями Христа, ибо Христос есть камень, многообразно и многовидно предсказанный, поэтому тот муж, пришествие которого предуготовлялось в образах того таинства, был также предсказан по имени Господнему, что Иисусом наречется».
То есть те из нас, которые подчинились заповедям Христа и уповают на Его милосердие и благодать, уже радуются в Его Царствии, посажанные на берегу «молочной реки». Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе (т.е. уже «посадил на небесах», – О. С.)» (Еф.2:4-6).
Впрочем, сидящие на берегу «молочной реки» в нашей жизни – это все те, которые возлюбили Слово Божие (Священное Писание) и покорили Божественному Откровению свой разум. Сказано: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1Пет.2:2-3).