Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 14:23
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- Олег Стеняев, протоиерей
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 15-21, 23, 25 И рече Господь к Моисею: что вопиеши? И без прошения твоего готов Я сделать это народу твоему. Ударь по морю, и расторгни е жезлом твоим, который есть образ креста. И се Аз ожесточу сердце Фараоново, то есть, не остановлю дерзости Египтян, потому что, когда увидят они новое чудо - разделившееся море, не сознают своей виновности. И прославлюся, истребив Фараона и все его воинство. И увидят Египтяне, прежде нежели погибнут, яко Аз есмь Господь. Сие и показали они, сказав: бежим от лица сынов Израилевых: Господь бо поборает по них на Египтяны. И Ангел взял столп облачный от лица сынов Израилевых, и поставил его посреде полка Евреев и Египтян; и облако, которое днем осеняло Евреев, когда ночью поставлено оно было между тем и другим полком, для Египтян произвело тьму, подобную той, какая была у них три дня и три ночи, Евреям же от освещавшего их столпа огненного бяше свет. И сие было, чтобы привести в ужас Египтян и ободрить Евреев. Ибо, если бы Египтяне обратили внимание на сию тьму, то не осмелились бы войти в море. Над морем, которое могло быть разделено в одно мгновение ока, чтобы привести Египтян к покаянию, всю нощь трудился сильный знойный ветр, и сотвори море сушу. Погнаша же Египтяне в след Евреев; не убоялись тьмы, бывшей между ними и Евреями, не устрашились разделившегося моря, но в ночное время, по дну разделившегося моря, вооруженною рукою преследуют народ, который предшествует им водимый столпом огненным.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 23, 26 Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их
Ибо кто не знает, что египетское воинство - наши многоразличные душевные страсти, которыми порабощается человек? Это кони, это колесницы и всадники на них, стрелки, пращники, тяжело вооруженные, и прочее множество вражеской дружины. Ибо скажет ли кто, что раздражительные помыслы или стремления к удовольствию, к печали, к любостяжательности отличаются чем-либо от упомянутого воинства? Злословие - вот камень, прямо пущенный из пращи; порыв раздражительности - вот копье, потрясающее острием; а страсть к удовольствиям будем представлять себе конями, с неудержимым каким-то порывом влекущими за собою колесницу и трех всадников в ней, которых именует история тристатами.
Под этими тремя, несущимися на колеснице, научившись предварительно таинственному значению подвоев и прага, уразумеешь, конечно, тречастное разделение души, возводя понятие к разумному, вожделевательному и раздражительному в душе. Итак, все это и все единоплеменное с ним вместе с вождем лукавого нашествия впадает за израильтянином в воду. С этого времени естество воды под водительством веры в жезл и освещающего облака делается животворным для прибегающих к воде и мертвящим для гонителей.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Исх. 14:21-28
Ст.21-22. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились во́ды.И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: во́ды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Ст.28. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.
Какое значение имело чудо перехода Евреев по дну моря?
Значение этого чуда для Евреев состояло в том, что после него с Евреев окончательно свержено было иго языческого Египта и тот рабский страх, который Евреи чувствовали к Фараону и его Силе, исчез, заменился благоговейным страхом пред Иеговою и верою в Бога и Моисея, как Его угодника и устроителя Церкви, царства Божия (Исх.14:30-31). О таком именно значении данного события свидетельствует ап. Павел, говоря: «вси, т. е. Евреи, в Моисеа крестишася (т. е. уверовали в него, как угодника Божия, ходатая их пред Богом и строителя царства Божия) в облаце и в мори» (1Кор.10:2). По этому же указанию апостола (см. 1Кор.10:2-4), в таннственно-прообразовательном смысле прохождение Евреев сквозь воды Чермного моря, откуда они вышли очищенные от страха языческого и с верою в Бога и Моисея, знаменовало христианское таинство крещения, воды которого очищают от скверн и рабства греху и диаволу и верою «во имя Иисуса Христа» (см. Деян.2:38) возраждают к новой жизни для восхождения в царство небесное.
Какие именно чудесные, явления сопровождали переход Евреев чрез Чермное море?
Первым чудесным явлением во спасение Евреев от Египетского войска было движение столпа облачного, разделивши два враждебных стана и притом так, что сторона, обращенная к Египтянам, представляла черную тучу и покрывала непроницаемым мраком путь для Египетского войска, а сторона, обращенная к Евреям, светилась и освещала им путь по дну морскому (см.Исх.14:19-20 в русск. пер.). Сами Египтяне признали утром чудесное присутствие Бога Еврейского во облаке (Исх.14:24-25). Вторым чудесным явлением были ветер, поднявшийся по молитве и по мановению жезла Моисея, и действие этого ветра, разделившего воды моря на двое (Исх.14:21). Третьим наконец чудесным явлением было стояние вод моря стеною по правую и левую сторону переходивших Евреев (Исх.14:22), при чем вода как бы «огустила» (Исх.15:8), и затем возвратное движение этих вод в свое ложе по мановению руки Моисеевой, при чем волны покрыли и потопили все войско Фараоново (Исх.14:25-28). Все эти явления никак не объяснимы естественным путем, наприм. морским приливом и отливом и действием восточного ветра; потому что ни то, ни другое нетолько не могли огустить воды, но и разделить их, и опять ни то, ни другое не могло в естественном порядке явления зависать от мановения руки Моисеевой.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Конь, лошадь
По свидетельству естествоиспытателей, отечеством лошади первоначально была Высокая Азия и в числе областей оной, быть может, Армения; в Сирии же, Аравии и Египте, как утверждают они, лошади не были туземны. Это мнение до некоторой степени справедливо, хотя дикий осел доселе еще считается туземным животным в Месопотамии, как и во времена Ксенофонта, и известно, что традиционные и монументальные указания на существование лошадей между народами Средней Азии относятся еще к самым отдаленным периодам их истории. Иероглифические изображения лошадей можно встретить на египетских и ассирийских памятниках.
Впрочем, во времена глубокой древности рабочим скотом у евреев и других восточных народов по преимуществу считался вол и осел, а лошади – верховые ли то или колесничные – употреблялись только царями и полководцами (Исх. 14:9, 23), потому-то лошадь ценилась у них очень дорого, и нам известно, что египтяне отдавали Иосифу своих лошадей взамен хлеба во время голода.
Египет в древнее время славился разведением лошадей, но у евреев употребление и умножение коней не было поощряемо законом: только чтобы он (т. е. Израиль), говорит Господь, не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней (Втор. 17:16). Причина сего запрещения, кажется, довольно ясно изложена в кн. пр. Исаии (Ис. 31:1-3). Горе тем, которые идут в Египет за помощию, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают! Египтяне – люди, а не Бог, и кони их – плоть, а не дух.
Таким путем евреи могли бы войти в непосредственные сношения с Египтом, что, конечно, отозвалось бы для них вредно в религиозно-нравственном отношении. Да притом и гористая местность Палестины не способствовала верховой езде. Впрочем, во времена Соломона лошади были уже в большом употреблении между евреями, и он, вероятно, выписывал их из Сирии и Египта (3Цар.4:26,10:26,29; 2Пар.1:14-17).
Лошади посвящались иногда языческим божествам (4Цар.23:11), и Божии пророки нередко описанием их разноцветных мастей предсказывали и обозначали различные будущие события. Так, например, пр. Захария представляет их рыжими, пегими, белыми, вороными (Зах. 1:8, 6:6).
Небесная помощь, оказанная пр. Елисею при известном случае, представлена в IV кн. Царств под видом колесниц и коней (4Цар. 6:15-17), именно вследствие отличительных свойств этого животного, его силы, быстроты и неутомимости бега.
В кн. Песней (Песн. 1:8) жених уподобляет свою возлюбленную кобылице в колеснице Фараоновой – сравнение, несомненно представляющее для восточного воображения рельефное понятие о статности, красоте и грациозности.
Лучшими лошадями, конечно, всегда считались арабские лошади. В гористых и скалистых местностях, где немного находится удобных тропинок для проезда, копыта лошадей, очевидно, должны были быть очень крепкими и твердыми. Езда верхом на лошадях считалась знаком особого достоинства (Еккл. 10:7).
Конь прекрасно и живо описывается в кн. Иова: Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? Можешь ли ты испугать его как саранчу? Храпение ноздрей его – ужас! Роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию. Он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча. Колчан звучит надь ним, сверкает копье и дротик! В порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы. При трубном звуке он издает голос: гу! гу! И издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик (Иов. 39:19-25).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Не странно ли ослепление Фараона и его войска, что несмотря на поразительное чудо, совершавшееся пред их глазами, они ринулись в висевшие над ними волны морские? Конечно, это весьма удивительно, но не надо забывать, что сердце Фараона было ожесточено (Исх.14:4). На что не могут натолкнуть и куда не смогут увлечь ярость и жажда мщения, усиливаемая алчностью! Можно притом же полагать, что Египтяне, во мраке столпа облачного, не видели поднявшихся стеной вод и думали, что находятся на твердой земле, или, если и видели, то полагали, что воды останутся надолго в таком положении, и, следовательно, весьма могут способствовать им в преследовании Евреев.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 22-24 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян
С наступлением утра, в «утреннюю стражу», настал последний, третий момент чуда, отмеченный словами: «воззрел Господь на стан египтян из столпа облачного и огненного». Принятое вавилонянами и ассириянами деление дня и ночи на стражи существовало и у евреев (1Цар 11:11; Плач 2:19); утренняя стража, по нашему счислению, – время от 2 до 6 часов утра. Божественное действие, приведшее египтян в замешательство и обозначенное словом «воззрел», передается в еврейском тексте глаголом вайашкев от «шакав», – буквально: «наклонился с тем, чтобы посмотреть». Судя по Пс 143:3 и Ам 9:4, данное выражение указывает на движение воли Божьей, обращенной на врагов Израиля. Но внешнее действие «воззрения» – замешательство египтян дает право думать, что и причина его – «воззрение» сказалась чем-либо видимым. И действительно, Пс 76:17–19, понимает его в смысле жестокой, громовой бури, разразившейся над египтянами. «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и трепетали. Из туч лились воды, облака издавали глас, и стрелы Твои расходились» (ср. Пс 17:28). Равным образом, и по словам Иосифа Флавия, Господь поразил египтян громовыми ударами с сверкающими молниями.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.
Погнаша же Египтяне и внидоша в след их, и всяк конь (конница) фараонов, и колесницы и всадники посреде моря
Должно думать, что Египтяне не в одно время с Израильтянами вступили на дно морское, иначе могли бы произвести замешательство в их рядах, а спустя не малое время, когда последние уже успели на значительное расстояние отойти от берега, и когда уже перестали доходить до слуха Египтян голоса мнимых беглецов. Не слыша этих голосов и боясь совсем потерять Израильтян из вида, Египтяне поспешили вслед за ними на дно морское. Они не догадывались, что Евреи уже не на берегу, – и дно морское могли принять за продолжение берега, не замечая вод, стоящих стеною одесную и ошуюю. Потому в пылу преследования они зашли гораздо дальше берега. Предсказанное Господом ожесточение фараона, желание во что бы ни стало отмстить Евреям, ускользавшим от его рук, так было сильно в царе Египетском и его воинах, что помрачило в них на это время здравый смысл; они бросились за Евреями, не рассуждая о последствиях.
Олег Стеняев, протоиерей
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.
Какое безрассудное упрямство! Египет превозносился своею мудростью, но здесь очевидно: они «называя себя мудрыми, обезумели» (Рим.1:22)! А то, что египтяне обладали мудростью человеческой, сказано и в Новом Завете: «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах» (Деян.7:22).