Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 14:26
И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- Олег Стеняев, протоиерей
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 23, 26 Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их
Ибо кто не знает, что египетское воинство - наши многоразличные душевные страсти, которыми порабощается человек? Это кони, это колесницы и всадники на них, стрелки, пращники, тяжело вооруженные, и прочее множество вражеской дружины. Ибо скажет ли кто, что раздражительные помыслы или стремления к удовольствию, к печали, к любостяжательности отличаются чем-либо от упомянутого воинства? Злословие - вот камень, прямо пущенный из пращи; порыв раздражительности - вот копье, потрясающее острием; а страсть к удовольствиям будем представлять себе конями, с неудержимым каким-то порывом влекущими за собою колесницу и трех всадников в ней, которых именует история тристатами.
Под этими тремя, несущимися на колеснице, научившись предварительно таинственному значению подвоев и прага, уразумеешь, конечно, тречастное разделение души, возводя понятие к разумному, вожделевательному и раздражительному в душе. Итак, все это и все единоплеменное с ним вместе с вождем лукавого нашествия впадает за израильтянином в воду. С этого времени естество воды под водительством веры в жезл и освещающего облака делается животворным для прибегающих к воде и мертвящим для гонителей.
Варсонофий Оптинский, прп. (†1913)
а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше
Как-то Батюшка говорил мне о том, что в Библии, кроме внешней стороны, есть еще и внутренняя, то есть что помимо голых фактов есть глубокий прообразовательный смысл этих же самых фактов. Этот смысл открывается по мере очищения ума человека. Так, например, переход евреев через Чермное море прообразовал собою новозаветное крещение, без которого никто не может войти в Царство Небесное.
Этот факт, переход через Чермное море, действительно был. Дело было так. Евреи подходят к морю. Сзади их преследует фараон со всем воинством, с других сторон пустыня – может быть, и есть проход, но чрез дикие племена, что представляет немалую опасность. Одним словом, евреи в очень стесненном положении. Что делать? Куда идти? И вот Моисей получает от Бога извещение (как он получил, мы знаем) (Исх. 14, 13-16) и ударяет по морю жезлом. Он ударил и как бы начертал прямую линию в вертикальном направлении. Море расступилось до дна, и евреи по дну моря, как посуху, начали переходить между двумя стенами вод. Сколько верст так они прошли по дну моря, не знаю, но все-таки их переход продолжался не час, не два, а более продолжительное время.
Итак, евреи сначала сошли на дно моря, потом стали подниматься на другой берег, а фараон с войском решился преследовать их по дну моря. Таким же образом начали сходить на дно моря египетские войска, а евреи уже начали выходить. Наконец все евреи вышли, а египтяне погрузились. Тогда Моисей получает опять от Бога повеление ударить жезлом. И он ударил так: взял обеими руками жезл и, держа его в горизонтальном положении, ударил им в сторону, повелевая таким движением сомкнуться водам. И действительно, воды сомкнулись, и все египетское войско с фараоном во главе погибло в водах. «И ни един от них избысть» (см. Исх. 14, 28).
Так вот все это было и составляет внешнюю сторону факта. А внутренний смысл был таков. Первое движение Моисеева жезла начертало вертикальную линию, а второе – горизонтальную. Обе линии вместе составляют крест. Понимал ли это Моисей, исполнивший в точности Божие повеление? Надо полагать, что понимал – единственный человек из всех ветхозаветных.
Вся совокупность этого события, как я уже сказал, прообразовала Таинство крещения. Человек при крещении погружается в воду и оставляет в купели, которую прообразовало Чермное море, всю свою греховность: оттуда он выходит совершенно чистым, святым. Таким образом, фараон с воинством означали насилующий человека грех, власть диавола, ибо до крещения, то есть до искупления человека Христом, все были под властью диавола, независимо от праведности их жизни. Крещением человек освобождается от всего этого, как израильтяне избавились от фараона, выйдя из моря в безопасности от погони.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Исх. 14:21-28
Ст.21-22. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились во́ды.И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: во́ды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Ст.28. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.
Какое значение имело чудо перехода Евреев по дну моря?
Значение этого чуда для Евреев состояло в том, что после него с Евреев окончательно свержено было иго языческого Египта и тот рабский страх, который Евреи чувствовали к Фараону и его Силе, исчез, заменился благоговейным страхом пред Иеговою и верою в Бога и Моисея, как Его угодника и устроителя Церкви, царства Божия (Исх.14:30-31). О таком именно значении данного события свидетельствует ап. Павел, говоря: «вси, т. е. Евреи, в Моисеа крестишася (т. е. уверовали в него, как угодника Божия, ходатая их пред Богом и строителя царства Божия) в облаце и в мори» (1Кор.10:2). По этому же указанию апостола (см. 1Кор.10:2-4), в таннственно-прообразовательном смысле прохождение Евреев сквозь воды Чермного моря, откуда они вышли очищенные от страха языческого и с верою в Бога и Моисея, знаменовало христианское таинство крещения, воды которого очищают от скверн и рабства греху и диаволу и верою «во имя Иисуса Христа» (см. Деян.2:38) возраждают к новой жизни для восхождения в царство небесное.
Какие именно чудесные, явления сопровождали переход Евреев чрез Чермное море?
Первым чудесным явлением во спасение Евреев от Египетского войска было движение столпа облачного, разделивши два враждебных стана и притом так, что сторона, обращенная к Египтянам, представляла черную тучу и покрывала непроницаемым мраком путь для Египетского войска, а сторона, обращенная к Евреям, светилась и освещала им путь по дну морскому (см.Исх.14:19-20 в русск. пер.). Сами Египтяне признали утром чудесное присутствие Бога Еврейского во облаке (Исх.14:24-25). Вторым чудесным явлением были ветер, поднявшийся по молитве и по мановению жезла Моисея, и действие этого ветра, разделившего воды моря на двое (Исх.14:21). Третьим наконец чудесным явлением было стояние вод моря стеною по правую и левую сторону переходивших Евреев (Исх.14:22), при чем вода как бы «огустила» (Исх.15:8), и затем возвратное движение этих вод в свое ложе по мановению руки Моисеевой, при чем волны покрыли и потопили все войско Фараоново (Исх.14:25-28). Все эти явления никак не объяснимы естественным путем, наприм. морским приливом и отливом и действием восточного ветра; потому что ни то, ни другое нетолько не могли огустить воды, но и разделить их, и опять ни то, ни другое не могло в естественном порядке явления зависать от мановения руки Моисеевой.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 26-27 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря
Хотя текст не упоминает, что водные стены сомкнулись под влиянием ветра, однако это с несомненностью следует как из того, что для произведения данного явления совершается прежнее действие, — Моисей простирает на море руку с жезлом, так из 10 ст. 15 гл. (ср. ст. 8). Замечание ст. 25: «побежим от израильтян» дает полное основание думать, что от восточного берега Чермного моря, на который переходили евреи, египтяне направились к западному. Сообразно с этим и дувший им «навстречу» ветер, под влиянием которого сомкнулись водные стены, мог быть только западным.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.
Ст. 26-28 И рече Господь к Моисею: простри руку твою на море, и да совокупится вода и да покрыет Египтяны, колесницы же и всадники. Простре же Моисей руку на море, и устройся вода ко дню на место. Египтяне же бежаша под водою: и истрясе Господь Египтяны посреде моря. И обратившися вода, покры колесницы и всадники и всю силу фараонову, вшедших в след их (Евреев) в море, и не оста от них ни един
Египтяне вздумали было бежать назад от Израильтян, за которыми погнались по дну моря, но бежать было уже поздно. Они заметили, что находятся не на берегу, – ибо бежаша под водою, – под навесом вод, стоявших с обеих сторон стенами. Между тем Израильтяне уже выбрались на противоположный берег, и Моисей, по повелению Божию, с этого берега простирает на море свою руку с чудодейственным жезлом, ветер, который до сих пор дул всю ночь и держал, силою Божиею, воды в отвесном положении, утих, и воды, уже не сдерживаемые ветром, хлынули в образовавшуюся между ними пропасть. Произошел водоворот, погибельный для Египтян. Наступило уже утро, ибо сказано «устройся вода на место ко дню», т.е. с наступлением дня. Свет утреннего солнца осветил весь ужас положения, в каком находились Египтяне. Силою страшного водоворота Господь истрясе Египтяны посреде моря, поверг в море. Накрытые устремившеюся на них водою, Египтяне, сидевшие на колесницах и конях, вдруг сброшены были с них и поглощены пучиною. Все погибли, так что некому было возвестить оставшимся дома о погибели.
Олег Стеняев, протоиерей
И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря.
Григорий Нисский писал: «После этого вновь поверхность воды становится единой и волны, ненадолго разделенные, смыкаются. Здесь единожды случившееся оставалось таким, каким приключилось, чтобы со временем чудо не подверглось сомненью, будучи навеки засвидетельствовано зримыми явлениями. Вот такой имеет образ сказанное и явленное относительно моря».