Скрыть
И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его.–

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И воспе Моисей и сынове Израилевы песнь сию Господеви

то есть, Моисей пел, весь же народ повторял за ним.

См. так же Толкование на Исх. 14:24

Василий Великий, свт. (†379)

И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили

Вера в Моисея не указывает на то, что вера в Духа достойна меньшего, но, наоборот, по мнению этих людей, она умаляет исповедание Бога всяческих. Ибо сказано: и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Итак, Моисей поставлен вместе с Богом, а не с Духом, и был прообразом не Духа, но Христа.

О Святом Духе

Григорий Нисский, свт. (†394)

И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили

Кто прешел разумеемое нами море и видит в нем мертвым этого умопредставляемого египтянина, тот не только обращает взоры к Моисею, этому жезлоносцу добродетели, но преимущественно верует Богу, как говорит слово повествования, покорствует же и угоднику Его Моисею.

О жизни Моисея законодателя

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 31 и гл. 15, ст. 1 Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море

Как бы мы не страдали, нас поведет Господь, Которому мы пели: ибо Он высоко превознесся, Тот, Кто уже в омовении возрождения прежде даровал нам то, о чем мы пели: коня и всадника ввергнул в море. Все наши грехи, преследующие нас, Он утопил и уничтожил крещением. Нечестивые духи управляли нашей тьмой, как своими лошадьми, или помощниками, и, как всадники, вели их, куда хотели. И поэтому апостол называет их правителями этой тьмы.

Так как мы освободились от них через крещение, словно пройдя через Красное море, Красное, то есть кровавое, освященное распятием Господа, давайте не будем возвращаться сердцем в Египет, но под Его защитой и руководством будем стремиться к Царству через другие искушения пустыни.

…Для нас умерли те, кто уже не мог господствовать над нами, потому что сами грехи наши, которые делали нас служителями дьявола, после омовения нас в бане крещения как бы уже омыты и потоплены в море.

Проповеди

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 31 и гл. 15, ст. 1 Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море

Когда в песне он говорит: Ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море, то имеется в виду многочленная скотская страсть – похоть, вместе с возницей, управляющая этими удовольствиями, Он ввергнул в море, сбросив в космический беспорядок. Также и Платон в сочинении «О душе» говорит, что и возница, и непокорный конь (неразумная часть души, которая делится на две части: страсть и вожделение) низвергаются. Об этом же иносказательным образом повествуется и в мифе о Фаэтоне, сброшенном с колесницы необузданными конями.

Строматы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 28-31 И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили

Прежнее неверие (11–12) сменяется под влиянием чуда верой в Господа и доверием к Моисею (Пс. 105:12). Так, Чермное море сделалось для народа еврейского купелью веры во всемогущество, премудрость и благость Господа (1Кор. 10:2). Сообразно с этим переход через него и прообразует собой новозаветное таинство крещения. «Море, — говорит блаженный Феодорит, — уподобилось купели, облако — благодати Духа; Моисей — иерею; жезл — кресту; прошедший море Израиль — крещаемым, а преследовавшие его египтяне представляли собой образ демонов, сам же фараон служил изображением диавола».

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.

Виде же Израиль руку великую, яже сотвори Господь Египтяном: и убояшася людие Господа и вероваша Богу, и Моисею угоднику Его. Тогда воспе Моисей и сынове Израилевы песнь сию Господеви, и рекоша глаголюще

Рука великая, которую видели Израильтяне, это – великое могущество, явленное Богом в чуде разделения моря, потопления Египтян и спасения от них Израиля. – Убояшася людие Господа, – возымели благоговение к Нему в большей мере, чем доселе. – И вероваша Богу, утвердились в вере в Бога как праведного Судию, показавшего Свое правосудие над притеснителями их, и как своего высочайшего Благодетеля и Спасителя, зная, что Ему одному обязаны своим спасением. – И вероваша Моисею угоднику Его, уверовали в достоинство Моисея, как лица, угодного Богу и близкого Ему. Такое уверование в Моисея было весьма важно особенно в отношении к предстоящему Синайскому законодательству. Народ приготовлен был к вере, что это законодательство есть Божественное, ибо хорошо знал, что посредником его является лицо достаточно засвидетельствованное в том, что оно близко к Богу. Песнь, воспетая Моисеем и сынами Израильскими по переходе чрез Чермное море, содержит хвалу и благодарение Господу за совершившееся чудо и за будущия милости Господни, имеющия открыться в благополучном достижении Израильтянами земли Обетованной и в построении здесь святилища. Священный песнопевец в пророческом духе созерцает эти милости в будущем и изображает их, как бы уже совершившиеся. Он знает, что Господь не оставит не конченным начатого дела, ибо для того Евреи чудесно избавлены от руки фараона, гнавшегося за ними по дну Чермного моря и здесь погибшего, чтобы открыть им путь в Обетованную землю. – Песнь воспе Моисей и сынове Израилевы – это значит, что она была воспета Израильтянами под руководством Моисея. Он ее творец и он же произносил пред поющими каждый стих песни, подобно тому, как ныне канонархи в монастырях и соборах произносят стихиры. – Полагают, что исполнение пения этой песни было антифонное, именно после каждого стиха или нескольких стихов, пропетых мужскими голосами, Мариам, сестра Моисея, с хором женщин и с тимпанами, в виде припева повторяла (Исх. 15:20–21) первый стих песни: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море. – В строении песни заметна та особенность, свойственная Еврейской поэзии, что каждый стих распадается на несколько членов, один другому соответствующих по содержанию, один для другого служащих объяснением или дополнением. – О великой важности этой песни можно судить по тому, что она послужила образцом для последующих ветхозаветных песней, изображающих славу Господа, открывавшуюся в торжестве Его над врагами Церкви (напр., Ис. 12), также по тому, что в Православной Церкви по образцу ее составлены ирмосы и тропари первой песни каждого канона, – и наконец по тому, что песнь раба Божия Моисея с песнию в честь Агнца Христа будут петь в царстве славы избранные Божии, имеющие победить антихриста (Апок. 15:2–3). Последнее употребление Моисеевой песни объясняется тем, что изображаемая в ней победа над фараоном служит образом победы над врагами Царства Христова, имеющей быть в последние дни мира.

Приводимая в паримии песнь Моисея содержится в ХV-й главе Исхода.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible