Скрыть
Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-3, 5-11, 13-19 Пойте Господеви славно прославившемуся, т.е. Господу, Который наказал коней и всадников, ввергнув их в море. Он мощен и славен; мощен в потоплении Египтян, и славен в избавлении Евреев. Бог Господь, то есть, Сый; Он соделался нашим Спасителем, а не тельцы, едва только слитые. Итак, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего Авраама, и вознесу Его. Господь исполин и муж брани, потому что Он сражался за нас с Египтянами, когда мы оставались в покое; Он вверже в море грозные колесницы Фараоновы и крепкую силу его, чем Фараон гордился; и избранные исполины его, которых извел он на нас, погрязли в чермнем мори. Пошли во глубину и по тяжести собственных тел своих погрязли, яко камень. Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, то есть имела столько силы, чтобы сокрушить врагов Твоих - Египтян. Послал еси гнев Твой, и пояде я, яко стеблие в Египте и в море. От духа твоего восхолмились воды, то есть, от Духа, Тобою движимого, восхолмились воды, чтобы потом расступиться, или повелением уст Твоих умудрены они прекратить свое течение, пока не пройдут шестьсот тысяч сынов Израилевых. Огустеша пучины в сердце моря, чтобы потопить Египтян. А чтобы показать, за что потоплены Египтяне, написано: рече враг: постигну их, разделю корысть, поглотит их душа Моя и пр. Ты дхнул духом Твоим, и покры я море; и вместе с ними рушились их гордые замыслы. Кто подобен Тебе, в именуемых так, бозех, Господи? Кто подобен Тебе, прославлен в святыне Твоей, то есть, во святом жилище Твоем? Страшен для Египтян, и хвален для Евреев; и творяй чудеса в море и в земле египетской. Извел Ты в облаке и столпе благостью Твоею люди сия, яже избавил еси из Египта. Слышаша языцы, то есть, услышали Аммореи о реке превратившейся в кровь, и вострепетали: в ужас пришли живущии в Филистиме, узнав об умерщвлении египетских первенцев. Владыки едомстии и князи моавитстии устрашились, и прият я трепет при разделении моря. Рассеялись вси живущии в Ханаане. Нападет на ня страх; то есть, жители Хананеи поражены будут слухом о потоплении в море Фараона и его войска. Нападет страх на сии народы, и они не осмелятся вступить в брань, дондеже пройдут людие сии, яже избавил еси. Насади я в гору достояния Твоего, то есть, в земле Хананеев. Твердым в жилище Тебе в Иерусалиме соделал еси, Господи, святилище; утверди оное, Господи, руками Твоими, да будет оно твердо по мановению Твоему. Господь будет царствовать над нами во век, а не чуждые народы. Вошли колесницы Фараоновы и всадники его в море, чтобы преследовать нас; но воды возвратились и покрыли их собою.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 31 и гл. 15, ст. 1 Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море

Как бы мы не страдали, нас поведет Господь, Которому мы пели: ибо Он высоко превознесся, Тот, Кто уже в омовении возрождения прежде даровал нам то, о чем мы пели: коня и всадника ввергнул в море. Все наши грехи, преследующие нас, Он утопил и уничтожил крещением. Нечестивые духи управляли нашей тьмой, как своими лошадьми, или помощниками, и, как всадники, вели их, куда хотели. И поэтому апостол называет их правителями этой тьмы.

Так как мы освободились от них через крещение, словно пройдя через Красное море, Красное, то есть кровавое, освященное распятием Господа, давайте не будем возвращаться сердцем в Египет, но под Его защитой и руководством будем стремиться к Царству через другие искушения пустыни.

…Для нас умерли те, кто уже не мог господствовать над нами, потому что сами грехи наши, которые делали нас служителями дьявола, после омовения нас в бане крещения как бы уже омыты и потоплены в море.

Проповеди

Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)

Ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его, и со сладостию воспоют победную оную песнь: «поим Господеви, славно бо прославился: коня и всадника вверже в море», и в бездну смирения.

Слово 23. О безумной гордости

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 31 и гл. 15, ст. 1 Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море

Когда в песне он говорит: Ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море, то имеется в виду многочленная скотская страсть – похоть, вместе с возницей, управляющая этими удовольствиями, Он ввергнул в море, сбросив в космический беспорядок. Также и Платон в сочинении «О душе» говорит, что и возница, и непокорный конь (неразумная часть души, которая делится на две части: страсть и вожделение) низвергаются. Об этом же иносказательным образом повествуется и в мифе о Фаэтоне, сброшенном с колесницы необузданными конями.

Строматы

Георгий Константинович Властов (†1899)

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.
Ст. 1 Вместе с освобождением от рабства вспыхивает среди Израиля огонь поэзии: в чудных вдохновенных, но строго серьезных параллельных строфах, поет Моисей вместе с народом песнь Господу, повторяя те события, которые совершались перед глазами Израиля, и провидя в пророческом настроении и вход его в Палестину, прося Господа ввести народ на гору достояния Господня на место, которое Иегова избрал жилищем себе, «в святилище, которое создали руки Твои, Владыко» (Исх. 15:17). Вместе за ним повторяет с хором женщин песнь сестра его Мариам; весь народ находится в вдохновенном состоянии, и отныне начинается духовная жизнь его. Песнь, как думают все комментаторы, должна была вылиться из уст самого Моисея. Она признана всеми одним из древнейших отрывков по архаическим выражениям и по отсутствию поэтических украшений последующих поэтов. Соединение в ней имен Иегова и Елогим есть сильное доказательство против теории разделения Пятокнижия на Елогистов и Иеговистов.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море, кроме приступа или введения (1–2 ст.), распадается на три части. Первая (3–8 ст.) изображает всемогущество Всевышнего, мужа брани, выступившего на спасение Израиля против фараона; вторая (9–13 ст.), начинаясь описанием гордости врага и его погибели, раскрывает положение, что Господь, Бог Израиля, неизмеримо высок по сравнению с другими богами; третья (14–18 ст.) описывает впечатление, произведенное всемогуществом Господа на окрестные языческие народы.

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море

Тема песни — прославление величия Всевышнего («высоко превознесся»), сказавшегося в частном случае — поражении египтян: «коня и всадника его ввергнул в море».

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.

Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море

Это вступительный стих, указывающий на главный предмет песни. Она состоит в изображении величия Господа. Который славно прославился в потоплении Египтян, Который коня и всадника вверже в море, – столкнул в пучину морскую, отнял у них всякую возможность спастись бегством.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible