Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Господь будет царствовать во веки и в вечность.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-3, 5-11, 13-19 Пойте Господеви славно прославившемуся, т.е. Господу, Который наказал коней и всадников, ввергнув их в море. Он мощен и славен; мощен в потоплении Египтян, и славен в избавлении Евреев. Бог Господь, то есть, Сый; Он соделался нашим Спасителем, а не тельцы, едва только слитые. Итак, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего Авраама, и вознесу Его. Господь исполин и муж брани, потому что Он сражался за нас с Египтянами, когда мы оставались в покое; Он вверже в море грозные колесницы Фараоновы и крепкую силу его, чем Фараон гордился; и избранные исполины его, которых извел он на нас, погрязли в чермнем мори. Пошли во глубину и по тяжести собственных тел своих погрязли, яко камень. Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, то есть имела столько силы, чтобы сокрушить врагов Твоих - Египтян. Послал еси гнев Твой, и пояде я, яко стеблие в Египте и в море. От духа твоего восхолмились воды, то есть, от Духа, Тобою движимого, восхолмились воды, чтобы потом расступиться, или повелением уст Твоих умудрены они прекратить свое течение, пока не пройдут шестьсот тысяч сынов Израилевых. Огустеша пучины в сердце моря, чтобы потопить Египтян. А чтобы показать, за что потоплены Египтяне, написано: рече враг: постигну их, разделю корысть, поглотит их душа Моя и пр. Ты дхнул духом Твоим, и покры я море; и вместе с ними рушились их гордые замыслы. Кто подобен Тебе, в именуемых так, бозех, Господи? Кто подобен Тебе, прославлен в святыне Твоей, то есть, во святом жилище Твоем? Страшен для Египтян, и хвален для Евреев; и творяй чудеса в море и в земле египетской. Извел Ты в облаке и столпе благостью Твоею люди сия, яже избавил еси из Египта. Слышаша языцы, то есть, услышали Аммореи о реке превратившейся в кровь, и вострепетали: в ужас пришли живущии в Филистиме, узнав об умерщвлении египетских первенцев. Владыки едомстии и князи моавитстии устрашились, и прият я трепет при разделении моря. Рассеялись вси живущии в Ханаане. Нападет на ня страх; то есть, жители Хананеи поражены будут слухом о потоплении в море Фараона и его войска. Нападет страх на сии народы, и они не осмелятся вступить в брань, дондеже пройдут людие сии, яже избавил еси. Насади я в гору достояния Твоего, то есть, в земле Хананеев. Твердым в жилище Тебе в Иерусалиме соделал еси, Господи, святилище; утверди оное, Господи, руками Твоими, да будет оно твердо по мановению Твоему. Господь будет царствовать над нами во век, а не чуждые народы. Вошли колесницы Фараоновы и всадники его в море, чтобы преследовать нас; но воды возвратились и покрыли их собою.
Максим Исповедник, прп. (†662)
иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею
В Писании [говорится] и о временных веках, и о [веках], объемлющих скончание других веков, согласно сказанному: Ныне же единою в кончину веков и последующим словам. Опять же есть еще и иные века, свободные от временного естества, [которые будут] после наступившего времени сего и после века, знаменующего собой скончание веков, по изреченному: Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство (Ефес. 2:7) и последующим словам. Мы находим в Писании множество веков: прошедших, наступивших и будущих; некоторые века суть века веков, есть и век века, и вековые времена (2Тим. 1:9), и поколения, сочетавшиеся с веками. И дабы не [заблуждаться относительно того], что подразумевает Священное Писание, говоря о временных веках, о вековых временах и поколениях, что такое просто века и что века веков, что век и что век века, мы ныне взялись рассуждать об этом, предоставив любознательным довести исследование этого вопроса до конца.
Мы знаем, что согласно Писанию есть нечто превечное; [Писание] обозначило, каково оно есть, но что оно есть, не назвало, согласно сказанному: Господь царствуяй веки, и на век, и еще (Исх. 15:18). Стало быть, чистое Царство Божие есть нечто превышающее века. Ибо непозволительно говорить, что Оно имело начало или упреждается веками и временами. Мы веруем, что Царство сие есть наследственный удел, обитель и место спасаемых, как то передает истинное учение [Церкви]; Оно есть цель и желанный предел для тех, кто устремляется и движется [к Нему], и, оказавшись в Нем, они обретают покой от всякого движения, поскольку им больше уже не надлежит переходить через какой-то век или время. Ведь после всего [этого] они достигают Бога, Сущего прежде всех век, упредить Которого не в силах естество веков.
Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.1-2.(церк-сл.) Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его:
Ст.4. (церк-сл.) колесницы фараоновы и силу его вверже в море, избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори,
Ст.11. (церк-сл.) кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, Творяй чудеса:
Ст.20-21.И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море.
Главная мысль песни выражается в первом стихе: «поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море». Далее прославляется Бог, как помощник и покровитель по преимуществу Израиля, как Бог «отцев» – Авраама, Исаака и Иакова, как «муж брани» (сл. «сокрушали брани» (Исх.15:1-3). Слава и величиe Иеговы проявились в том, что Он одним мановением Своей десницы потопил в пучинах моря колесницы Фараоновы и всех всадников его, поразил врага сильного и гордого, который думал легко истребить безащитных Евреев и разделить добычу. Поражение гордых в своем заблуждении язычников – Египтян чрез Иегову, Бога Евреев, было торжеством истинного Бога над мнимыми богами, так что пророк Иеговы восклицает: «кто подобен тебе в бозех Господи, кто подобен тебе? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес»?
Кто такие – «тристаты», о которых говорится в ст. 4-м?
Под тристатами (τριστάται у LXX-ти), по мнению некоторых, нужно разуметь главных военачальников (в Исх.14:7 «и тристаты над всеми…»), которых у Египтян, Халдеев и других народов обыкновенно было по три в войске, разделявшемся на три главных отряда (см. 2Цар.18:2 и 2Цар.23:18-19). Другие под «тристатами» разумеют вообще отборных воинов колесничников, составлявших гвардию при Фараоне. Обыкновенно на колеснице помещались три воина: один правил конями, а двое сражались.
Какое значение в пророческом духе, придает Моисей чудодейственным проявлениям руки Божией при переходе Евреев чрез Чермное море?
То значение, что слух о страшном поражении Египтян чудодейственною силою Иеговы распространится среди всех народов, с которыми во время своего шествия в землю обетованную войдут Евреи в столкновение, и они (Филистимляне, Идумеяне, Моавитяне и особенно все жители Ханаана) придут в страх и трепет и ослабеют (Исх.15:14-16). Так действительно и исполнилось: Раав блудница говорила посланным от Иисуса Навина соглядатаям: «нанаде страх ваш на ны, и ужасошася вси обитающии на земли (Ханаанской) от лица вашего: слышахом бо, яко иссуши Господь Бог море Чермное пред лицем вашим, егда исхождасте из Египта» (Нав.2:9-10 ср. Нав.9:9). Но кроме того, Моисей в шествии потомков Авраама в землю обетования видит (в таинственно-прообразовательном значении) шествие людей Божиих, т. е. всех верующих, в святую гору достояния Бога, в жилшце Божие» на небесах и вечное упокоение там под управлением Царя – Бога (Исх.15:16-18 сн. Евр.11:14-16 и Евр.4:8-10). Такое таинственно-пророческое значение победной песне Моисеевой придает наша св. Церковь, полагая содержание этой песни в основание первой песни канонов, особенно пасхального, где изображается религиозно-духовное шествие чад Церкви «от смерти к жизни, от земли к небеси» под водительством Христа, Бога нашего.
Что замечательного в пении Еврейских женщин по переходе чрез Чермное море?
То, что в данном, описанном у Моисея, случае (Исх.15:20-21) мы видим начало религиозно-церковного употребления музыки и участия хоров женщин в религиозных церемониях. Кроме того, Мариам, являющаяся здесь предводительницею хора женщин, есть первая пророчица в среде народа Божия.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст. 2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.
Ст. 3 Господь муж брани, Иегова имя Ему.
Ст. 4 Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.
Ст. 5 Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.
Ст. 6 Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага.
Ст. 7 Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.
Ст. 8 От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря.
Ст. 9 Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя.
Ст. 10 Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах.
Ст. 11 Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?
Ст. 12 Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.
Ст. 13 Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.
Ст. 14 Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских;
Ст. 15 тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.
Ст. 16 Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.
Ст. 17 Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!
Ст. 18 Господь будет царствовать во веки и в вечность.
Ст. 19 Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них во́ды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря.
Каково общее содержание песни Моисеевой? Начинается она благодарением Иегове за оказанную милость Его. Затем проводится одна общая мысль (Исх.15:1-2), что Господь поразительным образом показал свое всемогущество и божескую силу, открыв Израилю необыкновенный путь спасения по дну Чермного моря (Пс.73:13; Ис.63:12,13; Неем.9:11; Исх.14:22), – тогда как, по человеческим соображениям, для народа Израильского не предвиделось никакой надежды на спасение от фараона и его страшной конницы (Исх.15:3-13). Далее священный певец пророчески рисует то потрясающее впечатление, которое испытали обитатели земли обетованной, услышав о чудесном переходе народа Божия по морской пучине (Исх.15:14,15). Затем он молится Иегове, чтобы Он провел благополучно народ свой в землю обетованную и водворил на горе достояния своего, т. е. на горе Сионе, на которой впоследствии имел быть воздвигнут храм Иерусалимский в жилище Господне (Исх. 15:16,17). Молитва заканчивается твердой надеждой, что все это так и будет; ибо всемогущество Иеговы безгранично и царство Его вечное, – в доказательство чего священный певец еще раз ссылается на чудный переход Израильтян по морю (Исх.15:18,19).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Господь будет царствовать во веки и в вечность
Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа (Пс 114:5).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.
Господь царствуяй веки, и на век, и еще
Этими словами, содержащими исповедание вечной царской власти Господа, заключается песнь Моисея. Господь есть царь по всей земле, но ближайшим царственным уделом Его служит избранный народ, составляющий Его священное царство (Исх. 19:6). Господь царствует вечно, потому что Сам вечен, и потому что царство Его, водворившееся на земле среди избранного народа, будет продолжать свое существование в новозаветной Церкви до окончания века.