Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море

Гордость века этого и бесчисленное множество грехов, которыми мы служили дьяволу, Он омыл в крещении.

По три всадника он посадил на колесницы, то есть тех, кто, преследуя, мучил нас страхом скорбей, страхом унижения и страхом смерти. Все это потоплено в Красном море, потому что мы погреблись с Ним крещением в смерть (Рим 6:4), погреблись с Тем, Кто за нас был предан бичеванию, поношению и был убит. Так в Красном море скрыл всех врагов Он, Кто крестной смертью, покрывшей наши грехи, освятил крещение.

Проповеди

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море

Избранных всадников по три в ряд Он вверг в Красное море. Кто были эти избранные всадники? Избранные каким-то образом дьяволом для разврата, порока и для гордыни – корня всех грехов. И таким образом они по три в ряд занимают эти три пути: первый, чтобы совратить человека в злодеяние, другой, чтобы соблазнить дурным словом, третий, чтобы подвести к ложному разумению.

Проповеди

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Исх.15:1-21

Ст.1-2.(церк-сл.) Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его:

Ст.4. (церк-сл.) колесницы фараоновы и силу его вверже в море, избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори,

Ст.11. (церк-сл.) кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, Творяй чудеса:

Ст.20-21.И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море.

Главная мысль песни выражается в первом стихе: «поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море». Далее прославляется Бог, как помощник и покровитель по преимуществу Израиля, как Бог «отцев» – Авраама, Исаака и Иакова, как «муж брани» (сл. «сокрушали брани» (Исх.15:1-3). Слава и величиe Иеговы проявились в том, что Он одним мановением Своей десницы потопил в пучинах моря колесницы Фараоновы и всех всадников его, поразил врага сильного и гордого, который думал легко истребить безащитных Евреев и разделить добычу. Поражение гордых в своем заблуждении язычников – Египтян чрез Иегову, Бога Евреев, было торжеством истинного Бога над мнимыми богами, так что пророк Иеговы восклицает: «кто подобен тебе в бозех Господи, кто подобен тебе? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес»?
 

Кто такие – «тристаты», о которых говорится в ст. 4-м?

Под тристатами (τριστάται у LXX-ти), по мнению некоторых, нужно разуметь главных военачальников Исх.14:7 «и тристаты над всеми…»), которых у Египтян, Халдеев и других народов обыкновенно было по три в войске, разделявшемся на три главных отряда (см. 2Цар.18:2 и 2Цар.23:18-19). Другие под «тристатами» разумеют вообще отборных воинов колесничников, составлявших гвардию при Фараоне. Обыкновенно на колеснице помещались три воина: один правил конями, а двое сражались.

Какое значение в пророческом духе, придает Моисей чудодейственным проявлениям руки Божией при переходе Евреев чрез Чермное море? 

То значение, что слух о страшном поражении Египтян чудодейственною силою Иеговы распространится среди всех народов, с которыми во время своего шествия в землю обетованную войдут Евреи в столкновение, и они (Филистимляне, Идумеяне, Моавитяне и особенно все жители Ханаана) придут в страх и трепет и ослабеют (Исх.15:14-16). Так действительно и исполнилось: Раав блудница говорила посланным от Иисуса Навина соглядатаям: «нанаде страх ваш на ны, и ужасошася вси обитающии на земли (Ханаанской) от лица вашего: слышахом бо, яко иссуши Господь Бог море Чермное пред лицем вашим, егда исхождасте из Египта» (Нав.2:9-10 ср. Нав.9:9). Но кроме того, Моисей в шествии потомков Авраама в землю обетования видит (в таинственно-прообразовательном значении) шествие людей Божиих, т. е. всех верующих, в святую гору достояния Бога, в жилшце Божие» на небесах и вечное упокоение там под управлением Царя – Бога (Исх.15:16-18 сн. Евр.11:14-16 и Евр.4:8-10). Такое таинственно-пророческое значение победной песне Моисеевой придает наша св. Церковь, полагая содержание этой песни в основание первой песни канонов, особенно пасхального, где изображается религиозно-духовное шествие чад Церкви «от смерти к жизни, от земли к небеси» под водительством Христа, Бога нашего.

Что замечательного в пении Еврейских женщин по переходе чрез Чермное море? 

То, что в данном, описанном у Моисея, случае (Исх.15:20-21) мы видим начало религиозно-церковного употребления музыки и участия хоров женщин в религиозных церемониях. Кроме того, Мариам, являющаяся здесь предводительницею хора женщин, есть первая пророчица в среде народа Божия.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Господь муж брани, Иегова имя Ему.
Колесница Фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.
Пучины покрыли их; они пошли в глубину, как камень.
Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага.

Ст. 3–6 С именем Иегова, проявленном впервые великими чудесами, связывается, отныне вся будущая жизнь Израиля. Иегова поднял руку свою на врагов Израиля и возродил народ к новой жизни.

Священная летопись. Том второй

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Ст. 1  Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.
Ст. 2  Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.
Ст. 3  Господь муж брани, Иегова имя Ему.
Ст. 4  Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.
Ст. 5  Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.
Ст. 6  Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага.
Ст. 7  Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.
Ст. 8  От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря.
Ст. 9  Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя.
Ст. 10  Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах.
Ст. 11  Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?
Ст. 12  Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.
Ст. 13  Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.
Ст. 14  Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских;
Ст. 15  тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.
Ст. 16  Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.
Ст. 17  Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!
Ст. 18  Господь будет царствовать во веки и в вечность.
Ст. 19  Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них во́ды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря.

     
Каково общее содержание песни Моисеевой? Начинается она благодарением Иегове за оказанную милость Его. Затем проводится одна общая мысль (Исх.15:1-2), что Господь поразительным образом показал свое всемогущество и божескую силу, открыв Израилю необыкновенный путь спасения по дну Чермного моря (Пс.73:13; Ис.63:12,13; Неем.9:11; Исх.14:22), – тогда как, по человеческим соображениям, для народа Израильского не предвиделось никакой надежды на спасение от фараона и его страшной конницы (Исх.15:3-13).  Далее священный певец пророчески рисует то потрясающее впечатление, которое испытали обитатели земли обетованной, услышав о чудесном переходе народа Божия по морской пучине (Исх.15:14,15). Затем он молится Иегове, чтобы Он провел благополучно народ свой в землю обетованную и водворил на горе достояния своего, т. е. на горе Сионе, на которой впоследствии имел быть воздвигнут храм Иерусалимский в жилище Господне (Исх. 15:16,17). Молитва заканчивается твердой надеждой, что все это так и будет; ибо всемогущество Иеговы безгранично и царство Его вечное, – в доказательство чего священный певец еще раз ссылается на чудный переход Израильтян по морю (Исх.15:18,19).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-7 Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому

Более подробное описание могущества Сущего. Всевышний проявил великую силу Свою, оказался мужем брани (Пс 23:8), сражающимся за народ Свой (Втор 4:34) при потоплении войск фараоновых в море (Пс 105:8–10). Погрязшие в глубине, как камень, — без всякой надежды на спасение, они сражены не чем иным, как сильной десницей Господа (Исх 15:5). Восставшие против Бога, они быстро, все до одного, уничтожены, как солома огнем, пламенем гнева Его (ср. Ис 5:24; 47:14).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.

Ст. 4-5 Избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори. Пучиною покры их, погрязоша во глубине яко камень

В Чермном море погиб цвет фараонова войска, отборные всадники из числа тристатов, высоких чинов при государе. Несмотря на все их усилия спастись от потопления, они пошли ко дну, словно тяжелый камень.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible