Скрыть
И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-5 И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни

О манне и крастелях (перепелах)

Еще творит чудеса всяческих Бог и восходит от силы в силу, как написано (Пс. 83, 8): неискусным Он находит пути, повсюду имея в виду славу Свою и многообразно показывая, что Ему только одному возможно без труда совершать и то, что выше разума и что по справедливости заслуживает нашего удивления, дабы во всем Он видим был как Бог, не как кто-либо из людей искусных или нечестивых изобретателей, но как по естеству и истинно Бог. Ибо из славно совершаемого Им всякий может уразуметь, и без малейшего труда, чистое естество Его, которому свойственно, как собственное благо, всемогущество и непреоборимость в совершении того, что Он восхощет. Кроме того Ему свойственно и непамятозлобие. То, что я сказал, можешь видеть, и притом весьма ясно, и в только что нами предложенном. Ибо написано, что в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни (Исх. 16, 1-5). Первенцы египетские, как мы уже прежде сказали, погибли, и израильтяне были выведены из страны, даже не успев, так сказать, заготовить хлебного запаса. Тесто свое они вынесли прежде, нежели закваска его вскисла, положив его в одежды свои. Вообще же, собрав в путь лишь то, что попадалось на глаза, они выходили с поспешностью, и страх напал одинаково и на преследовавших египтян и на преследуемых евреев. Ибо тем казалось, что и они скоро присоединятся к прежде погибшим, если, не уступая Божественным велениям, не отпустят Израиль из страны своей; а израильтяне думали, что если они будут медлить и откладывать свое удаление, то враги вступят с ними в сражение из-за погибших и без милосердия подвергнут опасности самую жизнь их. Поэтому выходили они, совершенно не заботясь о том, что нужно было для отправления в путь, лишь захватив то, что было под руками, да и из находившегося в доме взяв по необходимости только самое удобное к тому, чтобы оное нести. Потребив взятое и недоумевая, откуда могли бы получить себе необходимое для жизни в пустыне, они возжелали египетских яств, забыли, что избавились от величайших бедствий и рабства египетского и как бы роптали на оказанную им помощь, негодовали на то, что были освобождены, и превожделенной и многожеланной для всех людей свободе предпочитали насыщение нечистого чрева. Это сильно возмущало ходатая их, то есть Моисея. Но Бог тотчас же обещает им дать пищу в изобилии и к оскорбившим Его немало относится еще милостиво. Ибо желание иметь от Него необходимое для жизни, конечно, еще не составляет какого-либо греха; более же всего огорчал Его ропот. Так и сам Спаситель научил нас говорить в молитвах: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф. 6, 11). Если мы будем говорить сие, то отнюдь не обвиним Владыку; напротив, мы испросим от Него необходимое для жизни; Иудейский же народ, тогда как ему следовало бы просить пищи, негодует на то, что был освобожден и безумнейшим образом винит столь драгоценную и вожделенную благодать, как удалившую его от самого приятного, то есть хлеба и мяса. Посему и ропщет и нечестиво вопиет против Бога. Но Бог не памятозлобив; Он обещает ему неожиданное изобилие всего этого. И ниспосылает, неизреченною силою Своею, вечером крастелей, а утром манну. Так и божественный Давид говорил: хлеб небесный даде им: хлеб ангельский яде человек (Пс. 77, 24-25). Этим испытанием и такими делами Он убедил их в том, что Бог может дать хлеб и уготовать трапезу в пустыне, совершенно так как и Господь наш Иисус Христос, чудотворя таким же образом, преломив пять хлебов, насытил многих в пустыне, причем сверх того собрано было остатков двенадцать кошниц (Мф. 14, 13-20 и парал.). Совершенно неизъясним способ чудотворения; а потому только верою должно быть принимаемо то, что выше ума, и да слышит Бог от всех, удивляющихся Ему за сие: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42, 2).

Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход


Итак, находясь еще в стране Египетской, израильтяне по Божественному повелению прообразно совершали праздник Христов и, вкусив овна, едва таким образом избежали жестоковластного угнетения фараонова и стряхнули тяжкое ярмо рабства. Потом, кроме того, чудесно перейдя Красное море, оказались в пустыне. И вот в ней, подвергшись голоду, они пожелали есть мяса и увлеклись обычным пожеланием хлеба. Так, ропщут они на Моисея и раскаиваются в даре Божием, когда надлежало всячески благодарить за это. Поэтому Египет означает «потемнение» и под ним должно разуметь то, что мы, как бы приписавшись на жительство к стране какой – к состоянию настоящего века и к мирскому положению, претерпеваем в этом состоянии жестокое рабство, нисколько вообще не работая Богу, а совершая угодное одному только дьяволу, – повергаясь в удовольствия нечистой плоти, как бы в грязь или зловонное болото, перенося безвозмездный и бесполезный труд и служа, так сказать, небезгоремычному сластолюбию.

Но когда закон Божий заговорит в нашем уме и мы уже станем усматривать жестокое рабство в этом, вот тогда-то, возжелав удаления от всякого зла, приходим, как бы к началу и двери свободы, к Самому Христу и потом, напутствуемые посредством Честной Крови безопасностью и благодатью, оставляем плотские искушения в этой жизни, как бы какое море бурное и волнующееся, и, став вне всякого смятения мирского, приходим уже к духовному и чистейшему состоянию, поселяясь как бы в пустынной стране. А как не должен оставаться без подвигов добродетели тот, кто воспитывается к ней посредством закона, то, когда мы уже окажемся достигшими этого состояния, тогда, подпадая испытанию искушений, угрызаемся иногда воспоминанием о плотских похотях, а потом, при сильнейшем разжигании нас похотью, по беспечности часто обвиняем Божественный закон, хотя и призывающий нас к свободе, – и, как бы ощутив голод прежних и обычных нам удовольствий и вознерадев о трудах по воздержанию, уже не смотрим на рабство в мире как на зло. Да, похоть плоти действительно бывает в состоянии увлечь дух ко всякому малодушию в добре.

«Сказал же Господь к Моисею: вот Я одождю вам хлебы с неба» (Исх. 16:4). Весьма ясное указание на эти слова можешь видеть также в изречении псалма: «Хлеб небесный дал им, хлеб ангельский ел человек» (Пс.77:24–25). Но для всех, думаю, очевидно, что под хлебом и пищей небесных сил разумных должен разуметься не другой кто, кроме Единородного от Бога Отца. Следовательно, Он есть истинная манна, хлеб небесный, подаваемый от Бога Отца всякой твари разумной.

Кроме того, относительно рассматриваемых предметов, скажем еще вот что. Обрати внимание на то, как Божественная и вышняя благодать привлекает к себе и разными способами спасает страждущую исконным недугом природу человека. Помысл плоти, западая в душу, наподобие камня сталкивает ее и насильственно влечет к собственному вожделению, но Христос снова направляет нас, как бы какой уздою, к пожеланию лучшего и недугующих возводит в боголюбивое состояние. Так вот уклоняющимся в телесные удовольствия Он обещается подавать пищу с небес, очевидно, утешение чрез Духа, манну духовную. Посредством нее мы укрепляемся во всяком терпении и мужестве и приобретаем силу не падать по немощи в неподобающее. Так укрепляла нас в благочестии и некогда манна духовная, то есть Христос.

Итак, может основательно спросить кто, чего ради столь человеколюбивый и добролюбивый Бог вместо предупреждения прошения медлит обещанием и не наказует с самого начала столь развращенных по своему настроению, хотя подверг наказанию потом, когда, страдая подобной же похотью, стали мечтать о хлебах для насыщения и котлах с мясом и сильно желать зловонного лука; ибо в Числах мы найдем, что некоторые подверглись и наказанию, и «гробами похоти» названа та местность, в которой они стояли тогда лагерем, ибо там, сказано, погребли народ похотливый (Чис. 11:34)?

В ответ на первое скажем, что пожелания подобало дожидаться, без сомнения, для того, чтобы таким образом потом уже благовременно оказаться подателем (желаемого). Ведь даяние для благодетельствуемых бывает особенно приятно тогда, когда его предваряют и предшествуют ему какие-либо удовольствия, заставляющие желать еще не имеющегося блага. Человеческая душа не испытывала бы приятнейшего ощущения, если бы наперед не напрягалась и не возбуждалась удовольствиями благополучия. Но, быть может, скажешь, совсем никакого прошения не было со стороны их, а, напротив, – ропот, раскаяние и обвинение, что действительно и было, вернее сказать. Ответим на это, что людям совершенным по нравственному состоянию, конечно, подобает прошение чрез молитву, но равнозначащим ему будет отчасти ропот людей слабейших вследствие ли нерадения или почему бы то ни было. Спаситель же всех, будучи человеколюбив, конечно, не прогневляется. Как плач у совсем еще юных младенцев иногда служит средством к прошению полезного для них и чрез него мать часто вызывается на дознание приятного ребенку, так и у еще младенчествующих и не возросших умом плач, так сказать, по нерадению имеет значение прошения к Богу. А наказует не вначале, хотя и видит их в подчинении у земных похотей, но уже в средине времени, как мне кажется, по следующей причине. Недавно вышедшие из Египта, еще не получив манны и не имея небесного хлеба, укрепляющего тело человека (Пс. 103:15), естественно впадают в плотские похоти, почему и пользуются снисхождением. А насладившиеся уже Господом, как написано (Пс. 36:4), если духовным благам предпочли плотские, уже подвергаются справедливейшему наказанию и этим наказанием еще оставляют в наследие знаменитый памятник бедствия, ибо «гробы» (надгробные памятники) «похоти» дано имя месту наказания (Чис. 11:34).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III

Георгий Константинович Властов (†1899)

И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.
Ст. 1 До Елима все комментаторы согласны в направлении пути Израильтян, но существует разногласие о том направления, которое избрал Моисей от Елима до горы Синайской. В 1868–69 годах из Англии была послана съемочная комиссия под начальством Вильсона и Пальмера, которая выяснила в главнейших чертах следующее. От Елима, который признается всеми долиной Вади-Гарандель, есть два пути, по которым могла пройти безостановочно значительная масса народа. Один из этих путей, через долину (Вади), Фейран, начинается от приморского пункта Разселима (стан при Черном море Чис. 33:10-11) и имеет хорошую воду. Другой прямее через Деббет-ер-Рамле, который лучшие комментаторы признают пустыней Син. Далее путь проходит мимо Сарабит-ель-каддим, где разрабатывались Египетские медные рудники и существовала военная колония Египтян. Мы должны еще вкратце здесь сказать, что ученые колебались которую из Синайских вершин признать тою, на которую всходил Моисей, и на которой проявлено было величие Божие. Многие признавали священным местом южный пик Синайской группы, известный под именем Джебель Муза; но последняя съемка доказала, что только северная часть Сионской группы гор, с вершиной Раз-Суфсафе, отвечает библейскому описанию, потому что только перед ней расстилается обширная долина, разветвляющаяся на два широкие ущелья (Ер-Раха и Вади- ед-Деир), в которой мог поместиться просторно весь обширный стан Израилев, который в то же время отовсюду мог видеть священную гору. Возвращаясь к тому пути, который избрали Израильтяне, надо полагать, что они шли более северным путем по широкому пустынному ущелью Деббет-ер-Рамле, представляющему более удобный и краткий путь к Синаю, чем путь по Вади Фейрану. Единственное, серьезное возражение, которое делали против этого направления, это то, что оно проходило мимо военной колонии Египетской. Но колония эта, поселенная на рудниках, едва ли могла заключать в себе более тысячи человек, которые не могли устоять против массы Израиля, и по всей вероятности бежали, не дожидаясь Израильтян, в другие колонии, поселенные на других медных рудниках полуострова. Путь по Вади-Фейрану был бы удобнейшим путем для достижения южного пика, Джебал-Муза, но мы видели, что нельзя по топографии местности считать его священною горою, с которой объявлен закон.
Ст. 1 Надо различать пустыню Син от пустыни Синайской (Чис. 33:12-16). Последняя прилегала к самой священной горе. Пустыня же Син, ныне называемая Деббет-ер-Рамле, простирается почти насквозь всей ширины Синайского полуострова между известковым хребтом Ти и гранитными отрогами Синайских гор.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской

Через месяц по выходе их Египта (Чис 33:3) евреи пришли в пустыню Син, не прямо из Елима, а из стана, бывшего при море (Чис 33:10–11).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паримия на праздники Богоявления, Ризположения (11 июля) и Воздвижения. Исход XV:22–27, XVI:1. В сей паримии содержится повествование Моисея о путешествии Израильтян после чудесной переправы чрез Чермное море до пустыни Син.

И воздвигошася от Елима, и прииде весь сонм сынов Исраилевых в пустыню Син, яже есть между Елимом и между Синою (Синаем)

От Елима Израильтяне пришли не прямо в пустыню Син, а имели еще стан у Чермного моря, как видно из перечисления станов в книге Числ. 33:8, и уже отсюда достигли пустыни Син (ныне Ел-Каа.), держа путь к Синаю, ибо она была на дороге между Елимом и Синаем. Это был 8-й стан Израильтян по исходе из Египта. Прошло ровно 30 дней от времени их исхода. Рассмотренная парамия читается в навечерие праздника Богоявления потому, что в этот праздник совершается освящение воды, в котором напрашивается и сообщается воде благодать исцеления душ и телес, подобно тому, как водам Мерры, как видно из паримии, сообщена была такая сила, что они из вредных для здоровья сделались полезными. На праздник Воздвижения Креста Господня рассмотренная паримия читается потому, что описанное в ней услаждение древом горьких вод предызображало силу Креста Христова. а) Силою Креста побеждена смерть, подобно тому, как чрез древо отнята у вод Мерры смертоносная горечь. «Не попуская действовать смертоносной горечи древа (разумеется древо познания добра и зла, оказавшееся смертоносным для возивших), Ты (Господи) совершенно истребил ее Крестом, так некогда дерево же уничтожило горечь вод Мерры, предызображая Крест» (Кан. на Воздв., песнь 9). б) Услаждение вод Мерры предизображало силу Креста в обращении язычников. Блаж. Феодорит говорит: «Древом горькая вода преложена в сладкую. Ибо сим предызображается наше спасение. Спасительное древо Креста усладило горькое море язычества» (Изъяснение трудных мест в книге Исход. Подобное в каноне на Воздв., песнь 4, троп. 1). в) Наконец, размышлением о Кресте и молитвою к Распятому на нем услаждается горечь напастей и бед, а также горечь подвигов самоотвержения в борьбе христианина со страстями и похотями. «Погрузил ты помысл в змеиную зависть и в горечь ненависти, – пишет Нил Синайский, – но имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава, ибо и великий Моисей, в самую горькую воду Мерры вложив древо, немедленно сделал ее весьма сладкою и приятною» (письмо 103). На праздник положения Ризы Господней (10-го июля) рассмотренная паримия читается по тем же причинам, по каким и на Воздвижение, – ибо тот и другой праздник посвящен Кресту Христову.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible