Скрыть
И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рафидиме.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-9, 11, 14-16 После сего прииде Амалик воевать с Евреями. Против Амаликитян ополчился Иисус, а Моисей возшел на гору, и жезл Божий в руце его. Жезл сей Моисей имел в руках тогда только, когда творил знамения и чудеса, чтобы уразумел ты тайну креста, силою которого и Моисей совершал все чудеса. С Моисеем взошли на гору Аарон и Ор, который, как говорят, был муж сестры Моисеевой. Егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль и побивал сопротивные народы, во множестве пришедшие на брань с Евреями. Егда же опускаше руце, одолевали сопротивные народы и побивали тех, которые постоянно роптали на Бога и на Моисея. Моисей воздвижением рук и жезлом у груди явственно изображал знамение креста. Иисус трудился на поле битвы, а Моисей молился на горе. Когда народ видел, что Моисей опускает руки: тогда нападал на него ужас, и бежал он от лица врагов; а когда воздвизал Моисей руки, тогда народ укреплялся и наступал на врагов. И рече Господь к Моисею: впиши сие на память в книги, и вдай Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову. Напиши, чтобы знали все народы, устрашились, и не дерзали вступать с вами в брань, а Амаликитяне покаялись, и тем отвратили от себя грозное определение суда. И созда Моисей олтарь, и прозва имя ему: Господь показал опыт, то есть, Бог на Амалике, народе самом воинственном, показал всем народам, менее его сильным, что, если вступят в брань с Евреями, то будут побиты, как Амаликитяне. Хотя народы сии явно видели, что в Божиих руках и спасение их и погибель, однако же не просили десницы у Евреев в знак мира. И потому, Бог говорит Израильтянами дайте десницу свою городам, прежде нежели вступите с ними в брань. И се рука Господня на престоле, то есть, рука Господня на престоле суда, какой воздвиг Бог Моисею, и брань у Господа против Амалика из рода в род, то есть, пока Амалик будет презрителем Бога.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Августин Аврелий, блж. (†430)

И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме

Нет ни одного греха, которому Божественный Закон противостоял бы больше, чем гордости. И в нем [в этом грехе] тот особенно гордый дух, посредник, ведущий вниз и преграждающий путь наверх, получает большее право господствования, если только его скрытые козни или не обходят другим путем, или он не преодолевается крестом Господним, который прообразовал Моисей, простерши руки для грешного народа, что переводится как Амалик, открыто неистовствующего и мешающего прохождению к земле обетованной.

О Троице

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.

Вопрос 33. Какое оружие употребляли в дело израильтяне, сражаясь с Амаликом?


Когда египтяне потонули, тела их вместе с оружием выброшены были на берег. Завладев сим, израильтяне употребляли в дело в сражениях.

Толкование на книгу Исход


И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик

[И бысть егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль: егда же опускаше руце, одолеваше Амалик]

Вопрос 34. Почему, «егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль, еда же опускаше, был одолеваем»? 


Воздвизая руки, представлял он образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила преобразуемой истины. Ибо как падал Амалик, когда воздвизал руки Божий раб, так, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское. Но и в той брани водрузил победное знамение соименный нашему Спасителю, когда, прияв именование сие и употребив в дело избранных споспешников (Исх.17:9,16), как Владыка Христос употребил служителями святых апостолов.

Толкование на книгу Исход

Андрей Критский, свт. (†740)

Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи.

[Восстань и побеждай плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян – обольстительные помыслы.]

Великий канон, читаемый в среду первой седмицы Великого поста. Песнь 6

Георгий Константинович Властов (†1899)

И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рифидиме.
Ст. 8 Нет сомнения, что Амаликитяне или держали в руках своих те пастбищные места на северо-восточных горных плоскостях Синая, которые нужны были для продовольствия Израиля, или же, вернее, шли войною против Израиля, чтобы выгнать их с занятых ими для скота пастбищ и овладеть их стадами. Война за горные пастбища есть обыкновенное и ежегодно в малом виде повторяющееся во всей Азии явление, так как пастбища или не считаются ничьею собственностию, или же занимаются по произволу, с обязанностию занявшему платить хозяину земли. Что усиливает еще местный колорит рассказа, это нападение Амаликитян именно в июне, когда все стада идут в горы. Может быть (как думают некоторые комментаторы) слух об обильном потоке, когорый даровал Господь Израилю, заставил Амаликитян еще с большею жадностию стремиться отбить у Израиля эту драгоценность. Мы видели, что дефиле Ель-Ватие было ключем позиции на северо-восток от Синая, и в нем завязалась битва.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме

Амаликитяне, потомки Исава через сына его Елифаза (Быт 36:12), – кочевой, живущий грабежом, народ, занимали пространство между Идумеей и Синаем. Судя по свидетельству Втор 25:18, они напали не на главные силы и массы народа, а на последние, утомившиеся в пути и потому отставшие, ряды.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible