Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 3-6 Месяца же третияго, то есть, после сорока пяти дней по изшествии из Египта, взыде Моисей на гору к Богу: и сказал ему Бог: сами видесте, елика сотворих Египтяном, то есть, видели те казни, какими поразил на суше и на море, и подъях вас, яко на крилех орлих, когда путеводил вас облаком. И приведох вас к Себе в гору сию. И ныне, аще послушаете гласа Моего, будете Ми возлюбленнее всех народов, потому что вас одних избрал Я Себе из всех племен. Будете Ми царство и священники, и язык свят. Из них будут цари, из них будут священники, и все они будут святы, то есть, чисты от всякой скверны языческих народов.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым
В чем, как не в теле, искупил Он грехи народа? В чем пострадал, как не в теле, как мы уже сказали, что Христос пострадал по плоти. В чем соделался священником, как не в теле, воспринятом от священнического рода?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
[И ныне аще слухом послушаете гласа Моего и сохраните завет Мой, будете Ми людие избранни от всех язык: Моя бо есть вся земля]
Вопрос 35. Что значит сказанное: «будете Ми людие избранни от всех язык; Моя бо есть вся земля»?
Я Бог, Творец и Владыка всех, и, как Творец, о всех промышляю; вас же освятил Себе как некий народ избранный. Ибо присовокупил: «вы же будете Ми царское священие, язык свят» (Исх.19:6). Как левитов предпочел прочим израильским коленам и освятил на божественное священнослужение не по нерадению о прочих, но чтобы чрез них иметь попечение и о других, так избрал и семя Авраамово, Исааково и Иаковлево, во-первых, потому, что от них имел произойти по плоти Владыка Христос, а потом и для того, чтобы в совершаемом над ними показать собственную Свою силу, научить всех человеков пути боговедения. Когда же было изречено сие, «отвещаша вси людие и рекоша: вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем» (Исх.19:8). Сей народный завет уподоблялся некоей подписи к обязательству. Почему нарушившие то, на что дали свое согласие, подверглись клятвам закона, от которых Владыка Христос освободил уверовавших в Него. Ибо сказано: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» (Гал.3:13). Слово «избранный» Симмах перевел словом «отличный».
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым
Сей завет славы был некогда в древности дарован народу Божию через Моисея, а теперь его открыто дает язычникам апостол Петр, поскольку они явно уверовали во Христа, Который как краеугольный камень в том, в чем Израиль некогда полагал свое спасение, объединил народы, назвав их народом избранным по вере, чтобы отделить от других, ставших из-за отвержения камня жизни отвергнутыми. Он [провозгласил первых] царственным священством, ибо они соединены телом Того, Кто, будучи верховным царем и истинным священником, по праву раздает собственное царство как царь и как верховный жрец, очищающий жертвой собственной крови их грехи. Называет их царственным священством, чтобы не оставляли надежды на вечное царство и не забывали постоянно приносить Богу жертвы безгрешного покаяния.
Толкования на семь канонических посланий
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1Пет.2:5,9).
Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх.19:6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Чис.16). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх.19:6; 1Пет.2:9. Но забывают они, что в том же послании 1Пет.5:1-5, требуется повиновение законному пастырству.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 6 Т. е. каждый из вас священник Бога вышняго; слово святой «Кхо-дешь» означает не только чистый, но посвященный (Богу). Израиль, если бы исполнил повеленное ему от Бога и не уклонялся в мерзости языческие, был бы величественным идеалом народа, из которого каждый был бы мужем правды, мужем лучших и высших человеческих стремлений, и, как таковой, был бы священником, мудрецом, пред которым преклонились бы с уважением все языческие народы.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым
Драгоценную собственность Бога евреи составят потому, что, исполняя его завет, образуют царство священников. Весь народ будет находиться в ближайшем общении с Богом, какого удостаиваются лица – священники, – призванные быть посредниками между Богом и остальными людьми (Лев 10:3). Являясь священником – служителем Господа (Ис 61:6), провозвестником Его воли и спасения, народ будет дорог в очах Божиих (Ис 42). Как царство священников, евреи призваны стать «народом святым» – чистым от грехов (Лев 11:44–45; 20:26; Втор 14:2).