Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?
Прочие
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст.18-19 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают
Ответ повивальных бабок мог удовлетворить фараона ввиду, может быть, известных ему случаев необыкновенно легкого рождения детей арабскими женщинами.
Олег Стеняев, протоиерей
Святитель Амвросий Медиоланский, допуская мысль, что повивальные бабки говорили правду фараону, и что еврейки могли рожать сами без помощи акушерок, предлагает следующие аллегорическое истолкование:
«Наконец, и о прочих еврейских женщинах сказано тебе, что они рожают прежде, нежели придут повивальные бабки, потому что души праведных не ждут для себя изобретения особых искусств и наук и не требуют вспомоществования для возрастания, но по доброй воле приносят плод, превосходя ожидание».
Это истолкование рассказывает о чуде «рождения свыше», о чем Сын Божий беседовал с Никодимом: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:3-6).
Святитель Амвросий, рассуждая о духовном рождении, настаивает, что оно есть в воле Духа Святого и «не требует вспомоществования» человеческого. Действительно, сказано в Евангелии от Иоанна: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8).
Впрочем, каждый православный миссионер выполняет функцию духовной «акушерки», которая помогает человеку пережить духовное рождение. Но и у миссионеров бывают духовные «выкидыши», если миссионеры проповедуют самих себя, свою эрудицию и остроумие, а не Слово Божие. Сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф.23:15)!
Но и при успехе любого миссионерского служения нельзя забывать слова апостола Павла: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1Кор.3:5-7).
Слова: «они здоровы» можно понять и как «они подобны животным, и сами себе повитухи (ивр. хайот)». Подобное сравнение может кого-то шокировать. Но в Писании люди действительно иногда сравниваются с дикими животными. Сказано: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9).
И еще: «Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Быт.49:27).
И еще: «Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины» (Втор.33:17) и так далее, и тому подобное.
Подобные зооморфные сравнения есть в Библии и касательно Господа Бога. Сказано: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор.32:11-12).
И еще: «Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля!» (Ис.31:6).
Подобные сравнения не только людей, но и Господа с животными есть особенность пророческого языка. Сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» (Ос.11:4). То есть Господь говорит с нами в слове Своем «человеческими» словами, представлениями и языковыми категориями (идиомами). Он как бы «подкладывает» пищу удобоваримую в уста пророков, делая Свою волю более понятной для слушателей.