Скрыть
а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-16, 22 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был уже в Египте. И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых

Мы уже говорили, что мучимые и удручаемые невыносимым голодом израильтяне перешли из земли Ханаанской в Египет в числе душ седмидесяти пяти, как написано (Исх. 1:5). С течением же времени их род распространился до бесчисленного множества. Ибо написано: а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та (ст. 7). Когда же получивший жребий управления страною Египетскою стал считать подозрительным такое увеличение числа евреев, то замыслил против них нечто худое, и поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами (ст. 11). А способ озлобления состоял в труде землекопания, в продолжительном и безвозмездном делании кирпичей и в устроении фараону укрепленных городов, то есть окруженных стенами с башнями или столь крепких и великих, чтобы по сравнению с другими они казались совершенно непобедимыми, конечно, по причине множества обитателей. Эти города были: Пифо, Рамесси и другие (ст. 11). Но случилось то, чего не ожидал мучитель в своем намерении. Поелику смиряху, сказано (ст. 12), наказываемых чрез меру толико больше представлялось для него опасности, и они множайшии бываху, так как Бог и чрез самое озлобление хотел принести пользу несправедливо оскорбляемым. Уразумев сие, мучитель сверх прежних трудов измыслил и другие козни. Он повелел иудейским повивальным бабкам, чтобы они, когда повивают у жен, находящихся в муках рождения, зорко смотрели на пол рождающихся и мужеский пол удушали бы, а женскому полу давали жизнь (ст. 15-16). Ибо он ни во что ставил этот последний, как бессильный и невойнолюбивый, удобопреклонный к боязливости и по самому закону природы слабый. Но повивальные бабки не делали такого нечестия и чрез это угождали Богу. Тогда что же беззаконник? Он воспламеняется гневом и побуждает народ свой к употреблению бесстыднейших способов несправедливости. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых (ст. 22).

Но в этом заключается исторический смысл повествования. Теперь же, обращая ум к сокровенному смыслу, мы скажем, что так как помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8:21), по причине недостатка в высших благах, то весь, так сказать, род живущих на земле был поврежден, и как бы некий глад небесных учений поядал нас, как то мы ясно можем видеть и на описываемом в притче о блудном сыне, который прожил отцовское имущество в чужой земле, и рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (Лк. 15:16). Поэтому мы прибегаем к земному, оставив лучшее и желание полезнейшего, чрез которое мы естественно не удалялись бы от милости свыше и были бы близки к Богу. Так отпадши от всего могущего удерживать нас в добре и в союзе с Богом, мы уже не имеем распорядителем наших благ Того, Кто по естеству и истинно есть Владыка. Напротив, удалившись как бы от земли святой, от боголюбезной жизни, и перешедши в постыднейшую и нелепейшую, едва не находящуюся под властью диавола, мы уподобляемся перешедшим из Ханаана в Египет и находившимся под властью фараона и египтян, которые, неразумно предаваясь служению демонскому и имея всякий вид порочности, могли бы представлять в себе образ самого сатаны и подчиненных его, которых и богами именовали, удалившись от наилучших помыслов и недугуя тьмою и мраком невежества. Когда же мы подчинились ужасному и беззаконному владыке, то есть сатане, то были изнуряемы работами над глиною и кирпичами, то есть земными и на земле производимыми гнуснейшими занятиями, не без труда совершаемыми. Ибо несвободны от трудов, хотя и суетны, конечно, развлечения сей жизни. Приставниками же как бы дел наиболее ему любезных, над терпевшими от него обиду, сатана поставил нечистых демонов, или подчиненные ему силы, которые многообразною силою страстей обременяют ум каждого из живущих на земле, боясь, думаю, того, как бы они, обратив к Богу праздный взор ума, не освободили выю свою от рабства ему; потому что естество человеческое очень свободолюбиво. А сколько нечистые демоны и сам сатана вменяют в славу и богатство суетные наши развлечения, заботы плотские и попечения о земных благах, на что образно указывает построение фараону городов израильтянами, когда их изнуряли обработкою глины и выделкою кирпича; столько сатане ненавистны мужественные, то есть склонные к мужеству добродетелей именно. Едва не удушает он способное к борьбе, повергая в тину удовольствий, принимает же бессильное и, как бесполезное, без борьбы подчиняет своему игу. На это ясно указывается, когда говорится, что мужеский пол должен быть ввергаем в воду, а женский пол сохраняем к жизни. Ибо то, что представляется взорам и как бы совершается в действии, есть образ невидимого. Итак, когда недугуя полученным от прародителей греховным состоянием и угнетаемые лишением благ, мы, несчастные, быть может и невольно, стали под иго виновника зла сатаны и в подчинение приставникам порочности, то есть нечистым демонам, и таким образом существо наше было уже на краю гибели, и ничего нельзя было прибавить, чтобы сделать его самым жалким и несчастным, — тогда Бог сжалился над нами, избавил и спас нас. А каким образом это совершилось, о том мы узнаем из последующего и тесно связанного с предшествующим. Ибо то, что написано о божественном Моисее, мы представим как образ и предызображение спасения, совершенного чрез Христа.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7. А сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та
7. Сынове же Израилевы возрастоша и умножишася, и мнози быша и укрепишася зело зело: умножи же их земля.
  Вопрос 1. Как должно разуметь сказанное: «мнози быша»?
Не в поругание израильтянам сказал это Моисей, как разумели некоторые, но выразил многочисленность, т. е. так умножились, что как будто разлились по всей оной земле. Так перевел и Акила. То же открывается и из последующего. Ибо сказано: «умножи их земля», и чрез несколько слов: «пoелику же их смиряху, толико множайшии бываху и укрепляхуся зело зело» (Исх.1:12).

Толкование на книгу Исход

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та

Мы слышали, дражайшие братья, в прочитанном месте, что, когда Иосиф умер, сыны Израилевы расплодились и чрезвычайно размножились, разраслись подобно траве. Что это значит, братья? Пока Иосиф был жив, они не начинали плодиться и не были столь многочисленны, однако позже, когда он умер, говорится, что они разрослись подобно траве, тогда как на деле должны были бы плодиться и размножаться под покровительством и защитой Иосифа. Но, дражайшие братья, то, что было преобразовательно сказано о том [ветхозаветном] Иосифе, то в нашем Иосифе - Господе Иисусе Христе, получило истинное исполнение. Ведь прежде, когда наш Иосиф умирал, то есть когда Его распинали, тогда в Него уверовали немногие; позже, когда Он воистину умер и воскрес, размножились и расплодились во всей вселенной израильтяне, то есть христианские народы. Так и Сам Господь сказал в Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12:24). Ведь в результате крестной смерти драгоценное пшеничное зерно умерло и было погребено, и из этого единственного зерна [Господь] распространился в церквах по всей вселенной, ибо теперь не так, как прежде, когда Бог был ведом лишь в Иудее и только в Израиле почитали имя Его, но ныне от восхода солнца до запада прославляемо имя Его

Проповеди

Георгий Константинович Властов (†1899)

А сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возрасли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
Ст. 7 Т. е. земля Гессем, которая, по-видимому, простиралась от Пелузийского устья Нила до пустыни, прилегая к правому берегу этого рукава. Ныне эта область называется Эс-Шуркие и известна своим плодородием. Жители ее и ныне занимаются скотоводством и рыболовством. Плодородие земли было причиной быстрого увеличения народонаселения, которое вообще в Египте всегда быстро умножалось, когда особенные народные бедствия не останавливали его движения. Мы напоминаем читателю, что от входа в Египет Иакова с семейством до возникновения новой враждебной династии протекло не менее 215 лет. В это время, по-видимому, Израильтяне не испытывали никаких притеснений, и жили дружественно с окружавшим их населением.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та

О размножении евреев говорит и еврейское выражение «ваишрецу» — стали кишеть, подобно быстро размножающимся мелким животным (Быт. 1:20), и ясно свидетельствует количество вышедших из Египта израильтян. Ко времени исхода патриархальная семья превратилась, по меньшей мере, в 2 000 000 человек. Из них 600 000 пеших мужчин, т. е. имеющих 20 лет и выше от роду (Чис. 1:3–46), отмечены в 37 ст. 12 гл. кн. Исход; остальную цифру — 1 400 000 составляют жены и дети. Являясь прямым исполнением данного Иакову обещания (Быт. 46:3), делом Божиим (Пс. 104:24), размножение евреев объясняется и чисто естественными причинами. Первое место среди них занимает необыкновенная производительность египетской природы, сообщавшаяся и жителям нильской долины. По свидетельству Плиния, Сенеки, Аристотеля, Страбона и других, египетские женщины рождали часто и помногу — по три, по четыре и по пяти детей. Мысль о влиянии египетской природы на размножение евреев высказана, между прочим, в греко-славянском переводе, употребляющем вместо подлинного выражения: «наполнилась ими земля», другое: «умножи же их земля», «επληθυνεν δη η γη αυτους». Размножению евреев содействовали, как полагают, и браки с родственными семитическими племенами, издавна поселившимися на восточной границе Египта.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия на вечерне в понедельник Страстной Седмицы (Исх. I:1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. Сынове же Израилевы возрасташа и умножишася, и мнози быша, и укрепишася зело зело: умножи же их земля

От переселения Иакова в Египет до исхода Израильтян из Египта протекло 215 лет. В конце этого периода времени число их было так велико, что при исшествии их из Египта считалось до 600.000 человек, способных носить оружие (Исх. 12:37). В это число не включается весь женский пол и мужеский до 20 лет (Чис. 1:3). Если теперь положить, что между Израильтянами была только четвертая часть людей способных к войне, то всех Израильтян вышедших из Египта было около двух с половиною миллионов. Это размножение Израильтян в рассматриваемом нами стихе описывается так: сынове Израилевы возрасташа, т.е. из малолюдного племени разрослись в многолюдный народ, подобно тому как из маленького, едва приметного побега (зерна горушичного) разрастается великое дерево; умножишася, сделались многочисленными, расплодились, подобно многородящим животным, например рыбам, и мнози быша, точнее с Греческого (χυδαῖοι ε᾿ γε᾿ οντο) – разлились, т.е. распространились по земле, как вода, вышедшая из берегов, наводнили собою страну, и укрепишася зело зело, т.е. вследствие своего многолюдства пришли в такую силу, что могли крепко постоять за себя в случае открытого нападения на них. Для объяснения причины столь быстрого в течении 215 лет, столь по-видимому необычайного размножения Евреев должно иметь в виду следующие обстоятельства: 1) число переселившихся в Египет не ограничивалось, как мы видели, 75-ю душами, ибо в списке переселившихся многие члены Иаковлева дома опущены, не вошли также в этот список рабы и рабыни, хотя те и другие чрез обрезание принадлежали к одному религиозному обществу с членами Иаковлева рода. Как много было рабов у одного Иакова, видно из того, что на обратном пути из Месопотамии в Палестину, он при встрече с братом своим Исавом разделил их на два полка. По переселении в Египет кроме религиозного общения с рабами, Евреи, редко имея возможность вступать в брачные союзы с Египтянами, чуждавшимися их, вероятно вступали в родство с своими рабами, которые чрез это сливались с ними в одно племя и тем способствовали их умножению. 2) Египет, по свидетельству всех древних писателей, есть страна, по свойству климата наиболее способная к многочадию (Аристотель упоминает об одной Египтянке, которая четыре года рождала по пяти детей). На эту естественную причину размножения Евреев в Египте намекают слова рассматриваемого стиха в Греческом и Славянском тексте Библии – и умножи их земля (с Еврейского иначе: наполнилась ими земля). Но 3-тья главная причина чрезвычайного размножения Евреев в Египте заключается в особенном благословении Божием, согласно с неоднократными обетованиями Божиими, данными Аврааму (Быт. 13:16; 15:5) и самому Иакову (Быт. 28:14. Самое переселение Еврейского племени в землю, благоприятствовавшую размножению его, было делом благословения Божия. Удовлетвориться одними естественными объяснениями рассматриваемого явления, нельзя уже по неприменимости их к народонаселению самих Египтян. Так как они поставлены были большею частию в одинаковых естественно-благоприятных условиях с Евреями, то должны были бы в течении многих веков размножиться до нескольких сотен миллионов, которые, конечно, не могли бы прокормиться в Египте. Египет мог вместить и прокормить не больше 6 миллионов народонаселения.

Толкование на паремии из книги Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible