Скрыть
ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его

Когда Он говорит о другой заповеди, не открытой нам совестью, то не только запрещает, но и объясняет причину. Так, устанавливая закон о субботе и говоря: а в день седьмой не делай дела, Он присовокупил и причину покоя. Какую? «Ибо в седьмой день почил Бог от всех дел Своих, которые совершил», и еще: и ты был рабом в земле Египетской (Втор 5:15). Почему же, скажи мне, давая заповедь о субботе, он объяснил и причину, а относительно убийства не сделал ничего такого? Потому что она не из главных и не открыта нам совестью, но является частной и временной заповедью, поэтому она и отменена впоследствии.

Гомилии «О статуях, к народу антиохийскому»

Августин Аврелий, блж. (†430)

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его

Таинство субботы, которое мы, христиане, духовно храним, было заповедано нашим древним отцам, чтобы удержаться от всякого рабского дела, то есть от всякого греха, ибо Господь говорит: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34), и иметь покой в нашем сердце, то есть духовный мир. И хотя мы пытаемся достичь этого в этом веке, тем не менее не достигнем такого совершенного успокоения, пока не уйдем из этой жизни.

Трактат на Евангелие от Иоанна

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Вопрос 43. А почему не постановил быть сему в другой день?


Сие может иной сказать и о всяком другом дне, почему избрал этот, а не другой. Впрочем, есть некоторое доказательство, сильное для того, чтобы убедить и жестокосердие иудеев, именно же следующее: Бог всяческих создал все в шесть дней, в седьмой же не творил ничего и почтил день сей благословением. Ибо сие сказал Моисей: «зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седмый и освяти его»

Толкование на книгу Исход

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его

По Закону народу приказано в течение шести дней трудиться, а на седьмой день – отдыхать; в течение шести лет возделывать землю и собирать урожай, а на седьмой год выходит повеление прекратить работу – поскольку Сам Господь в течение шести дней созидал красоту мира, а на седьмой отдохнул от трудов Своих. Всем этим мы таинственно научаемся, что те, кто в этой жизни, которая состоит из шести возрастов, предстают перед Господом в добрых делах, те будут введены Господом в субботу будущего века, то есть в вечный покой.

Гомилии на Евангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-11 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его

Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому (Быт. 2:3; Исх. 16:23 и д.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона.

Израиль должен помнить об освящении субботы (31:13-14; Лев. 19:3, 30; 26:2; Втор. 5:12), т. е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода (31:15; 34:21; Лев. 19:3), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела (Лев. 23:3), – собирания манны (16:26), приготовления пищи в вареном и печеном виде (16:23), сеяния и жатвы (34:21), возжигания огня (35:3), собирания дров (Чис. 15:32), ношения тяжестей (Иер. 17:21), торговли (Ам. 8:5), работы в точилах, перевозки снопов и товаров (Неем. 13:15). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т. е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном.

Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом (ст. 11): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода (31:16-17). По указанию Втор. 5:15, суббота празднуется в также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible